Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Система медицинского страхования
В качестве основы государственной поддержки граждан в охране их
здоровья предлагается система
государственного медицинского страхования.
Общую схему работы данной страховой модели можно представить следующим образом.
Государство осуществляет обеспечивающие функции в общественном секторе
здравоохранения и регулирующие в частном.
Общественное здравоохранение, его функции и финансовая база
находятся под полным юридическим и хозяйственным контролем государства. При этом
государство гарантирует всем гражданам страховую защиту на случай травмы и
заболевания с предоставлением медицинской, профилактической, оздоровительной и
иных видов помощи. Пределы и условия государственной медицинской и иных видов
помощи на всей территории РФ определяются единой Федеральной Программой
государственных гарантий. Территориальные программы государственных гарантий
могут отличаться условиями и порядком предоставления медицинской помощи, а также
дополнительными обязательствами территориальных органов власти в отношении
обеспечения жителей иными видами обслуживания (помощи), если эти отличия
расширяют ассортимент, доступность, комфортность и качество здравоохраненческих
услуг и мероприятий.
Лечебно-профилактические учреждения любой формы собственности имеют право
участвовать в распределении государственного заказа, а также предоставлять любые
виды платных услуг (в том числе входящих в перечень Программы государственных
гарантий), в тех случаях, когда их заказчиком не является государство.
Система государственного управления и контроля разделена на две
самостоятельные вертикали Заказчика и Исполнителя:
- вертикаль заказчика: Федеральное Собрание РФ (субъектов) ↔ Федеральный
фонд ГМС (территориальные) ↔ ЛПУ.
- вертикаль исполнителя: Правительство РФ (субъектов) ↔ Министерство
здравоохранения и социального развития (органы управления здравоохранением
субъектов) ↔ ЛПУ.
Взаимодействие заказчика и исполнителя на уровне ЛПУ осуществляется на
принципах корпоративной ответственности.
Система фондов ГМС выступает в качестве единого государственного
страховщика. Фонды контролируют обоснованность предоставления помощи, её
стоимость и качество. Используется одноканальная схема финансирования
здравоохраненческой деятельности в пределах ГМС: Фонд ГМС → государственный
(муниципальный) заказ → ЛПУ. Фонды ГМС осуществляют финансирование и контроль
льготного лекарственного обеспечения. Они также отвечают за рентабельность
системы государственного страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ отвечает за
политику государства в сфере охраны здоровья населения, курирует профильные
федеральные агентства и обеспечивает развитие медицинской науки.
Федеральные агентства и органы управления здравоохранением на местах отвечают
за состояние, оснащение и развитие лечебно-профилактических и
оздоровительных учреждений, а также за санитарно-эпидемическое благополучие
населения и состояние фармацевтического рынка. Они обеспечивают соответствие
производственных мощностей государственных и негосударственных ЛПУ объему
обязательств государства в рамках ГМС.
Наряду с государственным страхованием в сфере охраны здоровья разрешается
осуществлять все незапрещенные законом виды коммерческого медицинского
страхования граждан. Защиту здоровья граждан в видах деятельности
(производства), связанных с высоким риском заболеваний или травм, государство
осуществляет при помощи системы обязательного медицинского страхования
работников и клиентов (ОМС).
Для дополнительной защиты от рисков и расширения возможностей в получении
медицинской, профилактической и оздоровительной помощи граждане РФ могут также
воспользоваться добровольным медицинским страхованием (ДМС) и платными
услугами. Функцию страховщиков в сфере обязательного и добровольного
медицинского страхования выполняют коммерческие (негосударственные) страховые
организации.
В качестве подрядчиков по обеспечению страхового возмещения в рамках ОМС
могут выступать ЛПУ любой формы собственности. Заключение и исполнение договоров
на обслуживание застрахованных по ОМС государственными (муниципальными) ЛПУ
производится только при отсутствии возможностей использования частных лечебных
баз и осуществляется по специальному решению соответствующего органа
представительной власти. Программы ДМС реализуются только с использованием
лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений частной формы
собственности.
Общий порядок работы общественного (1) и частного (2) секторов
здравоохранения в новой системе отношений можно представить следующим образом.
1. Общий порядок работы общественного здравоохранения в условиях ГМС
Бюджет общественного здравоохранения на всех уровнях делится на две основных
части: бюджет развития и бюджет страхового обеспечения (бюджет услуг).
Бюджет развития находится в оперативном управлении органов управления
здравоохранением и используется для поддержания в надлежащем техническом
состоянии лечебной базы и развития средств производства в учреждениях
государственно-муниципальной собственности. Лечебные учреждения, находящиеся в
частной или коллективной собственности и работающие по государственным
(муниципальным) заказам, также получают средства бюджета развития по единым
нормативам с государственными и муниципальными учреждениями, пропорционально
объему заказа. Главным уполномоченным лицом (распорядителем), представляющим
интересы собственника является директор лечебно-профилактического учреждения
(главный менеджер). Директор или главный менеджер отвечает перед врачебным
коллективом за поддержание лечебной базы в рабочем состоянии. Он самостоятельно
нанимает необходимый для этого немедицинский персонал. Основные фонды и средства
производства решением местного органа управления могут передаваться в
доверительное управление профессиональной корпорации врачей.
Лицензирование лечебных баз и определение перечня разрешенных к
производству видов медицинской деятельности (лицензирование средств
производства) для ЛПУ любой формы собственности осуществляет орган управления
здравоохранением подведомственной территории. Этот же орган возмещает ущерб
здоровью пациентов и экономические потери врачебной корпорации в случаях, если
причиной ущерба стало ненадлежащее (не соответствующее требованиям лицензии)
состояние основных фондов подведомственного учреждения или средств производства
медицинских услуг. Ответственным за возмещение аналогичного ущерба в ЛПУ,
имеющих коллективную (акционерную) или частную форму собственности, является
владелец учреждения.
Бюджет страхового обеспечения (бюджет услуг) находится в оперативном
управлении федерального и территориальных фондов государственного медицинского
страхования. Фонды ГМС выступают в качестве единого государственного
страховщика. Федеральный фонд ГМС осуществляет также дополнительное
финансирование дотационных территорий для выравнивания условий оказания
медицинской и оздоровительно-профилактической помощи в рамках Программы
государственных гарантий. Федеральная Программа государственных гарантий
является единой для всей территории РФ и не может быть скорректирована местными
органами власти в сторону уменьшения. Программа государственных гарантий
утверждается Федеральным Собранием и является законом РФ.
Фонды ГМС заключают и финансируют договора подряда на обеспечение страхового
возмещения с представительствами врачебной профессиональной корпорации. Главным
уполномоченным лицом (распорядителем), представляющим интересы врачебной
профессиональной корпорации является главный врач. Главного врача
назначает руководящий орган медицинской ассоциации. Главный врач нанимает врачей
и прочий медицинский персонал.
Врачебная корпорация обеспечивает предоставление населению согласованных с
Фондом ГМС объемов медицинской помощи и их качества на принципах полной
юридической корпоративной ответственности. Врачебная корпорация обладает
самостоятельностью в использовании полученных средств и в рамках трудового
законодательства самостоятельно определяет допуски к профессиональной
деятельности медицинского персонала и критерии трудового участия работников.
Лицензирование трудовых медицинских коллективов и сертификацию
специалистов осуществляет профессиональная врачебная корпорация (лицензирование
услуг). Она же определяет перечень разрешенных для них видов медицинской и
оздоровительно-профилактической деятельности и возмещает ущерб здоровью
пациентов и иные виды ущерба в случаях, если его причиной стала ненадлежащая (не
соответствующее требованиям лицензии) профессиональная деятельность трудового
медицинского коллектива.
Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения имеют
право в рамках полученной государственной лицензий «на средства производства» и
корпоративной лицензии «на услуги» оказывать любые виды платных медицинских и
немедицинских услуг.
Общую схему распределения функций и ответственности в системе ГМС можно
представить в виде двух самостоятельных функциональных ветвей управления,
которые исходят от Президента РФ и вновь объединяются на уровне
лечебно-профилактического учреждения.

2. Общая схема развития частного сектора здравоохранения
Систему коммерческого медицинского страхования и частной медицины можно
представить следующим образом.
В течение установленного периода поэтапно вводится обязательное медицинское
страхование (ОМС) во вредных и особо травматичных видах деятельности (угольная
промышленность, военнослужащие-контрактники, авиаперевозки, автомобильный и
водный транспорт, отдельные виды профессионального спорта, работа с
особоопасными инфекциями, нахождение в зонах повышенного риска заражения или
воздействия э/м излучений и т.п.).
Для поощрения граждан в активном использовании дополнительных видов
добровольного страхования, стимулирования рынка ДМС и частной системы
здравоохранения Правительство РФ должно определить перечень видов заболеваний и
предельные размеры страховых взносов юридических и физических лиц, которые при
делопроизводстве в рамках ДМС исключаются из прибыли предприятий и не подлежат
налогообложению с дохода физических лиц. Для этих же целей целесообразно было бы
по примеру многих развитых стран вывести из системы государственного страхования
и запретить обслуживание по ГМС (за исключением экстренной помощи) граждан,
личный годовой доход которых в пересчете на каждого члена семьи превышает
установленный законом максимум.
Необходима система активных мер по государственной поддержке и финансовой
помощи медицинским и оздоровительно-профилактическим учреждениям частной формы
собственности. (Преимущественное право при приватизации объектов, пониженные
ставки арендных платежей, льготное налогообложение и кредитование,
государственное субсидирование, возможность централизованной закупки
дорогостоящего оборудования с последующим предоставлением в пользование частным
ЛПУ на условиях лизинга и т.п.).