
2.4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ: «НОВЫЙ»
НОСИТЕЛЬ + «НОВЫЙ» МЕТОД = НООГЕНЕТИКА
... перед естествознанием продолжал стоять вопрос об
эволюционном значении и эволюционной передаче приобретенных признаков ... в
глубинах нашего существа мы все чувствуем груз или запас смутных сил, добрых или
злых, своего рода определенный и неизменный «квант», полученный раз и навсегда
от прошлого.
П. Тейяр деШарден (1881—1955)
Наследственность — свойство обеспечивать в ряде поколений преемственность
одинаковых признаков структурно-функциональной организации биосистем. Из истории
развития теории наследственности известны идеи: приобретенные в течение жизни
качества наследуются (J. Lamarck,
1809); приобретенные «упражнением» в течение жизни качества не наследуются
(дарвинизм). В 1866 Г.Мендель обосновал учение о «наследственности» (G.Mendel,
1866) — присущего всем организмам свойства обеспечивать в ряде поколений
преемственность одинаковых признаков и способностей развития — морфологической,
физиологической и биохимической организации живых существ, характера их
индивидуального развития. В 1910 году Т.Морган обосновал концепцию материальной
природы единиц наследственности, основанной на представлениях об их локализации
в генах (T.Morgan, 1925). В 1944
году О.Эйвери с соавторами установил, что носителем наследственности является
ДНК (О. Т. Avery, С.М.MacLeod,
M.McCarty, 1944). В 1982 году
Прусинер показал возможность передачи потомству наследственности не только через
нуклеиновые кислоты, но и через белки (S.Prusiner,
1982). Ламаркизм, дарвинизм, менделизм и морганизм не содержали объяснений
накоплению популяцией и наследственной передаче из поколения в поколение
наследия материального и интеллектуального, влияющего как на индивидуальное
развитие потомства человека, так и на эволюцию всей популяции.
О сравнимости носителей наследуемой генетической и интеллектуальной
информации могут свидетельствовать сопоставления и расчеты по аналогичным
качественно-количественным параметрам. По данным исследований университета
Беркли, человечеством в 2002 году было произведено 18'1018 байт
информации, при этом в четырех информационных средах (печать, видео- и
кинопленка, магнитные и оптические носители) сохранено 5-1018 байт (5
экзабайт Exabyte (ЕВ) информации (В. Губай-ловский,
2005). Для сравнения — информационная ценность каждого из оснований в молекуле
ДНК равна примерно 1,9 байта, число нуклеоти-дов в геноме человека — 2-109'
запас информации в ДНК одного человека равен примерно 4-109 (Б. М.
Медников, 1982). На 6 млрд человечества общий объем хранимой в генах популяции
информации 24-1018 байт (24 экзабайт). Таким образом, объем
генетической информации в порядковом отношении сопоставим с количеством
сохраняемого информационно-интеллектуального наследия. По оценке исследователей
Беркли объем новой информации возрастает ежегодно на 30%. Динамика же роста
населения Земли в XX веке — удвоение каждые 30 лет ~
на 3,3% в год. Из чего следует, что лет через десять объем интеллектуального
наследия, сохраняемого человечеством, превысит количество генной информации всей
популяции и выйдет на первый план по «весу».
2.4.1. Метод наследования: не индивидуально, а всей совокупностью популяции
Всего со времени начала антропогенеза и до 2005 г. прожило по расчетам
Кейфитца и Вейсса 80—150 млрд, по математическим моделям Капицы (1999) — 90 млрд
человек. Можно утверждать, что живущее в настоящее время 6-ти миллиардное
человечество является и наследником сохранившегося всемирного культурного
наследия в производственном, общественном, умственном отношении, и материальным
носителем отображенной объективной реальности, возникающей в процессе
взаимодействия отдельных личностей, групп людей и человечества в целом с внешним
миром, и хранителем популяционной генетики совокупности человеческих
интеллектуальных биосистем, и, одновременно, «живой оперативной памятью»
глобальной интеллектуальной системы.
Автором выдвигается гипотеза наследственности интеллектуальных систем:
полученные, приобретенные в течение жизни (компонента интеллектуальной системы)
новые качества (информация, знания на всевозможных носителях), с целью упрочения
их полезности, могут наследоваться не индивидуально, а частью или всем
сообществом компонентов интеллектуальной системы.
2.4.2. Носитель наследственности: не гены, а информация

К феноменам информационной наследственности человечества можно отнести:
письменность; книгопечатание — изобрел И.Гутенберг в 1454 году, а унаследовало и
использует все человечество; телефонную связь — изобрел А. Белл в 1876 году, —
досталось в наследство всей популяции; радио — Г.Маркони, А.Попов в 1895, — то
же; телевидение — В.Зворыкин в 1923, — то же; язык Интернета
HTML — Т. Бернерс-Ли в 1989, — то же, и множество других полезных
структурно-функциональных качеств. Нет таких популяций многоклеточных организмов
на Земле кроме человечества, которые бы имели тысячелетнее накопление
наследственности в виде информации на материальных носителях в окружающей среде
и информации циркулирующей внутри интеллектуальной системы популяции.
Для биосистем характерно также свойство памяти — способности, воспринимая
воздействия извне, закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию.
Есть ли у интеллектуальной системы человечества функции наследования аналогичные
явлениям наследственности, известным в филогенезе нервных систем, обучаемости и
памяти — в онтогенезе мозга?
Математические выражения наследственности генотипом и разумом предложены в
табл. 2.4., где G — поколение; х — номер предыдущего
поколения; х+1 — номер последующего поколения; Н — информация о
структурно-функциональных особенностях, наследуемая индивидуумом; ∆Н — полезная
информация, полученная индивидуумом в течение жизни; ∑ — совокупность
структурно-функциональных особенностей интеллектуальной системы.
К феноменам наследования интеллектуальной системы — человечества можно
отнести: телефонную связь (изобрел в течение жизни А. Белл в 1876 году, а
унаследовало человечество), радио (Г.Маркони, А.Попов, 1895, — то же),
телевиденье (В.Зворыкин, 1923), язык Интернета HTML (Т.
Бернерс-Ли, 1989) и множество других полезных структурно-функциональных
изобретений, таких как информация об изобретенных колесе, письменности,
двигателе внутреннего сгорания (так же см. «введение» и приложение №2 «Наследие
XX века интеллектуальной системы человечества в
информационно-«идеальной» сфере»).
Следует отметить, что возможности обучаемости и памяти мозга огромны, но
ограничены временем жизни человека, возможностями «белковой памяти» и
генетически наследуемой структурой и функцией нейронов. Существующие же
потенциальные возможности накопления информации у человечества (в случае
упорядоченного отбора и защиты от разрушения) намного большие, т. к. связаны с
более длительным временем существования интеллектуальной системы человечества и
совершенствующимися средствами коммуникации и хранения информации.
Совокупность современных знаний и результатов будущих исследований может быть
аккумулирована в «ноогенетике» — разделе знаний, изучающем
закономерности наследования интеллектуальных систем и составляющих их
компонентов.
Среди закономерностей ноогенеза и общей теории эволюции очевидно
целесообразно определение и правила «доминанты интеллектуальных систем» —
закономерность ноогенеза и общей теории эволюции, заключающееся в объективном
преимуществе биосистем, обладающих развитыми интеллектуальными системами,
реализующемся в лучших способностях к приспособляемости в окружающей среде и к
выживанию в ходе естественного отбора и эволюции, благодаря свойству активного
отражения объективной реальности и проявляющемся в доминировании над другими
биосистемами.
Глава из книги:
Еремин А.Л.
Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. (все
права защищены, ссылка на авторство обязательна)
Источник: http://a-eremin.ru/rus/ |