Будущее медицины стало одной из ключевых тем в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Выступая на пленарном заседании Форума, Президент России Владимир Путин отметил, что приоритет работы правительства - «войти в число передовых стран по продолжительности и качеству жизни [граждан]». По словам президента, для этого, в том числе, необходимо сделать отечественное здравоохранение одним из передовых в мире.
В свою очередь министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова среди основных
определяющих факторов развития медицины в стране в ближайшие 30 лет назвала
науку, продолжительность жизни и здоровье россиян.
Эти стратегические задачи также обозначены в новом курсе развития
здравоохранения, изложенном в указе Президента о Национальных целях до 2024
года. Наиболее эффективно, на мой взгляд, они могут быть реализованы через
страховые принципы.
К вопросам, требующим первоочередного решения, относятся также поставленные
Президентом задачи по решению проблем укомплектованности медицинских организаций
врачами, их должной квалификации, доступности медицинской помощи и качества ее
оказания.
Действенной мерой могло бы стать повышение ответственности медицинских
организаций по выявленным страховщиками нарушениям с одновременной помощью
медикам в вопросах повышения качества и доступности медицинской помощи.
Также улучшению качества медицинской помощи может серьезно способствовать
повышение мотивации врача и его заинтересованности в результатах своей работы за
счет привязки размера заработной платы к результатам его труда. Таким образом,
врач, действительно профессионально выполняющий свои обязанности, сможет
получить более достойное вознаграждение, а престиж профессии врача в нашей
стране будет возрождаться.
Реализация такой зависимости в мировой практике традиционно выполняется
страховыми компаниями на основе их независимой оценки качества оказанной
медицинской помощи. Данная схема приводит в действие и остальные страховые
механизмы: возникает конкуренция за пациента, растет качество медицинской помощи
и сервиса при ее оказании.
Принципиально должны измениться взаимоотношения между ключевыми участниками
системы ОМС: пациенты должны научиться пользоваться своими правами и
использовать для этого своего бесплатного помощника – страховую медицинскую
организацию, в которую они могут обратиться при возникновении любых вопросов,
связанных с реализацией их обозначенного законом права на получение качественной
и доступной медицинской помощи. Вопросы контроля оплаты услуг, которые на самом
деле должны оказываться населению бесплатно, в этой связи также должны выйти на
первый план.
Последовательная реализация этих мер способствует наиболее эффективному и
быстрому построению и развитию пациенториентированной модели здравоохранения, в
центре которой - интересы именно пациента.
Развитие таких принципов и взаимоотношений является платформой для запуска
рисковой составляющей в страховой модели - путем делегирования страховщикам
части риска нехватки финансирования и рычагов управления им, что в свою очередь
качественно меняет эффективность расходования средств в здравоохранении в лучшую
сторону.