MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет


Дата публикации: 18-12-2017
Раздел: Педиатрия и неонатология

Преимущество раздельного применения витаминно-минеральных комплексов у детей и подростков

И. Н. Захарова, доктор медицинских наук, профессор
В. И. Свинцицкая, кандидат медицинских наук
Л. И. Елизова

ГОУ ДПО РМАПО МЗ РФ, Москва

Правильное питание является важнейшим фактором, способствующим развитию здорового ребенка. Особое внимание следует уделять этой проблеме у детей старшего школьного возраста, особенно подростков. Именно для них типичным является однообразная еда, употребление продуктов с высоким содержанием углеводов, сильно газированных напитков, излишнее соблюдение диет, а также курение, прием алкоголя. Подростковый период жизни характеризуется особенностями обмена веществ, обеспечивающими столь интенсивное физическое, половое развитие в этом возрасте, что определяет высокий риск развития различных патологических состояний. Значимая роль в их развитии может быть связана с дефицитом витаминов, которые предупреждают развитие острых инфекционных заболеваний, обеспечивают нормальное пищеварение, кроветворение, функционирование центральной нервной системы [1].

По обобщенным данным, дефицит витаминов выявляется у большей части населения России: аскорбиновой кислоты — у 70–100% населения; тиамина, рибофлавина, фолиевой кислоты — у 60%; бета-каротина — у 40–60% населения. При воздействии ряда химических факторов частота дефицита витаминов А и Е может достигать 10–30% [2]. Значительный дефицит витаминов регистрируется и среди детей школьного возраста. Обеспеченность школьников витамином С составляет лишь 50%, В1 — 31%, В2 — 36%, В6 — 36%, Е — 21%, витамином А — 17%, бета-каротином — 29% [3, 4].

Наряду с этим, не только витамины, но макро- и микроэлементы чрезвычайно важны и полезны для здоровья. Минеральные вещества входят в состав всех клеток и тканей организма, они необходимы для функционирования мышечной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем. Совместно с витаминами минералы и микроэлементы участвуют в синтезе жизненно важных соединений, обмене белков, жиров, углеводов, кроветворении, пищеварении и т. д. Многие из них обладают иммуномодулирующим эффектом (Fe, I, Cu, Zn, Co, Cr, Mo, Se, Mn, Li), что особенно важно для детей и подростков [3]. Недостаточное поступление минеральных веществ в организм может привести к развитию различных заболеваний. Так, например, дефицит кальция приводит к кальциопеническим состояниям, магния — к нарушениям со стороны сердечно-сосудистой системы и гипомагниемическим судорогам, а также предрасполагает к повышенной подверженности организма к стрессам, синдрому хронической усталости и головным болям [5–7]. При йодной недостаточности у детей наблюдается задержка нервно-психического развития, снижение работоспособности [5–7]. На фоне дефицита фтора поражаются зубы (зубной кариес, гипоплазия эмали и т. д.) [5]. Недостаточное поступление в организм меди способствует развитию костной деминерализации, нарушению формирования коллагена, иммунного статуса [5–7]. При дефиците хрома отмечается повышенная возбудимость и раздражительность, страдает память, функции ЦНС [5–7]. Недостаточное потребление железа является причиной нарушения психомоторного и интеллектуального развития детей [5–7]. Дефицит цинка сопровождается дисфункцией иммунитета, заживления ран [5–10].

Восполнить дефицит макро- и микроэлементов с помощью пищевых продуктов невозможно. Это обусловлено не только сезонной зависимостью потребления их количества, но и с возможностью проявления антагонистического влияния элементов друг на друга. Часто эти взаимодействия существуют на уровне организма, когда один компонент оказывает влияние на эффекты другого в желательную или нежелательную сторону. Хорошо известно, что железо, кальций, магний и цинк конкурируют друг с другом. Кальций и железо ингибируют адсорбцию марганца, а цинк — меди. Кроме того, указанные минералы используют одинаковые или близкие транспортные системы в кишечнике. При этом некоторые из них в крови и тканях связываются с одними и теми же белками-переносчиками, а значит, и здесь они конкурируют друг с другом. Другой тип отрицательных взаимодействий иллюстрируется витамином С, который при повышенном употреблении может вызвать дефицит меди. Многочисленны и положительные взаимные эффекты между витаминами и минералами. Например, для усвоения кальция необходим витамин D. В действии витамина В6 и магния имеется синергизм, они взаимно усиливают усвоение и эффекты друг друга. Синергизм отмечается и во взаимодействии антиоксидантов: витаминов А, Е и С между собой, а также витамина Е с селеном [11]. Таким образом, для коррекции микронутритивной недостаточности у детей целесообразно разделение приема витаминов и минералов с целью уменьшения отрицательных и сохранения положительных взаимодействий между витаминами и минералами.

Целью нашего исследования явилось определение эффективности раздельного во времени приема витаминов и минералов (АЛФАВИТ Школьник) по отношению к одновременному приему таблеток витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник, а также сравнение с другим витаминно-минеральным комплексом (препарат сравнения — Компливит Актив), содержащим сходный химический состав, у детей с хроническим гастродуоденитом.

Материалы и методы исследования

Нами обследовано 60 детей в возрасте от 7 до 14 лет, находившихся на оздоровительном лечении в детском санатории «Малаховка» Московской области. Среди них было 25 мальчиков (41,7%) и 35 девочек (58,3%). В исследование были включены дети с хроническим гастродуоденитом в стадии ремиссии. Обследованные больные имели различную давность заболевания: от 2 до 8 лет (в среднем 5,04 ± 2,1 года). Наряду с основным заболеванием, у 47 детей (87,3%) отмечалась различная сопутствующая патология: гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) — у 3,7%, дисфункция билиарного тракта (ДБТ) — у 3,7%, хронический панкреатит — у 1,8%, ожирение 2-й степени — у 1,8%, бронхиальная астма — у 7,4%, малые аномалии развития сердца — у 11,1%, инфекция мочевой системы — у 1,8%, хронический тонзиллит — у 7,4%, хронический аденоидит — у 3,7%. Подавляющее число детей (87,3%) относились к группе диспансерного наблюдения как часто болеющие дети. В анамнезе ни у одного ребенка не отмечалось проявлений пищевой и (или) медикаментозной аллергии. Трое детей получали курс витаминов (Аевит, аскорбиновую кислоту) за 6 месяцев до поступления в санаторий.

Всем детям проводилась оценка питания, общего состояния, оценивались наличие и степень выраженности гастроинтестинальных симптомов. На основании специального опросника выявлялись симптомы гипомикроэлементозов (цинка, кальция, железа, магния) до исследования и через 21 день после приема витаминно-минеральных комплексов. Оценка каждого клинического признака проводилась по балльной системе: 0 баллов — признак отсутствует; 1 балл — стертая клиника, остаточные явления; 2 балла — умеренная клиника; 3 балла — ярко выраженная клиника.

Все дети были разделены на три группы: 1-я группа (n = 21) получала витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ Школьник по 1 таблетке 3 раза в день (основная группа), 2-я группа (n = 19) — витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ Школьник по 3 таблетки 1 раз в день (контрольная группа), 3-я группа (n = 20) — витаминно-минеральный комплекс — препарат сравнения — 1 раз в день (группа сравнения). Наряду с оценкой клинических признаков микроэлементозов, 54 детям проводилось лабораторное исследование содержания микроэлементов в сыворотке крови методом высокоэффективной жидкостной хроматографии (железо, кальций) до исследования и через 21 день приема витаминно-минеральных комплексов. Шесть детей (трое из контрольной группы и трое из группы сравнения) выбыли из исследования в связи с развитием острого респираторно-вирусного заболевания.

Результаты и их обсуждение

Анализ анамнестических данных показал, что до поступления в санаторий диету соблюдали только 13 больных (21,7%), остальные дети (41 больной — 78,3%) периодически употребляли газированные напитки, жирную, жареную, соленую, копченую пищу, чипсы. У большинства обследованных детей на момент включения в исследование периодически отмечались различные диспепсические нарушения: снижение аппетита — у 12 детей (20,0%), неприятный вкус во рту — у 10 детей (16,7%), изжога — у 16 детей (26,7%), тошнота — у 10 детей (16,7%), метеоризм — у 12 детей (20,0%), боли в животе — у 19 детей (31,7%), флатуленция — у 12 детей (20,0%), запоры — у 21 ребенка (35,0%).

Наряду с различными гастроинтестинальными симптомами, данные клинического обследования позволили выявить нарушения со стороны органов и систем, свидетельствующие о возможной недостаточности витаминов и микроэлементов среди обследованных детей (табл. 1).

При этом степень выраженности дефицита микроэлементов была различной: недостаточность кальция составила 90,2%, цинка — 42,6%, магния — 91,8%, железа — 59,01%. Признаки возможного компенсированного дефицита цинка, железа, магния, кальция (сумма баллов до 7) отмечались у 100%, 91,6%, 62,5%, 80% детей соответственно. Вероятный декомпенсированный вариант минеральной недостаточности (сумма баллов от 7 и более) выявлялся у 8,4% детей по уровню железа, у 37,5% больных — магния и 20% обследованных — кальция.

Анализ содержания микроэлементов в сыворотке крови до начала терапии показал различный их уровень во всех исследованных группах, и различия эти не были достоверными (р > 0,05) (табл. 2).

Учитывая выявленные клинические и лабораторные признаки различной минеральной недостаточности, всем детям был назначен витаминно-минеральный комплекс в соответствии с ранжированием групп. На фоне приема витаминно-минеральных комплексов ни у одного больного не отмечено ухудшения самочувствия, аллергических реакций или других нежелательных эффектов, связанных с их приемом, что свидетельствует о высокой безопасности препаратов. На 21-й день от начала диетотерапии в санатории и приема витаминно-минеральных комплексов отмечалось снижение выраженности диспепсических явлений, а у ряда пациентов эти проявления были купированы (рис. 1).

Клинически у детей отмечалось повышение аппетита (р < 0,001), практически у всех больных купировались «тощаковые» боли в животе, изжога (р < 0,001). Отмечено незначительное улучшение состояния кожи, слизистых. На фоне применения витаминно-минерального комплекса достоверно (р < 0,001) уменьшилось число детей с повышенной утомляемостью. Наряду с этим после курса лечения уменьшилось число детей, имевших сонливость, восстановилась целостность кожных покровов и слизистых (ликвидированы трещины кожи, явления хейлита), не отмечалась кровоточивость десен.

При этом наилучший результат балльной оценки клинических симптомов различной минеральной недостаточности оказался при раздельном употреблении витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник. Наряду с этим отмечалась значительная положительная динамика уровня кальция, железа в сыворотке крови во всех исследованных группах (р < 0,05). Однако в группе сравнения выявлено достоверное снижение уровня магния, цинка в сыворотке крови после лечения (табл. 3).

Полученные данные также показали наибольший прирост уровня микроэлементов в сыворотке крови на фоне раздельного приема витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник (рис. 2).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии приема витаминов и минералов, входящих в комплекс АЛФАВИТ Школьник, на организм детей и подростков, что позволяет сделать следующие выводы.

  1. АЛФАВИТ Школьник является высокоэффективным препаратом для коррекции витаминно-минеральной недостаточности у детей.
  2. Применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник у детей позволило в назначенные сроки (21 день) значительно улучшить или полностью купировать клинические проявления минеральной недостаточности.
  3. На фоне диетотерапии и приема витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник в условиях санатория у детей с хроническим гастродуоденитом значительно уменьшились диспепсические нарушения (нарушение аппетита, боль и вздутие живота, усиленное газообразование, запоры).
  4. Наибольший прирост уровня минералов в сыворотке крови отмечался при раздельном применении витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник.
  5. АЛФАВИТ Школьник является абсолютно безопасным средством коррекции витаминно-минеральной недостаточности у детей. На фоне лечения АЛФАВИТОМ Школьник ни у одного из пациентов не отмечено ухудшения самочувствия, аллергических реакций или других нежелательных эффектов.

Литература

  1. Серветник-Чалая Г. К., Колесова О. А. Витамины и здоровье. Алма-Ата. 1991. С. 42.
  2. Тутельян В. А., Спиричев В. Б., Суханов Б. П., Кудашева В. А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. Справочное руководство. М.: Колос, 2002. С. 168–197.
  3. Спиричев В. Б. Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей. М.: Валетек, 2007. 24 с.
  4. Руководство по лечебному питанию детей / Под ред. К. С. Ладодо. М.: Медицина, 2000. 384 с.
  5. Кудрин А. В., Скальный А. В., Жаворонков А. А., Скальная М. Г., Громова О. А. Иммунофармакология микроэлементов, КМК. М., 2000. 576 с.
  6. Витамины и минералы в современной клинической практике. Возможности лечебных и профилактических технологий / Под ред. О. А. Громовой, Л. С. Намазовой. М., 2003. 56 с.
  7. Кудрин А. В., Громова О. А. Микроэлементы в неврологии. Серия «Обучающие программы ЮНЕСКО». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 304 с.
  8. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. М.: Министерство здравоохранения СССР. 1991.
  9. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М., Балканская С. В., Высоцкая Л. М. и др. Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссенциальных веществ // Лечащий Врач, 2007. № 2. С. 91–93.
  10. Цинк в педиатрической практике (учебное пособие). М.: Медпрактика-М, 2001. 84 с.
  11. Метаболизм магния и терапевтическое значение его препаратов. М.: Медпрактика-М, 2002. 28 с.
  12. Коровина Н. А., Захарова И. Н., Заплатников А. Л., Обыночная Е. Г. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы к коррекции. Руководство для врача-педиатра. М., 2004.

Статья опубликована в журнале Лечащий Врач


Эта статья / новость опубликована на сервере MedLinks.ru
URL статьи / новости http://www.medlinks.ru/article.php?sid=76247
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru