 
  
        
        
        
Глава 6. Хаос 
Понятие «хаос» является одним из наиболее древнейших обобщающих первообразов 
мироописания, известным еще со времен мифов и космогонии. Пройдя длительную 
историю и войдя впоследствии в самые современные учения, это понятие, тем не 
менее, так и не обрело до сих пор своей терминологической четкости. Специфика и 
объем этого понятия не были строго определены ни в одной из наук. Например, в 
современной физике используются более десяти характеристик хаоса: молекулярный, 
термодинамический, диффузный, диссипативный, детерминированный, турбулентный и 
др. виды хаоса, иногда доходя до абсурдности некоторых предлагаемых понятий 
хаоса. В настоящие время это, скорее, интуитивное представление, чем 
конкретно-научная интерпретация и его философское осмысление. 
Попытки дать определение хаосу известны с глубокой древности и нам известны 
поразительные примеры глубочайшей мудрости, например, древних греков. Именно от 
них у нас есть это слово – хаос.  
«Хаос, греч. χάος, chaos, от корня, cha-, отсюда chaino, chasco, 
«зеваю», «разеваю»; Хаос поэтому означает, прежде всего, «зев», «зевание», 
«зияние», «разверстое пространство», «пустое протяжение» [60].» 
Естественно, что вначале содержание этих определений было полно мистики и 
мифологии, хотя рациональное зерно в этих определениях в том или ином объеме 
всегда присутствовало.  
Подводя итог под известное нам из античной литературы можно сказать, что «...античный 
Xаос есть предельное разряжение и распыление материи, и потому он – вечная 
смерть для всего живого. Но он является также и предельным сгущением всякой 
материи. Он – континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых промежутков и 
даже вообще всяких различий. И потому он – принцип и источник всякого 
становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений. Античный 
Xаос всемогущ и безлик, он всё оформляет, но сам бесформен. Он – мировое 
чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое 
стало мировым чудовищем, это – бесконечность и нуль одновременно. Все элементы 
слиты в одно нераздельное целое, в этом и заключается разгадка одного из самых 
оригинальных образов античного мифологически-философского мышления...» 
[25]. Лучше о понятиях древних не скажешь.  
Сегодня хаосу стали приписывать элементы порядка и самоорганизации материи 
(синергетика).  
«...в рамках синергетического подхода, основанного на идее креативной 
самодостаточности Xаоса, заключающейся в способности случайных флуктуации на 
микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур 
(«порядок из Xаоса», по определению И.Пригожина и И.Стенгерс)...» [32]. 
Другими словами, действия элементов на микро уровне приводят к новым 
организационным порядкам на макро уровне.  
Но элементы – это уже какие-то микросистемы, поэтому уже не могут 
принадлежать хаосу. В хаосе не должно быть никаких систем и ее элементов по 
определению, во всяком случае в нашем понимании этих понятий. Иначе хаос был бы 
просто продолжением нашей Вселенной. Элементы могут быть только у какой-либо 
вселенной, потому что элемент – это что-то, что ограниченно законом 
причинно-следственных ограничений, а хаос ничем не ограничен. Если его 
ограничить, он превращается во всленную. Если у хаоса есть элементы, это уже не 
хаос, а порядок, вселенная, система или космос. Поэтому в хаосе любых флюктуаций 
быть не может, тем более случайных.  
«...в современной традиции понятие Xаос обретает значимый общекультурный 
статус, а при его интерпретации на передний план выдвигаются такие семантические 
аспекты, как внутренняя активность и креативный потенциал...» [28]. 
Синергетика приписывает внутреннюю активность элементам материи хаоса и этим 
реализуется креативный потенциал.  
Но в хаосе нет и не может быть материи и, тем более, элементов, потому что 
основа существования материи – это закон сохранения, а в хаосе нет никаких 
законов. Приписывание элементам хаоса креативный потенциал синергетика, тем 
самым, приписывает хаосу способности Всевышнего. 
«...в хаосе есть порядок: в основе случайности лежит некая геометрическая 
структура...» [12].  
Вероятно, древние греки напрасно потрудились, вырабатывая понятия предельного 
разряжения и распыления материи, согласно которому в хаосе не может быть никакой 
структуры и порядка. Хаос ничего не может ограничивать. Наоборот, если на него 
наложить ограничения в виде закона, то появляется вселенная (см. ниже).  
«...простые детерминированные системы с малым числом компонент могут 
порождать случайное поведение, причем эта случайность имеет принципиальный 
характер – от нее нельзя избавиться, собирая больше информации. Порождаемую 
таким способом случайность стали называть хаосом...» [12].  
Но это уже хаос не природный, а хаос в наших знаниях, порожденный нашим 
неумением учитывать абсолютно все ньюансы изучаемой ситуации и заставляющий нас 
применять понятия случайности вместо закона причинно-следственных отношений. И 
если уж мы говорим о каких-либо системах, тем более детерминированных, 
независимо от того, простых или сложных, то мы имеем дело уже с объектами 
вселенной, а не с хаосом.  
«...хаос детерминирован – порожден определенными правилами, которые сами 
по себе не включают никаких элементов случайности...» [12].  
Но детерминированный хаос – это уже определение системы, объекта вселенной. 
Детерминированного хаоса нет и быть не может, в нем нет реальных систем. 
«...в принципе будущее полностью определено прошлым, однако на практике 
малые неопределенности растут и поэтому поведение, допускающее краткосрочный 
прогноз, на долгий срок непредсказуемо. Таким образом, в хаосе есть порядок: в 
основе хаотического поведения лежат изящные геометрические структуры, которые 
создают случайность таким же способом, как создает ее сдающий карты, тасуя 
колоду, или миксер, размешивая тесто для бисквита...» [12].  
Но если «...будущее полностью определено прошлым...», то 
как же структуры хаоса «...создают случайность...»? Полная определенность 
и случайность – это диаметрально противоположные и совершенно несовместимые 
понятия. В хаосе нет ничего определенного, потому что в нем нет законов, 
определяющих что-либо, как и нет случайного. 
Как видим, современные попытки улучшить определение хаоса не дали никакого 
преимущества перед определениями, данными древними греками. Эти попытки внедрить 
понятие порядка в понятие хаоса, очевидно, обусловлены попыткой исключить 
участие Создателя из процесса творения вселенных, хотя достигается обратный 
эффект. Логика здесь проста. Если в хаосе нет порядка, а во вселенной он есть, 
то кто-то или что-то (Создатель) должен создать его. Если же Создатель не 
существует, то существующий порядок во вселенной начинается в хаосе и хаос 
сотворил Вселенную. Но этим признается наличие Создателя, потому что неважно, 
как мы его назовем, Создателем или креатирующим хаосом, эффект все равно один – 
сотворение Вселенной. 
Хаос по определению – это отсутствие всякого порядка, в хаосе нет 
никакого порядка, он «...континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых 
промежутков и даже вообще всяких различий...», так говорили древние греки.
 
Мы не знаем, что такое хаос, но предполагаем, что наша 
Вселенная, как и все остальные вселенные, если они существуют, произошли из 
хаоса. Следовательно, хаос – это что-то совершенно отличное от вселенной. А 
поскольку любая вселенная, включая нашу – это всего лишь система, то попробуем 
анализировать хаос и порядок, используя для этого понятие «система» и «системный 
анализ». 
Существуют три артефакта, указывающие на наличие абсолютного хаоса:
 
 свойств элементарных частиц (волновые свойства 
  электрона, принцип неопределенности Гейзенберга и парадокс 
  Энштейна-Подольского –Розена, см. об этом далее), 
  
  квантовые эффекты, связанные с виртуальными частицами [60],
    - Спонтанная эмиссия фотона в процессе распада возбуждённого атома или 
    ядра; такой распад невозможен по законам обычной квантовой физики и требует 
    квантификации электромагнитного поля для объяснения, 
 
    - Эффект Казимира, заключающийся во взаимном притяжении или отталкивании 
    незаряженных немагнитных тел под действием квантовых флуктуаций в вакууме,
    
 
    - Сила Ван Дер Ваальса (van der Waals force), которая похожа на эффект 
    Казимира, только происходит между двумя атомами, 
 
    - Вакуумная поляризация (Vacuum 
    polarization), которая включает генерацию пары частица-античастица 
    или «распад вакуума» (the decay
    of the vacuum), 
    как, например, спонтанная генерация электрон-позитронной пары, 
 
    - Излучение Хокинга, которое происходит в сильном гравитационном поле, 
    таком, например, как вблизи чёрных дыр, 
 
   
  
  синдром расчепления личности.
В физике понятие абсолютного хаоса заменено понятием вакуума, хотя есть явные 
семантические различия между этими двумя понятиями. В физике разделяют понятия
вакуум, пустота и «ничто». 
Ва́куум (от лат. vacuum — пустота) — состояние материи в отсутствии 
вещества, в современной физике понимают полностью лишённое материи пространство 
[60], отсутствие в пространстве какого бы то ни было вещества. Тем не 
менее в вакууме могут существовать различные поля.  
Пустота – состояние пространства, когда в нём нет материи и энергии 
является пустым пространством. «Пустота» является местом – хотя в ней ничего 
нет, в неё может поместиться что угодно. Тем не менее в физике есть принцип 
суперпозиции, согласно которому одно поле, например, гравитационное поле 
материи, накладывается на другое поле, например, пустоты как пространства с 
нулевым воздействием, не зависящим от размеров этого пространства (т.е. всегда 
нулевым воздействием). 
Доказать существование пустоты путем проведения эксперимента невозможно. В 
противном случае то, что было бы обнаружено, не являлось бы пустотой, так как 
любое наблюдение связано с материальным взаимодействием, а пустота по 
определению нематериальна. Опровергнуть существование пустоты также невозможно, 
так как она – ненаблюдаема. Таким образом, гипотеза о существовании пустоты не 
является ни верифицируемой, ни фальсифицируемой, но это вовсе не значит, что она 
является ненаучной. 
«Ничто» – знаковое выражение, языковое представление того, что 
мнится как отсутствие не только материи, но и пространства, отсутствие всего 
вообще. «Ничто» не существует, для него нет позитивного определения, это – 
символ, образ мышления, связанный с идеей несуществования чего бы то ни было. 
Хаос отличается от вакуума, пустоты и «ничто» прежде всего тем, что 
он – это абсолютно все, но все виртуальное. Вселенная является 
частным проявлением каких-то потенций хаоса, следовательно, хаос превышает 
Вселенную и не может быть пустым, потому что Вселенная не пустая. Вакуум 
является «собственностью» только Вселенной, но через вакуум Вселенная может 
«общаться» с хаосом. Всякие квантовые эффекты, типа «волновых свойств электрона» 
или «кипения» виртуальных частиц являются демонстрацией такого «общения». 
Вселенная управляется законами природы и законность является 
отличительным признаком Вселенной: ни одно действие, событие или явление не 
может быть не законным и случайным. Следовательно, хаос должен 
характеризоваться полным отсутствием законов, во всяком случае 
тех, которые регулируют Вселенную. Иначе он был бы просто продолжением 
Вселенной. Регуляция заключается в ограничении действий чего-то. Одним из 
основных законов, регулирующих «поведение» Вселенной является закон 
причинно-следственных ограничений. Этот закон через иерархию законов 
ограничивает определенным порядком действий любую систему Вселенной. Хаос не 
регулируется законами Вселенной, но он может быть ими ограничен. В этом случае 
хаос превращается во Вселенную. Но что значит: хаос ограниченный законом? И что 
такое – закон?  |