Экспертное совещание «Совершенствование системы закупок в сфере здравоохранения: реализация «майского указа» Президента РФ», прошло на площадке Общероссийского народного фронта.
Поводом к разговору с участием врачей, представителей медучреждений,
профильных министерств и экспертов рынка стала реализация «майского указа»
Президента РФ, определяющего национальные цели и стратегические задачи развития
России на шестилетний период. Большой блок задач в указе посвящен проблемам
медицины.
В ходе совещания эксперты сошлись во мнении, что решения о госзакупках
лекарств должны принимать, прежде всего, медики. «Часто возникает ситуация,
когда невозможно быстро закупить необходимый препарат, из-за запрета на его
ввоз. Врач не хочет брать на себя ответственность за начало приема
незарегистрированного препарата, хотя законодательство РФ разрешает ввоз таких
лекарств для личного пользования. В итоге, приходится лечить, тем, что закупили»
- отметила Наталья Смирнова – член национального совета экспертов по редким
болезням.
«Мы находимся под жестким ценовым прессом. – Подчеркнул в своем выступлении
Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических
производителей. - Вопрос госзакупок тесно связан с ценообразованием.
Невозможность повысить цену по объективным причинам (изменение курсовой разницы,
рост цен на сырье, инфляция и т.д.) приводит либо к нерентабельности
производства препарата и тогда мы его снимаем с производства, либо качество
препарата начинает плавно падать, потому что закупается все более дешевая
субстанция. Так, например, цена на вакцину, которую применяют у детей
АКДС-микроген – 8 руб. вместе с упаковкой. Приближаемся к тому, что лекарства от
СПИДа – таблетки, должны будут стоить 2 руб. Это неизбежно приводит к снижению
качества»
Обратившись к теме лекарств для детей эксперт отметил, что сегодня, в
нарушение закона, для этой группы пациентов применяются взрослые препараты с
корректированной дозировкой. Детские препараты производителям выпускать не
выгодно: рынок маленький, возрастных групп много, клинические исследования
дорогостоящие, а риски больше, чем у взрослых пациентов. И это проблема не
только российского фармпрома – это проблема общемировая, подчеркнул Виктор
Дмитриев. «Если государство возьмет на себя финансирование клинических
исследований, которые проводятся в государственных клиниках, это поможет снизить
финансовую нагрузку на производителей и позволит обеспечить педиатров легальными
препаратами».
В июне Минздрав России совместно с ФАС подготовили законопроект, который
позволит расширить понятие взаимозаменяемости лекарств, что напрямую относится и
к госзакупкам. Сейчас всего 16% лекарственных препаратов признаны
взаимозаменяемыми, но решить вопрос о расширении перечня взаимозаменяемых
препаратов могут только эксперты, между тем, это позволит снизить цену и
уменьшить вариативность. Пока же информация о взаимозаменяемости лекарственных
средств, вызывает больше вопросов, чем ответов. Не все препараты оказались
взаимозаменяемыми.
Виктор Дмитриев отметил, что взаимозаменяемость объективно себя оправдает,
когда в полную силу заработает система фармаконадзора. «Необходимо наладить
обратную связь. С одной стороны, установить ответственность специалистов,
которые проводят клинические исследования препаратов и ставят свои подписи. С
другой стороны, врачи должны сообщать объективную информацию о побочных эффектах
препаратов».
Росздравнадзор проводит масштабную работу в этом направлении, создавая модель,
рекомендуемую ВОЗ. Система действует во всех регионах, где опорными точками
являются терорганы РЗН, и уже показывает свою нужность и востребованность.
«Для того, чтобы система, которая создана, эффективно работала – необходимо
двустороннее движение в обоих направлениях. – Подчеркнул Дмитрий Пархоменко,
заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
- Необходимы сообщения врачей о непредвиденных реакциях, которые возникают. А на
практике мы сталкиваемся с тем, что специалисты говорят, что препарат не
действует, а сигналов по системе не получаем. Если обратной связи не будет, то и
эффективности фармаконадзора не будет».
Президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев в своем выступлении
сообщил, что качество жизни пациентов с орфанными заболеваниями изменилось в
лучшую сторону и во многом благодаря грамотной государственной политике в этом
направлении. «Необходимо совершенствовать механизмы осуществления госзакупок,
конечной целью, которых должно стать улучшение качества жизни пациентов всех
категорий» - отметил специалист. Завершая свое выступление, Юрий Жулев привел
любопытное сравнение: «В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N
44-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.07.2018) Статья 93. Часть 1. Пункт 5: заказчик вправе
осуществлять закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным
учреждением культуры на сумму, не превышающую 400 000 руб. При этом в пункте 28,
где речь идет о закупках лекарственных препаратов, заказчик вправе заключить
контракт на поставки лекарственных препаратов на сумму, не превышающую лишь 200
000 руб.» Обращаясь к заместителю директора Департамента бюджетной политики в
сфере контрактной системы Министерства финансов РФ Ирине Куст, президент
Всероссийского общества гемофилии предложил внести в Госдуму проект поправки в
закон, который изменит эту норму, и поднимет сумму для закупки лексредств до 400
000 руб. Минфин, в свою очередь, поддержал инициативу.
Обсуждаемых вопросов на совещании было много и эксперты сошлись во мнении о
необходимости создания тематических рабочих групп для дальнейшей конструктивной
работы. Итоговый документ с предложениями по реализации «майского указа»
планируется подготовить и направить в кабинет министров к сентябрю.