Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Мотивы и ориентиры способа мышления.
Способ мышления есть функционирующая программа, обладающая всеми свойствами и 
качествами вещи, явления, ситуации. Способ мышления как некая деятельная, 
изменяющаяся сущность имеет в себе четыре известных категории: порядок-ритм, 
скорость, форму-направление, мощность, а также пятое свойство, контролирующие 
остальные – меру.
Медицина систем оперирует разными уровнями одного и того же алгоритма. Пять 
органов, пять подчиненных органов, пять основных, базисных программ, пять 
дополнительных, зависимых, но весьма самостоятельных программ – один уровень. 
Пять свойств-качеств, за работу которых отвечают соответствующие программы: 
мощность, форма, скорость, порядок, мера, – другой уровень. Пять главных мотивов 
в мышлении человека: справедливость, логика, цель, осознание самого себя и 
мышление, как процесс – следующий уровень. Почему именно такие составляющие 
мыслительного процесса используются в медицине систем? Потому что эти категории 
проявляют свойства человека, выделяющие его из ряда высших животных. 
Во-первых, это способность к творчеству, производству идей, форм, гамм и прочего 
не существующего в природе или имеющего в естественной среде некоторую аналогию, 
но, тем не менее нового и оригинального. Животные к таковому, как известно, не 
способны. Их можно кое-чему научить, иногда они проявляют удивительную смекалку, 
но для решения творческих задач они не пригодны. Вся деятельность, даже высших 
животных, сводится к выполнению инстинктивных программ и повторению навыков, 
усвоенных от родителей или дрессировщиков. Человек способен формулировать 
вопросы и решать задачи абсолютно новые, не имеющие аналогов. Человек способен к 
самообучению и таким образом преодолению обстоятельств не встречавшихся в 
прошлом ни ему, как индивидууму, ни человечеству, как биологическому виду. 
Человек обладает воображением, способностью видеть перспективу, динамику, 
возможности развития, превращения вещей, явлений, ситуаций. Впрочем, с не 
меньшим успехом он может вообразить и прошедшее, представить нечто в начале 
пути, до момента познания. Более того, человек способен представить в сознании 
своем и не существующее, не существовавшее и существовать не способное, разве 
что в воображении. Так рождаются иллюзии.
Во-вторых, человек обладает свободой. Это свойство позволяет субъекту делать, но 
главное думать все что угодно. Животные в действиях своих ограничены инстинктами 
и приобретенными в обучении навыками, следовательно, они ограничены и в 
мышлении. Животные не переходят предопределенные видом поведенческие рамки, 
человек способен пренебрегать любыми правилами, традициями, законами и делать 
это по собственному хотению, зачастую без явной необходимости. Но отрицание 
известного, устоявшегося обязательно предполагает создание иного, а это уже 
творчество. Животные «обязаны» всем существом следовать природным ритмам и в 
пищепотреблении, и в воспроизводстве потомства, и в ареоле обитания. Человеку 
естественная среда в общем не указ. Он не приспосабливается к среде, он 
независим от нее, почти, значит свободен. Другое дело, что человек естественную 
природную среду творчески заменил социальной, в которой и пытается жить 
свободно, непрерывно ее преобразуя.
В-третьих, человек наделен способностью любить. Это знаменитое свойство, 
подчеркнем, именно свойство человеческое, придется лишить эмоциональной поэтики 
и определить, как выбор цели, устремленность, средоточение на чем-либо. 
Некоторая противоположность свободе. Если способность к свободе допускает все, 
любовь как свойство, требует определенности, ограниченности, сужения 
устремлений, некого выбора направления, интересов, привязанностей, предпочтения 
одного перед множеством иного. Для животных выбор не актуален, нет свободы 
возможностей, нет и необходимости предпочтений. Многообразие ощущений зависит от 
объекта любви (женщина, жареный картофель, светлое пиво, прогулки при луне, 
гвоздики) и от личности, это свойство несущее и выражающее. Отметим 
специфичность отношений между любовью и творчеством. То, что мы предпочитаем, 
любим, нам представляется лучшим, что, в общем, есть иллюзия. И сотворенное 
нами, – продукт нашего воображения, как правило, ту же иллюзию – любим.
Четвертое, человек осознает свою индивидуальность, собственное «я». Он выделяет 
себя из целого человечества, он себя «мыслит», он себя оценивает, а также 
считается или не считается с оценкой себя самого другими людьми. Мы не может 
абсолютно отрешиться от индивидуального себя, мы непременно и обязательно, явно 
или скрытно осознаем себя и свои действия. Только достаточно осознающее себя 
существо может достойно творить, низвергая любые догмы и авторитеты, вплоть до 
господа Бога, либо, наоборот, остерегаться творческой инициативы, дабы не 
вызывать гнева окружающих и тем сохранять свое драгоценное «я». Разумеется, лишь 
осознающий, себя человек способен быть свободным. Впрочем, сверхосознание лишает 
человека свободы, как и неполное осознание. Субъект, зависящий от самого себя 
более допустимого, уничижает свободу, как самостоятельное качество. Любить 
достойно, избирать объект любви, стремиться к нему и достигать посредством воли 
также в состоянии только осознающая себя индивидуальность, личность. Стадной, 
коллективной любви не бывает.
Наконец, исключительное человеческое свойство, отчасти контролирующее, 
проявление четырех предыдущих, но в целом равноправное – мера. Ощущение, 
интуитивное знание о допустимом, дозволенном, верном. Это знание, зачастую 
неосознанное, принято называть нравственным законом, совестью или 
справедливостью. Именно это свойство предостерегает нас от бесконечных 
умопостроений, одновременно подталкивая к творческим, нестандартным решениям. 
Именно мера дает возможность отличить необычную, но реальную мысль от красивой 
иллюзии. Мера не позволяет чувству свободы захватить нас до безнравственной 
бесконечности, но в то же время не допускает сужения свободы до абсолютного 
рабства. А вот с любовью справедливость дружит меньше. Любовь весьма деформирует 
представление о справедливости. Напротив, осознание себя поддерживает 
справедливость, так как без самоосознания представить нравственные качества 
невозможно.
Выше перечисленные категории от базисных программ до качеств, выделяющих 
человека из мира животных, относительны и условны. Все эти разделения на 
свойства и уровни правомерны лишь как элементы познания, как единицы 
аналитического процесса. За исключением собственно органов, 
функционально-анатомических образований, бесспорно присутствующих в нашем 
организме. Условность не означает иллюзорности, нереальности исследуемых 
категорий, но лишь подчеркивает единство, целостность исследуемых элементов. 
Недопустимо рассматривать человеческую способность к творчеству, не учитывая 
других свойств наших. Неразумно рассуждать о скорости обменных процессов в 
организме, не принимая во внимание ритм, мощность, форму и меру происходящих 
перемен. Даже работу внутренних органов, сердца, печени или желудка, необходимо 
анализировать, учитывая взаимодействие каждой структуры с другими 
функциональными и анатомическими единицами. Организм человека и среда, в которой 
он существует, функционируют как единое целое. Любое свойство, характеризующее 
человека и среду обитания являются только частью, элементом процесса. Он 
выделяются в некую единицу исключительно в сознании нашем для лучшего понимания.
Впрочем, анализ как метод познания, разделяющий все и вся на части, сыграл с 
нами, человечеством познающим, шутку невеселую. Исследователи утонули в деталях, 
потеряли твердую почву общей, единой картины мироздания. Попытаемся к этой 
картинке вернуться, пока узкая специализация не сгубила нас окончательно. 
Медицина систем основывается на едином алгоритме, принципе взаимоотношений 
различных составляющих человека. Будь то анатомия, единство функциональных 
программ, либо психологические и характерологические аспекты процесса мышления.
Рассмотрим обобщенную схему-алгоритм взаимоотношений всех упоминаемых категорий.
Схема 3.

Взаимодействие категорий такое же, как и на предыдущей схеме: поддержка, 
подавление, подчинение, противоборство. Центральные системы, перикард и три 
обогревателя подразумевают обобщение и равновесие всех категорий.