MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет


Дата публикации: 24-09-2021
Раздел: Педиатрия и неонатология

Что следует знать среднему медицинскому персоналу при реализации программ восстановительного лечения детей

Василевский И.В.
Белорусский государственный медицинский университет

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества в целом, так как дети составляют единственный резерв страны, который в недалеком будущем будет определять ее благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки. В последние годы здоровье детей и подростков стало предметом особой тревоги общества. Стратегическим направлением в сохранении здоровья детей и подростков являются активное внедрение в нашу жизнь здорового образа жизни, профилактика различных патологических состояний. Детям, имеющим факторы риска или признаки хронической патологии необходимо широко проводить восстановительное лечение (различные реабилитационные мероприятия) как в условиях амбулаторно-поликлинических, так и санаторно-оздоровительных учреждений.

В современных условиях восстановительное лечение детей должно рассматриваться как единый медико-психолого-педагогический процесс, включающий в себя помимо комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий психологическую коррекцию, направленную на формирование у ребенка адекватного осознания себя в ситуации болезни, активное привлечение семьи, всех ее членов (при семейной реабилитации) к процессу восстановительного лечения. Имеющая место недооценка меди-цинскими работниками социально-психологических аспектов реабилитации и, наоборот, социально-психологической службой медицинских показаний и особенностей детей, принципов необходимой достаточности того или иного вида помощи с учетом возрастных и половых особенностей пациентов, идейного осмысления преемственности работы учреждений различной ведомственной принадлежности – вот те главные причины, которые самым негативным образом сказываются на конечном результате общей работы – медицинской и социальной адаптации ребенка с проблемами здоровья.

Средний медицинский персонал, участвующий в реализации программ восстановительного лечения детей, должен учитывать тот факт, что результаты клинических наблюдений, эпидемиологических исследований последних лет заставили обратить внимание на значительно возросшую группу психосоматических функциональных заболеваний (состояний) как фактор риска хронизации патологии. Функциональные заболевания характеризуются отсутствием выраженных изменений результатов общепринятых лабораторных и инструментальных методов обследования, а также обратимостью выявленных отклонений в различных системах организма при условии своевременной и адекватной терапии. К психосоматической функциональной патологии относятся такие клинически очерченные заболевания (состояния) как длительный субфебрилитет невоспалительного генеза, ночной энурез, первичная артериальная гипертензия и гипотензия, головные боли, рецидивирующие боли в животе психогенного происхождения, синдром дефицита внимания с гиперреактивностью, синдром хронической утомляемости.

На примере диагностики, лечения и профилактики функциональных заболеваний у детей можно отметить тенденцию современной медицины и, в частности, педиатрии к интеграции. Действительно, медицина будущего – это медицина синтеза. В диагностическом и лечебном процессе при функциональных заболеваниях помимо педиатра должны участвовать и другие специалисты: психиатр, психотерапевт, психолог и др. Медицинские работники, осуществляющие оздоровительный процесс у детей и подростков (врачи, медицинские сестры) нередко игнорируют психологические аспекты заболевания, которые могут оказывать существенное влияние на формирование клинической картины заболевания, особенно это относится к субъективным переживаниям ребенка, его отношению к болезни и лечению. Как здесь не вспомнить слова русского психолога В.Н.Мясищева: “Врач, который при лечении больного все свое внимание уделяет соме, игнорирует психику, уподобляется ветеринару”. Специфической особенностью, определяющей работу специализированного детского санаторно-оздоровительного учреждения, является то, что лечение больных детей проводится в тесной взаимосвязи с систематическим воспитательно-образовательным процессом.

Детский санаторий, детский реабилитационно-оздоровительный центр (ДРОЦ) на современном этапе – это медико-педагогические учреждения, в которых осуществляются восстановительное лечение, школьное обучение, включая основу валеологических знаний, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей, страдающих различными заболеваниями. Педагогическая работа в детском санатории и ДРОЦ является поистине лечебным фактором. Поэтому не случайно именно в детском санатории появился и успешно реализуется термин “лечебная педагогика”.

Под лечебной педагогикой имеются в виду такие особые методы и система в целом, которые, благоприятно воздействуя на психику ребенка, всегда и во всем способствовали бы его лечению, оздоровлению, закаливанию, дальнейшей комплексной реабилитации. Суть лечебной педагогики заключается в том, что в подборе методов лечения и реабилитации больного ребенка мысль врача, медицинской сестры и педагога должна быть направлена, прежде всего и главным образом, на использование естественных лечебных факторов, физиологических защитных свойств и механизмов организма человека и могучего целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного настроения.

Успешность лечения и выздоровления больного ребенка во многом зависит от внимательного к нему отношения, от его жизнерадостного настроя. Радостное настроение – могучий лечебный фактор. Поэтому задача медицинского персонала каждого санаторно-оздоровительного учреждения организовать лечение радостью. “Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа”, - говорил великий педагог В.А.Сухомлинский.

Учебно-воспитательный процесс в детских санаторно-оздоровительных учреждениях, являясь неотъемлемой частью лечебного процесса, имеет существенные специфические особенности, обусловленные в первую очередь тем, что проводится эта работа с больными или ослабленными детьми, страдающими различными недугами, в непривычных для них условиях. Эта работа должна быть организована с учетом характера основного заболевания у ребенка и особого состояния его центральной нервной системы. У детей, наряду с клиническими проявлениями основной патологии (гастродуоденит, бронхиальная астма и др.), часто отмечаются нарушения функций ЦНС в виде повышенной раздражительности, эмоциональной возбудимости, быстрой утомляемости, снижения работоспособности и др. Это диктует крайнюю необходимость методически грамотного построения воспитательно-образовательного процесса и знания педагогичес-ким составом медицинских основ заболеваний у детей с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

В детском реабилитационном учреждении для детей различного возраста должны быть созданы наиболее оптимальные условия как для восстановительного лечения, так и для школьного обучения и воспитания, созданы условия жизни, способствующие восстановлению здоровья, повышенного эмоционального и психического тонуса, обеспечен индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку на фоне единых требований. Дети в санаториях, детских реабилитационно-оздоровительных центрах должны жить полноценной жизнью. Они никогда не должны чувствовать, что они находятся на особом положении из-за их болезни. Нужно добиваться, чтобы у детей, особенно с тяжелыми физическими дефектами, изживались чувства собственной неполноценности. Дети, которые нас окружают, должны твердо уверовать в свое выздоровление и в то, что они полезны и нужны обществу. Гуманизация общества ориентирует реабилитологов (врачей, медицинских сестер, педагогов, психологов) не только на восстановление физической активности, но и на необходимость интеграции многих детей в социум.

Пребывание на этапе восстановительного лечения - часть жизни ребят. Как организовать ее так, чтобы она стала для них опытом приобретения коллективных, взаимообогащающих гуманных отношений, содействующих становлению их нравственности, духовному и душевному росту? В какую деятельность и как включать детей, чтобы научить сотрудничеству, развить инициативу, самостоятельность, пробудить стремление к самосовершенствованию и творчеству? Эти и другие вопросы стоят перед каждым взрослым - участником комплексного и сложного по координации процесса реа-билитации - будь то врач, учитель, воспитатель, медицинская сестра. Каждый из них одновременно, и прежде всего, становится воспитателем. Для работы с больными детьми требуются не только особая любовь, чуткость, терпение, бережное и внимательное отношение к ребенку, но и веселый нрав, душевная щедрость, оптимизм. При этом не менее нужны твердость и требовательность, доверие к ребенку, тактичная помощь в развитии его самостоятельности и самосознания, в переключении его неуемной энергии на добрые дела. Все это обязывает взрослых к постоянному душевному труду, тщательному продумыванию своих действий и взаимоотношений с ребятами, поиску оптимальной методики работы с ними.

При реабилитации детей надо постоянно учиться объединять усилия врачей, медицинских сестер, учителей, строить лечение, обучение и воспитательную работу как единый процесс так, чтобы в центре внимания был ребенок, становление его личности и опыт его и коллективных отношений. Медицинские работники должны думать о том, чтобы лечение стало и средством воспитания, а учитель — включить ребенка в обучение и воспитательный процесс так, чтобы они содействовали его выздоровлению. Иными словами, необходимо соединять методику воспитательного воздействия с психологией больного ребенка. А для этого нужно глубоко изучать всем участникам процесса реабилитации детей и подростков и то, и другое.

Воспитательный процесс в детских санаториях и ДРОЦ, являясь неотъемлемой частью лечебного процесса, имеет существенные специфические особенности, обусловленные в первую очередь тем, что проводится эта работа с больными детьми, страдающими различными недугами, в непривычных для них условиях. Комплексность решения всех перечисленных задач детских реабилитационно-оздоровительных центров круглогодичного действия невозможно осуществить без специальной подготовки педагогов и медиков. Она оптимально должна включать ознакомление с такими вопросами, как: медико-психологическое своеобразие учащихся различного возраста и конкретных групп; лечебно-педагогические условия, способствующие целостности процессов обучения, воспитания, развития и оздоровления; методики формирования благоприятных сред для развития, самореализации и самовыражения духовных и физических потребностей учащихся. Можно быть уверенным в том, что если перечисленные направления деятельности педагогического и медицинского коллективов в детских реабилитационных центрах реализуются достаточно полно, то результат обучения и воспитания учащихся должен быть позитивным.

Глубокую уверенность в том, что и недомогающие дети могут успешно развиваться, медицинский персонал и педагоги приобретают в практике работы с ними, если опираются на ценнейшее наследие выдающегося психолога Л.С. Выготского. Он создал фундамент теории и практики лечебной педагогики, теоретически и экспериментально исследовал познавательные процессы как у нормальных детей, так и у тех, «поведение и развитие которых уклоняется от норм и которые поэтому выделяются в отношении воспитания из общей детской массы». Раскрывая различные уклонения в развитии таких детей, он показывал, что у них есть такие положительные качества личности, как чувство привязанности, благодарности, преданности, постоянства и др. Выдающийся психолог следовал правилу: общие законы развития ребенка прослеживаются и в развитии болеющих детей.

Одним из важнейших средств, используемых в деле оздоровления и воспитания детей, Л.С. Выготский считал сотрудничество врачей, медицинских сестер, педагогов, говоря, что воспитание должно быть объединено с лечением и составлять область лечебной педагогики. Медицинские работники и педагоги совместными усилиями могут справиться с задачей. Очень часто нельзя провести резкой грани между лечебными и воспитательными мероприятиями, целесообразно сближать психотерапию, т.е. лечение психологическими приемами, с воспитанием. Лечение больного ребенка растворяется в его воспитании! Подводя итоги вышесказанному, следует подчеркнуть, что в этом сложном и крайне необходимом процессе для восстановления здоровья детей и подростков одна из важнейших функциональных задач принадлежит медицинским сестрам – главным помощникам врачей. Как тут не вспомнить известный афоризм: «врач лечит, а сестра выхаживает больного!».Опубликовано: Медицинские знания. 2021. - №4. – С. 13-15.


Эта статья / новость опубликована на сервере MedLinks.ru
URL статьи / новости http://www.medlinks.ru/article.php?sid=98140
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru