MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Общие правила реформирования

Исходя из опыта реформирования здравоохранения многих стран (Германия и Франция в конце XIX - начале XX веков, Великобритания и Италия после окончания второй мировой войны, Испания после падения режима Франко, Израиль с 1949 до второй половины 70-х годов, Норвегия в 90-е годы и др.), можно говорить о неких общих правилах модернизации. Приведем лишь самые главные из них:

  1. Несмотря на разнообразие конкретных задач, цель любого реформирования всегда одна – сбалансировать систему и сделать её адекватной изменившимся условиям внешней среды. При этом радикальная смена модели здравоохранения может быть оправдана только при наличии убедительных доказательств потери её внутренней эффективности и невозможности улучшения работы в пределах старой схемы отношений.
  2. Главным системообразующим фактором любой социальной реформы является изменение функций государства в поддержке своих граждан. Только при существенном изменении базовых функций государства в медицинском обслуживании населения (например, при переходе от разрешительных функций к контролирующим, или от контролирующих к обеспечивающим) возникает необходимость принципиального переустройства всего хозяйственного механизма отрасли. При этом от типа выбранной модели здравоохранения зависит характер применяемой страховой системы (а не наоборот).
  3. В процессе реформирования следует придерживаться следующей последовательности принятия решений: новые базовые функции государства → тип перспективной модели здравоохранения (как конечной цели реформирования) → адекватная система страхования → общая концепция развития → поэтапные планы модернизации по направлениям и их правового обеспечения.

Из представленной схемы следует, что только после того, как в едином контексте новой политико-экономической структуры государства будут определены общие принципы государственной поддержки населения и тип перспективной модели здравоохранения, появится ясность в направлении реформирования отрасли и особенностях страхования. Это дает возможность приступить к разработке осмысленной концепции развития, а также формированию комплексной программы поэтапных преобразований, необходимых для достижения намеченной цели. И к подготовке их законодательного обеспечения.

Указанный алгоритм принятия решений позволяет синхронизировать деятельность различных органов государственной власти в центре и на местах и избавляет общество от несогласованной нормотворческой деятельности отдельных ведомств и структур, основанной лишь на их собственном понимании целесообразности. Поэтому в случаях, когда правительство какой-либо страны предлагает принципиально иную стратегию развития здравоохранения, или её законодательный орган обсуждает проекты новых законов, у институтов гражданского общества всегда есть повод поинтересоваться, хорошо ли сами чиновники ориентированы в том, какую модель здравоохранения собираются построить? Есть ли должное понимание депутатами той системы отношений, которая сложится после принятия соответствующих законов? И располагает ли власть достаточно вескими аргументами, чтобы убедить избирателей в обоснованности своих намерений?

Ведь охрана здоровья общества - это одна из сфер государственного регулирования, где эффекты накапливаются годами, а ошибки имеют системный характер. И где решения, при всём уважении к демократическим процедурам, нельзя принимать простым голосованием под влиянием складывающейся в тот или иной момент политической конъюнктуры и чьих-то локальных интересов.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1705
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru