22. Резюме. Как помогать, пережившим травму
Для непрофессиональных помощников:
Поощряйте клиента к рассказу вам о его (её) чувствах.
Не ждите, что мужчина будет лучше справляться с травмой, чем женщина.
Говорите клиенту о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли.
Напоминайте, что переживания клиента нормальны.
Не пытайтесь, уверить клиента, что все будет хорошо, - это не возможно.
Не пытайтесь навязать клиенту свои объяснения того, почему все случилось.
Не говорите клиенту, что вы знаете – что он переживает. Вы не знаете этого.
Чаще всего такие попытки помогают вам (а не клиенту) уменьшить возникающую
тревогу в связи с тем, как вы переживаете случившиеся с ним (ей).
Будьте готовы вообще не говорить. Может быть, достаточно просто быть с
клиентом.
Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните, хотя вы сами и не
были жертвой травмы, вы, помогая действительной жертве, можете сами оказаться со
- жертвой.
Говорите вашим друзьям и семье о тех необычных физических ощущениях, которые
могут быть связаны с вашей обычной работой.
Не бойтесь, если клиент просит о более глубокой помощи – обращения к
профессионалу, например. И сами не бойтесь прибегнуть к такой помощи, даже если
вы сами прямо не вовлечены в события.
Посещайте судебные слушанья, встречи общественности и любые мероприятия,
которые прямо относятся к травме. Предлагайте клиенту обратиться за поддержкой.
Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг.
Каждый переживает случившееся, по - своему. Попытайтесь понять пути, которыми
каждый помогает себе на свой лад.
Не бойтесь прашивать - как человек справляется с травмой. Но не задавайте
вопросов о деталях травмы. Если клиент говорит об этом - слушайте его. Самое
хорошее – следовать за клиентом. Нет никакой необходимости делать все лучше. Не
составляйте никаких планов восстановления для клиента и для себя.
ЧЕГО МОЖНО ОЖИДАТЬ ПО ХОДУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Для переживших, травму
Здесь приводятся нормальные реакции после травмы.
- Интенсивность и частота проявлений посттравматических реакций будет
ослабевать,
- Члены семьи и друзья становятся со – жертвами. У них развиваются
собственные посттравматические последствия.
- Колебания между чувствами, связанными с контролем, чувством тревоги или
зависимости.
Пересмотр предшествующих травме взглядов и верований. Вспышки пережитого в
сознании (flash-backs)- нормальная реакция на пережитые травматические события.
Они могут запускаться всем, что напоминает вам о травме (увиденным, звуками,
запахами, известиями о чем – то, напоминающем травму). Далеко не всегда нам
удается осознать - что именно служит запускающим фактором. Эти вспышки будут со
временем постепенно уменьшаться.
Ситуации, которые живо напоминают пережившему, травму о ней, могут запускать
те самые чувства, которые были непосредственно после травмы. Это, например,
могут быть годовщины, статьи о чем – то похожем на пережитое, возвращение на
место пережитого, судебные данные и прочее.
КОГДА ИМЕЕТ СМЫСЛ ИСКАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
Для переживших травму.
Так как не существует двух совершенно одинаковых людей, момент, когда
становится нужной профессиональная помощь психотерапевта, у разных людей
различен. И все же можно указать на то, что у большинства людей достаточно
похоже. Итак, имеет смысл обратиться за помощью к психотерапевту, когда:
- Ваша жизнь идет наперекосяк: супружеские проблемы, семейные конфликты,
утрата дружбы, проблемы на работе или в учебном заведении.
- Когда у вас есть хронические физические телесные нарушения, а никаких
медицинских причин не находят.
- Вы полностью поглощены мыслями о пережитом.
- Вы чувствуете себя одиноким и боитесь
- Вам очень трудно принимать решения и сконцентрироваться на чем – то.
- Вы испытываете чувство безнадежности, тяжелую депрессию или гнев.
- Вы надеетесь, что алкоголь, или какие- то другие вещества успокоят вашу
боль физическую или душевную.
- И наконец, когда вы просто хотите, чтобы вам кто- то помог.
ОСНОВНЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ.
Находящийся в кризисе человек не видит выхода из сложившейся проблемной
ситуации. С одной стороны, это ощущение безысходности, влечет за собой тяжелые
переживания, с другой стороны, в этот момент человек максимально открыт новому
опыту.
- Кризис может являться результатом длительного развивающегося процесса или
внезапного действия одного либо нескольких факторов.
- Кризис может возникнуть как ответ на катастрофу, так и на незначительное
событие (по типу «последней капли»)
- Кризис может привести к положительным личностным переменам и явиться важным
жизненным опытом.
- Кризис ограничен во времени 2-мя – 6-ю неделями.
ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ КРИЗИСНОГО ПРОЦЕССА.
Данная классификация имеет важное практическое значение. Если человек,
находящийся на первой стадии развития кризиса совсем не обязательно окажется
клиентом психолога – консультанта, поскольку еще есть возможность задействовать
внутренние адаптационные механизмы, то, начиная со второй стадии, пробуждается
готовность в получении помощи специалиста, а на третьей стадии - такая помощь
является просто необходима.
Стадия нормальной адаптации. Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим
привычные способы решения проблем. Вначале, при столкновении с проблемной
ситуацией, человек, что бы с ней справиться , использует прошлый опыт. На этой
стадии:
– Используются привычные для человека способы решения проблем и механизмы
защиты;
– Задействуются знакомые ресурсы;
- Сохраняется гибкость в решении проблемы;
- Напряжение и релаксация стабилизированы.
Ели привычные способы решения проблем не срабатывают, наступает вторая стадия.
Стадия мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом напряжения:
Растет ощущение тревожности и страха;
- Еще больше возрастает напряжение;
- Происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних источников
помощи;
- Пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации;
- Уменьшается гибкость в подходе к проблеме:
- Напряжение преобладает над релаксацией.
На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем
или иным причинам он (она) не может получить помощи, наступает следующая стадия.
Критическая стадия. Характеризуется повышением тревоги, чувствами
беспомощности и безнадежности, дезорганизации личности:
- Проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация, ощущение хаоса;
- Разрушаются привычные механизмы преодоления;
- Происходит крах системы поддержки (семья и близкие не воспринимаются как
источник помощи);
- Человек может обращаться к таким способам разрешения ситуации, как суицид,
убийство и другие противоправные действия. На этой стадии консультант может
помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и,
если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть
возможности выбора.
Кризис может завершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или
обнаружится решение.
КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ:
- Работа, направленная на выражение сильных эмоций.
- Уменьшение смятения благодаря процессу повторения.
- Открытие доступа к исследованию острых проблем.
- Формирование понимания текущих проблем для поддержки клиента.
- Создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта.
Особый метод психологической помощи при кризисе, называемый кризисной
интервенцией – это работа с интенсивными чувствами и проблемами. Помощь при
кризисе центрирована на проблеме, а не на человеке. Этим кризисная интервенция
отличается от консультирования или психотерапии.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ:
Кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не на личности;
- Кризисная интервенция, это не консультирование и не психотерапия: при
кризисной интервенции не нужно вскрывать старые раны, потому что у человека нет
сил с ними справиться:
- Кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации:
- Нерешенные «исторические » проблемы вплетены в кризисную ситуацию,
эмоциональное топливо прошлого подогревает актуальный конфликт. Иногда клиент
осознает это, иногда – нет. Важно идентифицировать эти «исторические» проблемы,
обозначить их место в нынешней ситуации, а затем сконцентрироваться на
актуальной проблеме;
- Для эффективной кризисной интервенции важно четко определить проблему;
навыки активного слушания: перефразирования, отражения чувств, прояснение,
присоединение чувств к содержанию – все это позволяет уменьшить хаос и облегчить
восстановление контроля.
ТРИ СТАДИИ РАБОТЫ С КРИЗИСОМ.
Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над
проблемой, а не обязательно решить ее. Многие проблемы, порождающие и
поддерживающие кризис, невозможно решить быстро.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ. СБОР ИНФОРМАЦИИ.
Помогите клиенту идентифицировать и выразить чувства и связать их с
содержанием. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение и, кроме того,
делает возможным определение кризиса через отдельные события и проблемы. Образно
выражаясь, гора, которую клиент тщетно пытается сдвинуть с места, распадается на
отдельные куски породы, к которым можно подступиться с лопатой.
Уделите время тому, чтобы максимально полно исследовать проблему вместе с
клиентом. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить
немедленное облегчение. У консультанта кризисной службы может возникнуть
искушение поскорее перескочить от исследования проблемы к ее решению, чтобы
снизить интенсивность переживаний клиента. При таких преждевременных попытках
решения важная информация может быть упущена, и вы рискуете толкнуть клиента на
повторение его же собственных ошибок.
Идентифицируйте события, вызвавшие кризис и постарайтесь отделить «исторические»
проблемы от актуальной ситуации.
ВТОРАЯ СТАДИЯ. ФОРМУЛИРОВАНИЕ И ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Результатом исследования ситуации может явиться переформулирование проблемы,
поскольку:
Формулируя свою проблему, клиент мог не учесть ее важных аспектов.
Классическим примером может быть отрицание алкоголизма. Признание факта
зависимости может полностью изменить формулирование семейной проблемы.
Формулируя проблему, клиент может смешивать актуальные и «исторические»
проблемы.
Проясните, что клиент уже предпринял для решения проблемы. Повторение
неэффективных способов решения может стать частью картины кризиса. Отделив
проблему от неэффективных способов ее решения, можно переформулировать проблему
и подойти к ней по – новому.
Спросите клиента, что помогало ему справляться с проблемой раньше. С вашей
помощью клиент может обнаружить , что он владеет многими полезными навыками.
Кроме этого, это может помочь переформулировать проблему – она уже не выглядит
совершенно недоступной контролю, клиент понимает, что может с ней справиться
хотя бы частично.
Что делать, если определение проблемы застопоривается:
Перейти от более обобщенного определения к более конкретному, частному.
Перейти от частного, конкретного определения к более обобщенному.
Проверить, не пропущено ил какое- то действующее лицо при определении
проблемы.
Исследуйте, нет ли каких-то подспудных скрытых проблем.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ. АЛЬТЕРНАТИВЫ И РЕШЕНИЯ.
Откажитесь от попыток решения проблемы. Это часто является ключевым моментом
работы, потому что иногда неудачные решения вносят существенный вклад в развитие
кризиса. Переключайтесь на работу с проблемой. Такой прием имеет смысл применить
в следующих случаях:
Когда клиент пытается контролировать события, которые он в принципе
контролировать не может, когда решение усугубляет проблему.
Откажитесь от цели. Это полезно делать тогда, когда цели, которые ставит
перед собой клиент нереалистичны или недостижимы в данный момент.
Выясните, есть ли что – то такое, что мог бы предпринять клиент для улучшения
ситуации, если невозможно полостью исправить ее.
Спросите, что помогало раньше в аналогичной ситуации.
Выявите ложно направленную потребность контроля и переключите внимание
клиента на работу с проблемой.
Избегайте попадания в ловушку преждевременных решений.
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с ЛЮДЬМИ с ПТСР.
Базовыми элементами опыта переживания психологической травмы являются чувства
бессилия и разобщенности с другими. Т.о., терапия должна быть нацелена на
формирование у клиента переживания собственной силы и на создание нового
социального контекста. Первый принцип выздоровления – создание условий, чтобы
клиент восстановил связь с ресурсами своих собственных сил. Он должен быть
автором и творцом своего собственного процесса исцеления. «Хороший терапевт тот,
кто ценит мой опыт и помогает мне контролировать мое поведение, а не старается
контролировать меня» (выдержка из высказываний клиента).
Травматический перенос отражает не только опыт ужаса, но также и опыт
беспомощности. Ветераны воин не смогут доверять терапевту до тех пор, пока они
не убедятся, что он способен выслушать подробности военных историй.
Травма «заразна». Будучи свидетелем разрушительных последствий жестокости,
терапевт перегружается эмоционально. Он переживает, хотя и в меньшей степени, ту
же угрозу, ярость и отчаяние что и пациент. Особенностью проявления
контрпереноса являются возможные самоидентификации терапевта не только с
пациентом, но и с насильником, что сопровождается переживанием соответствующих
эмоций.
Терапевтическая работа с людьми с ПТСР включает три стадии. Центральной
задачей, стоящей перед терапевтом на первой стадии, является установление
безопасной атмосферы. Основная задача второй стадии – это работа с
воспоминаниями и переживаниями. Основная задача третей степени – включение в
обычную жизнь. В процессе успешного восстановления можно распознать постепенные
переходы от чувства настороженности к ощущению безопасности, от
диссоциированности к интеграции травматических воспоминаний, от выраженной
изоляции к выстраиванию социальных контактов.
Основным способом помощи солдатам, переживающим острую травму, является
кризисная интервенция. Её часто используют для того, что бы «помочь» солдату
скорее (в течение 72 часов) встать встрой. Но для полноценного восстановления
солдату необходима длительная и систематизированная помощь и кризисная
интервенция может быть началом этого процесса.
Наиболее распространенными терапевтическими ошибками являются :
- Избегание травматического материала
- Незрелая и стремительная проработка травматического опыта без достаточной
атмосферы безопасности и наличия доверительных терапевтических отношений.
Избегание травматических воспоминаний ведет к прерыванию процесса исцеления.
В то же время, слишком стремительное обращение к ним приводит к разрушению
процесса исцеления.
На второй стадии терапии пациент рассказывает историю травмы. Он рассказывает
полностью, в деталях описывает «нормальную память» как активную и рассказывающую
истории. «Травматическая память» в противоположность этому бессловесная и
застывшая – «молчаливая».
Восстановление «травматической истории» начинается с обзора событий , которые
предшествовали травме и обстоятельств, которые определили «травматическую
ситуацию».
Терапевту следует помогать клиенту говорить о важных отношениях , идеях,
фантазиях, трудностях и конфликтах, предшествовавших травматическому событию.
Это создает контекст, в котором станет понятным значение травматического опыта
данного человека.
Повествование должно включать в себя не только описание события, но также
реакции человека на него и реакции значимых других. Повествование, которое не
исключает образы, и ощущения тела является неполным и бесплодным. Истории должны
быть записаны клиентом. Написанные истории должны прочитываться вместе. Описание
эмоциональных реакций должно быть столь же подробным как, и описание фактов.
Терапевт играет роль свидетеля и союзника, он помогает нормализовать реакции
клиента, фацилитирует процесс повествования, помогает обозначить реакции, и
разделяет эмоциональную ношу с клиентом.
Целью рассказывания травматической истории – является интеграция, а не просто
выражение чувств. Процесс реконструкции травматической истории направлен на
трансформацию, а для этого необходима актуализация элементов травматического
опыта «здесь и сейчас» работающий с беженцами определяет реконструкцию
травматической истории как новую историю, которая больше не является историей
стыда и унижения, а в большей степени достоинства и силы. Через рассказывание
историй его пациенты – беженцы обретают мир, который они потеряли.
Две наиболее развитые техники, направленные на трансформацию травматической (молчаливой)
памяти:
- прямой рассказ или свободное изложение;
- «формализованная исповедь»;
«Свободное изложение» - является бихевиоральной техникой, разработанной для
того, чтобы помочь клиенту преодолеть ужас, связанный с травматическим событием.
Подготавливая клиента к сессиям, его (её) учат, как справиться с тревогой,
используя техники релаксации и успокаивающие образы (визуализация). Затем
терапевт и пациент внимательно готовят историю, тщательно описывая, детали
травматического события. Эта история включает четыре основных элемента: контекст,
факты, эмоции, значение. Если имело место несколько событий, то разрабатываются
сюжеты для каждого из них. Когда история завершена, пациент выбирает
последовательность презентации истории, двигаясь от более легких к более сложным
элементам. Во время сессии пациент громко рассказывает терапевту в настоящем
времени, а терапевт поощряет клиента выражать свои переживания как можно полнее.
Такая терапия происходит раз в неделю и включает от 12 до 14 сессий. Большей
частью – это диспансерное лечение, но некоторых клиентов автор предлагает
госпитализировать в реабилитационное отделение, в силу интенсивности проявляемой
симптоматики.