Дата публикации: 16-08-2017 Раздел: Организация здравоохранения
Духанина: Необходимо законодательно установить единые правила оказания медпомощи в образовательных организациях
Существующая система охраны здоровья школьников не гарантирует учащимся своевременной и эффективной медицинской помощи, в том числе экстренной. Для исправления ситуации требуется изменить системный подход к школьному здравоохранению, усовершенствовав законодательную базу. К таким выводам пришли эксперты ОНФ, проанализировав отчет Минздрава РФ о выполнении поручения президента РФ по обеспечению охраны здоровья учащихся и проведя мониторинг на эту тему.
«Проблемы школьного здравоохранения устойчиво сохраняются во многом потому,
что их решение ограничено несовершенством действующего законодательства.
Необходимо законодательно установить единые правила оказания медицинской помощи
в образовательных организациях и их медицинских блоках, обязанности
образовательных и медицинских организаций, алгоритм взаимодействия медучреждения
и врача образовательной организации, нормирование и оплату труда работников
отделений медицинской помощи обучающимся», - отметила член Центрального штаба
ОНФ, депутат Госдумы Любовь Духанина.
Президент РФ и лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поручил в
декабре 2016 г. проанализировать ситуацию в области охраны здоровья обучающихся
в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные
программы, и принять необходимые меры по охране их здоровья, включая оказание
первичной медико-санитарной помощи.
В контексте этого поручения эксперты ОНФ провели в мае-июле этого года во всех
регионах страны мониторинг, в ходе которого было опрошено более 3 тыс.
родителей. Только 53% респондентов сообщили, что их ребенок регулярно проходит
медосмотр или диспансеризацию в школе, и лишь 35% - что учебная нагрузка на
детей, по их мнению, соответствует нормам. Наличие в школе медицинского кабинета
и горячего питания подтвердили примерно 84% опрошенных. Лишь 44% респондентов
сообщили о бесплатном двухразовом питании в школьной столовой для детей из
малообеспеченных семей и детей-сирот. На то, что для таких детей, а также для
ребят с ограниченными возможностями здоровья в школе нет необходимых условий
обучения, указали 19% родителей, еще 15% не смогли дать ответа.
Чрезмерные образовательные нагрузки и нерациональное школьное питание в числе
других факторов приводят к нарушениям здоровья детей и приобретению различных
заболеваний, отмечают эксперты ОНФ. Так, по данным Росстата за 2016 г., на 100
тыс. детей в возрасте до 14 лет приходилось около 177,6 тыс. заболеваний. Данный
показатель составлял в 1990 г. 113,5 тыс. заболеваний и с тех пор неуклонно рос
вплоть до 2011 г. (191,3 тыс.), после чего наметился некоторый спад.
«Ситуация не улучшится кардинально, если не обеспечить профилактику, раннее
выявление заболевания у школьников и своевременное лечение. Однако в условиях,
когда врачебный персонал в образовательных организациях представлен
совместителями, работающими на полставки, а медсестры приходят в школу лишь в
определенные часы, решение этих задач крайне затруднительно», - считает
Духанина.
По ее мнению, крайне остро стоит вопрос оказания работниками школ первой помощи
детям в случаях, не требующих вызова бригад «скорой помощи». Учителя не имеют ни
необходимых для этого навыков, ни права на медпомощь детям. В результате в
отсутствие школьного медработника им приходится звонить в «скорую» по любому
поводу. В серьезном случае ситуация может стать угрожающей, поскольку экстренную
первичную помощь до приезда бригады врачей ребенку оказать бывает некому.
Ключевым элементом в обеспечении здоровья учащихся должен стать школьный врач,
прошедший обучение мониторингу состояния здоровья детей и специфике работы в
образовательной организации, считает она.
«В связи с этим необходимо законодательно закрепить основы межведомственного
взаимодействия образовательных и медицинских организаций, а также полномочия
системы образования и системы здравоохранения при организации охраны здоровья
школьников. Кроме того, требуется законодательно установить механизмы
обеспечения кадрами, материально-техническим оснащением школьных медицинских
кабинетов, их финансирования», - подчеркивает член Центрального штаба ОНФ. По ее
мнению, важно также законодательно закрепить ответственность родителей за
здоровье школьников в случаях отказа от вакцинации детей и отказа предоставлять
в образовательную организацию сведения о хронических заболеваниях у ребенка.
«Состояние здоровья детей и подростков - важнейший показатель благополучия
общества и государства. Особые усилия в этой области необходимо прилагать
сегодня, в условиях усиления школьных нагрузок, которым сопутствуют стрессы,
психоэмоциональный дискомфорт, низкая двигательная активность. Серьезную
опасность представляет собой нездоровая экологическая обстановка в ряде
регионов, распространение вредных привычек. Вопрос контроля здоровья школьников,
оказания им своевременной и квалифицированной медицинской помощи,
акцентированный на форуме ОНФ по вопросам медицины в сентябре 2015 г., остается
в центре внимания активистов Народного фронта. Мы настойчиво добиваемся
возвращения в школу врача и медсестры и будем последовательно реализовывать
другие законодательные инициативы, нацеленные на гарантированную защиту здоровья
учащихся, которая является одной из ключевых задач Десятилетия детства,
объявленного президентом Путиным», - заключила Любовь Духанина.
Источник: |