MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Часть I. Общая оценка реформы 1991 – 2007 г.г. и перспектив на будущее

Решение о переходе на систему ОМС

Мировая история знает много примеров поэтапного огосударствления медицинской деятельности (Великобритания, Италия, Испания, Норвегия, Канада и др.), но ей пока неизвестны случаи успешной обратной эволюции систем здравоохранения из государственных в негосударственные. Россия стала первой крупной державой, где вначале в законодательном порядке была принята за основу негосударственная схема страхования, а уже затем стали осуществляться попытки приспособить к ней сложившуюся модель государственного здравоохранения. Уникальность подобной конструкции состоит в том, что впервые в мировой практике власть, сохранив в государственной собственности лечебную сеть и некоммерческую форму изъятия страховых финансовых ресурсов через социальный налог и бюджет, добровольно отказалась от прямого финансирования собственных лечебных учреждений и передоверила эту функцию коммерческим посредникам. Но при этом формально сохранила «обеспечивающие» конституционные обязательства государства.

Логику такого решения можно понять только с учетом скрытых мотиваций и той конкретной ситуации, в которой находилась Россия в начале 90-х годов. В это время происходила ломка структуры тоталитарного государства. Начинался период активного развития рыночных отношений и первичного накопления капитала. Огромный и стабильный потребительский рынок здравоохранения не мог не привлечь к себе внимания нарождающейся финансовой элиты. К тому же бюджетный финансовый ручеёк здравоохранения настолько обмелел, что требовалось срочно искать дополнительные источники финансирования. Идея легального посредничества при обустройстве новых «финансовых скважин» тогда тревожила умы многих и фактически постоянно «висела в воздухе».

Государственная страховая система (ГМС), с точки зрения личных предпринимательских мотивов, сама по себе была мало привлекательна, так как не ориентирована на получение прибыли. Любые дополнительные средства ГМС, полученные в результате экономии или роста доходов, автоматически реинвестируются в систему и не могут быть капитализированы. Негосударственная модель ОМС как нельзя лучше подходила для решения этих задач. Во-первых, формально она, как и государственное страхование, является одной из форм социальной защиты граждан. Во-вторых, в России (в отличие от европейской модели) финансовой основой ОМС стал государственный целевой налог. Были также сохранены обеспечивающие конституционные обязательства и государственная собственность на лечебную базу. Это снимало проблему рентабельности производства и создавало условия для формирования особой паразитической экономики, в которой посредничество на государственных финансовых потоках (ОМС) и организацию «добровольных» соплатежей населения (ДМС) стало возможным представлять как функцию страхования. В-третьих, сама посредническая деятельность при ОМС становилась не только законной, но и обязательной.

Вариант ОМС в тот момент был абсолютно «проходным» и по той причине, что декларировал всеобщность страховой защиты населения (для коммунистов), являлся носителем вожделенных западных ценностей (для демократов), снимал прямую ответственность за медицинское обслуживание населения с органов государственной власти (для правительства), являлся дополнительным источником финансирования больниц (для медиков). Пациентов относительно судьбы «модели Семашко» никто не спрашивал, а многие известные ученые и практики начали активно критиковать советскую систему здравоохранения и агитировать за страхование. О том, как должна выглядеть перспективная модель отрасли и какой вид страхования имеется в виду, никто особенно не думал. Да и советская школа организации здравоохранения вряд ли тогда имела достаточное представление о нюансах систем КМС, ОМС или ГМС, получивших развитие на «диком Западе».

Большую роль в обосновании необходимости перехода российского здравоохранения на коммерческое ОМС и финансировании соответствующей работы сыграли некоторые международные организации (Всемирный Банк, Агентство USID Госдепартамента США, Европейская программа ТАСИС и др.). Фактически Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (1991) послужил главной финансовой основой для формирования всего рынка страховых услуг в России, а коммерческий успех его главных игроков («РОСНО», «МАКС», «РЕСО-Гарантия» и др.) во многом стал возможен именно благодаря внедрению ОМС-ДМС системы в здравоохранении.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1706
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru