На фоне очередного роста заболеваемости COVID-19, некоторые регионы России начинают вводить систему QR-кодов для посещения общественных мест. Зачем нужны такие ограничения и эффективны ли они на самом деле? Об этом рассказал Андрей Поздняков, врач-инфекционист, главный врач «Инвитро-Сибирь».
Зачем нужны QR-коды?
В QR-коде зашита информация, что человек полностью вакцинирован или переболел
COVID-19 в течение последних 6 месяцев, то есть имеет иммунную защиту. Он может
посещать общественные места, где есть повышенный риск заразиться данным
заболеванием. Даже если человек заразится, то в большинстве случаев перенесет
болезнь легко, в амбулаторных условиях. У человека с иммунной защитой ниже риск
госпитализации, смерти и осложнений, которые могут привести к инвалидности.
В этом истинная цель проходов куда-либо по QR-кодам: не в том, что
вакцинированные и переболевшие могут ходить куда угодно, а в том, чтобы не
допустить тяжелых случаев заболевания среди тех, кто не имеет иммунной защиты.
Будет ситуация в эпидемиологическом плане жестче – по QR-кодам начнут пускать в
торговые центры, еще жестче – в общественный транспорт, крупные
продовольственные магазины. Ограничения нужны там, где есть вероятность
несоблюдения социальной дистанции.
QR-коды – эффективная противоэпидемическая мера?
Введение пропускного режима – это эффективная мера, если четко понимать, какого
эффекта нужно добиться. Если цель – предотвращение заболеваемости в принципе, то
введение QR-кодов не лучшее решение. Частично они будут эффективны и для данной
цели, потому что вакцинированные и переболевшие более устойчивы к вирусу, имеют
меньший риск заразиться и заразить других. Но основная цель QR-кодов –
предотвратить тяжелые случаи заболевания, не допуская людей без иммунной защиты
в места с повышенным риском заражения. Как бы ни возмущала людей эта мера, чем
больше будет таких ограничений, тем лучше для них же.
Когда нужно вводить QR-коды?
QR-коды могут ввести при росте заболеваемости и потребности перепрофилировать
стационары в ковидные госпитали. Как показал опыт ковидной эпохи, заболеваемость
в период подъема нарастает стремительно, объемы нуждающихся в госпитализации
растут по экспоненте. Приготовленных мест резко начинает не хватать. Это самый
понятный критерий введения ограничений – как только перестает хватать мест в
штатных ковидных больницах.
На какое время нужно вводить QR-коды?
Формально – пока не снизится уровень заболеваемости. При каких показателях можно
говорить о снижении, единого понимания нет, каждый регион считает по-своему.
Фактически ограничения нужно использовать, пока неиммунная прослойка населения
не станет ничтожной (менее 15-10%).