В современном обществе ведется активная работа по облегчению социализации детей с различными особенностями развития.
Социальная адаптация детей с детским церебральным параличом остается одной из
наиболее актуальных проблем. Однако отсутствие комплексного подхода, единых
стандартов в подготовке кадров, разрозненность действий различных социальных
институтов является стопором в решении данной проблемы. Социальная адаптация
детей с инвалидностью в дошкольном и школьном образовании определяется как
педагогическая
проблема. Разработка различных методик и программ адаптации таких детей –
основная задача коррекционной педагогики.
При реабилитации и социализации детей и подростков с церебральным параличом
педагогическая наука определяет основные направления работы. В программе и
методических рекомендациях по социальной адаптации детей с сочетанием тяжелого
двигательного и интеллектуального дефекта при церебральном параличе выделяют
следующие области:
1. Развитие коммуникативных навыков;
2. Развитие социально-бытовых навыков;
3. Создание адекватной коррекционно-развивающей среды.
Целью программы социальной адаптации является конструирование индивидуальной
среды развития ребенка с ограниченными двигательными и интеллектуальными
возможностями, способствующей эффективному освоению социального пространства,
адаптации и полноценной жизнедеятельности, а также обучение навыкам,
способствующим взаимодействию с социумом. При реализации индивидуальная
программа реабилитации и социализации ребенка или подростка разбивается на
несколько этапов:
- диагностика навыков, необходимых для социальной адаптации;
- диагностика социальной среды;
- организация коррекционно-развивающей среды, соответствующей возможностям и
способностям ребенка/подростка;
- обучение ребенка/подростка элементарным навыкам самообслуживания, навыкам
взаимодействия с окружающими;
- формирование у ребенка/подростка максимально возможной самостоятельности в
созданных условиях;
- работа с родителями и педагогическим коллективом по обучению взаимодействию с
ребенком/подростком.
Первая форма социального общения между детьми – это контакты, возникающие между
ними по поводу игрушек или предметов. Дети могут подражать друг другу,
координировать свои действия и стараться понять друг друга. По мере того как
развиваются коллективные навыки, способности к совместным действиям и навыки
общения, взаимодействие со сверстниками становится все более стабильным и
продолжительным. Развитию коммуникативных навыков и формированию позитивного
опыта общения способствует развитие положительных качеств личности
ребенка/подростка: доброжелательности, терпения, понимания, взаимоуважения,
сочувствия, уверенности в себе, инициативы, самоконтроля.
Коррекционно-развивающая среда в специальном дошкольном учреждении
компенсирующего вида должна соответствовать как общим нормативным актам
проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях,
так и отвечать задачам коррекционно-компенсаторной работы, направленной на
преодоление трудностей социальной адаптации детей с особенностями развития, а
также быть гибкой и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Коррекционно-развивающая среда базируется на учете «зоны актуального развития
ребенка» и определяет условия для формирования «зоны ближайшего развития» на
принципах поэтапного, многоступенчатого подведения ребенка в
коррекционно-развивающую среду.
Дети/подростки с различными формами ДЦП зачастую имеют ряд сложностей с
установлением контакта с окружающей средой, гиподинамию, нарушения
психоэмоциональной сферы и частую зависимость от взрослых, а в наиболее сложных
случаях – сложную комбинацию этих факторов. Все это требует создания специальных
условий для систематического развития детей/подростков при выполнении упражнений
в различных видах деятельности, разработки и внедрения временных видов
исследования, скрининга и мониторинга детей в различных состояниях, выявления
наиболее эффективных способов развития для каждого конкретного случая.
Статья подготовлена Благотворительным фондом «Подарок ангелу» в рамках проекта
«Ступени взросления». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских
грантов.