
4.2. Обоснование модели оказания стоматологической помощи
населению территорий Дальнего Востока России
По данным исследований последних лет, которые посвящены мотивациям поведения
пациентов на рынке стоматологических услуг, более 98% респондентов понимали
необходимость обращения к стоматологу, независимо от собственного отношения к
лечению. В этой связи нами проведен анализ предпочтений на рынке
стоматологических услуг в дальневосточном регионе. В муниципальных ЛПУ
предпочитают получать помощь 72,2% респондентов, в частных стоматологических
кабинетах - 27,8%. Существует четкая зависимость между социальным статусом и
желательным местом получения стоматологической услуги. Так, 78,1% рабочих, 91,3%
пенсионеров, 75,7% безработных предпочитают обращаться в муниципальные
стоматологические ЛПУ, а больше половины предпринимателей (56,8%) и сотрудников
коммерческих организаций (50,2%) - в частные кабинеты и ЛПУ. Причем пациенты
отдают предпочтение коммерческому сектору в стоматологии по следующим причинам.
- Использование современных материалов и медикаментов (91,7%).
- Более высокая вероятность безопасности услуги для здоровья (56,8%).
- Высокий уровень комфорта обслуживания (49,7%).
- Применение современных технологий (39,7%).
Перспективную модель стоматологической службы, по нашему мнению, следует
рассматривать в виде трех составляющих - структурной, процессуальной,
результирующей (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Перспективная модель стоматологической службы
Хабаровского края
Последние находятся в сложной взаимосвязи друг с другом, а так же с
медико-демографическими, социальными, экономическими и другими процессами
формирования абсолютных и относительных показателей структуры и результатов
деятельности службы, так и описательные характеристики организационных и
медицинских технологий, что позволяет в той или иной мере рассчитать нормативные
показатели по многим параметрам модели. Величина уровня и характера
стоматологической помощи населению, выраженная в абсолютных и относительных
показателях отражает и количественную и качественную характеристику этих
уровней.
Таким образом, формирование модели основывается на прогнозах демографических
тенденций, географическом и экономическом положении территорий, транспортных
связях, перспективе подготовки кадров, фактическом положении основных фондов ЛПУ,
материально-техническом обеспечении, расчетной потребности в стоматологических
услугах и тарифной политике. Формирования абсолютных и относительных показателей
структуры и результатов деятельности службы, описательные характеристики
организационных и медицинских технологий позволяют рассчитать нормативные
показатели по многим параметрам модели.
В период после 2004 года отрасль здравоохранения региона стабилизировалась по
многим параметрам, прежде всего за счет упорядочения системы планирования и
формирования финансовых ресурсов ЛПУ. Прекратились задержки выплаты заработной
платы, улучшилось лекарственное обеспечение стационаров и льготных категорий
населения, появились положительные тенденции в вопросах восстановления основных
производственных фондов ЛПУ. Бурно развивалась частная стоматология. Внедрение
рыночных методов хозяйствования, как в частном, так и в государственном секторе
производства стоматологических услуг показало, что государственная система
стоматологического обслуживания населения имеет еще определенный потенциал
реформирования. Тем не менее, реальная модель стоматологической службы региона,
как отражение количественной характеристики социально-медицинских явлений,
всегда носящих характер массового процесса, имеет научную и практическую
ценность в той мере, в какой в ней учитывается действие основных факторов и
устраняется действие случайных.
Эта модель, кроме совершенствования организации амбулаторной и стационарной
стоматологической помощи предполагает разработку и реализацию нескольких новых
структурно-организационных стандартов. Структурные изменения в службе
стоматологической помощи населению региона ставят новые задачи перед
специалистами управления, в частности, задачу по формированию подходов
определения уровней ЛПУ стоматологического профиля. По нашим представлениям,
уровни лПу стоматологического профиля должны отвечать требованиям рынка, а при
планировании стоматологической помощи населению необходимо использовать
методологию социального прогнозирования заключающуюся в использовании механизмов
поискового (технологического) и нормативного (по заранее заданным критериям)
прогнозирования. Использование методологии социального прогнозирования в
стоматологии, позволит с достаточной долей достоверности сформировать
комплексные (материальные, кадровые, финансовые) нормативные критерии
стоматологической службы региона, исходя из конкретных социально-экономических
условий территории.
По данным анализа, проведенного нами в 2000-2008 гг. в Хабаровском крае
стоматологическую помощь населению можно представить в виде трехуровневого
организационного стандарта.
I уровень - структурно-организационный стандарт стоматологического модуля
врача-стоматолога общей практики. Он является максимально приближенным к
населению, приемлемым и доступным для всех. На этом уровне обеспечивается
квалифицированная стоматологическая помощь.
II уровень - структурно-организационный стандарт специализированного
стоматологического модуля (терапевтический, хирургический, пародонтологический,
эстетический и др.) Он представлен типовыми стоматологическими поликлиниками
городов края, где обеспечивается оказание высококвалифицированной
специализированной помощи по основным профилям стоматологической специальности:
терапевтической стоматологии с эндодонтией, хирургической стоматологии и зубному
протезированию. Поток пациентов на прием к врачам специализированных отделений
учреждения второго уровня должен формироваться главным образом по направлениям
стоматологов первого уровня, а при возможном непосредственном обращении граждан
- через первоначальное освидетельствование в смотровом кабинете дежурным врачом
поликлиники.
III уровень - структурно-организационный стандарт регионального
(межрайонного) консультативно-диагностического стоматологического центра. Он
осуществляет организационно-методическое руководство стоматологической службой
региона. Кроме того, на этом уровне осуществляется оказание
высококвалифицированной и специализированной консультативно-диагностической и
лечебной помощи по таким узким разделам стоматологии, как: пародонтология,
эндодонтия, стоматоневрология, сложное зубное протезирование, ортодонтия,
челюстно-лицевая ортопедия, дентальная имплантация, пластическая хирургия,
онкостоматология и т. д. Кроме стоматологического обслуживания населения региона
и организационно-методической работы, на базе учреждений регионального типа
должны проводиться подготовка и переподготовка специалистов различных категорий.
Трехуровневая базовая модель представлена нами с позиций функций, объемов
обслуживания и кадров (рис. 4.9).
I уровень (территориально-участковый комплекс первичной стоматологической
помощи - стоматологический модуль врача общей практики).
Функции
- Осуществление мероприятий по укреплению стоматологического здоровья
населения и профилактике кариеса и других заболеваний зубочелюстной системы.
- Оказание основного объема общепрофильной стоматологической помощи врачами
стоматологами общей практики, гигиенистами стоматологическими и медицинскими
сестрами.
- Диспансерная работа установленного объема.
- Направление пациентов в ЛПУ II и III уровня.
- Проведение рутинных (простейших) диагностических исследований с
использованием портативных и экспресс диагностических средств.
- Экспертиза временной нетрудоспособности и направление пациентов на МСЭК
- Ведение медицинской документации и электронной базы данных.
- Ведение мониторинга состояния здоровья прикрепленных контингентов
населения.

Рис. 4.9. Уровни стоматологической помощи населению
Хабаровского края
Объем обслуживания
До 5 тыс. взрослого и детского населения. Радиус обслуживания территории -
микрорайон до 5-7 км. в диаметре при условии транспортной доступности. В
отдаленных северных и сельских муниципальных образованиях возможно использование
передвижного стоматологического модуля врача общей практики.
Кадры
Врач-стоматолог общей практики, гигиенист стоматологический, средний, младший
медицинский и технический персонал.
II уровень (территориальные стоматологические поликлиники -
комплекс специа-
лизированных стоматологических модулей, в т. ч. пародонтологический).
Функции
- Обеспечение диагностики с использованием стандартного набора
лабораторно-инструментальных исследований.
- Оказание специализированной стоматологической помощи по направлениям
стоматологов ЛПУ первого уровня по основным специальностям.
- Принятие решений о возможных вариантах дальнейшей стоматологической
помощи.
- Экспертиза нетрудоспособности в объеме работы КЭК ЛПУ.
- Диспансерная работа в рамках регламента.
Объем обслуживания
До 30 до 50 тыс. прикрепленного населения (т. е. в среднем формирование видов
и объемов услуг по направлениям от 8-10 модулей врача стоматолога общей
практики). Кадры
Специалисты стоматологи по основным профилям, гигиенисты стоматологические,
средний, младший медицинский и технический персонал.
III уровень (краевые, городские и межрайонные отделения
челюстно-лицевой хи-
рургии - консультативно-диагностические стоматологические центры)
Функции
- Осуществление узкоспециализированной клинико-диагностической помощи с
использованием уникального высокоинфоромационного диагностического
оборудования.
- Оказание узкоспециализированной стоматологической помощи по направлениям
специалистов ЛПУ первого и второго уровня.
- Принятие решений о возможных вариантах дальнейшей стоматологической
помощи.
- Экспертиза нетрудоспособности в объеме работы КЭК ЛПУ.
- Оказание учебно-методических (образовательных) услуг врачам-стоматологам,
гигиенистам стоматологическим и среднему медицинскому персоналу с помощью
технологий телекоммуникаций.
Объем обслуживания
До 500 тыс. прикрепленного населения.
Кадры
Сотрудники профильных кафедр медицинских ВУЗов, специалисты стоматологи по
основным профилям, гигиенисты стоматологические, средний, младший медицинский и
технический персонал.
В условиях все большего влияния экономических механизмов на управление
стоматологией сегодня с высокой долей определенности необходимо ответить на два
ключевых вопроса: насколько востребован стоматолог широкого профиля в отрасли
здравоохранения Хабаровского края и готов ли сегодня образовательный сектор
специальности удовлетворить существующую потребность?
С целью выявления отношения жителей региона к возможности получить
стоматологическую помощь в полном объеме у одного специалиста, нами проведено
анкетирование пациентов, обратившихся за помощью в стоматологические поликлиники
краевого центра. В процессе обследования более 800 респондентов получены ответы
на следующие вопросы: «Считаете ли Вы, что все виды помощи (лечение, удаление,
протезирование) должны осуществляться одним врачом-стоматологом?», «Является ли
оказание помощи стоматологом широкого профиля наилучшей формой организации
работы стоматологической поликлиники?».
Анализ результатов анкетирования показывает, что в 67% случаев жители городов
Хабаровского края предпочитают лечиться у одного специалиста, 29% респондентов
не верят в возможность такого лечения, 6% обследованных затруднялись ответить на
поставленный вопрос. Что касается жителей сельских населенных пунктов
Хабаровского края, то результаты анкетирования выглядели следующим образом: 54%
отдали предпочтение лечению у специалиста, 37% затруднились с ответом и 7%
сомневались в том, что один врач-стоматолог в состоянии полноценно проводить
лечение, удаление и протезирование зубов.
И все-таки результаты анализа показывают, что более половины жителей верят в
возможность лечения у специалиста широкого профиля. В этой связи возникает
вполне законный вопрос: «Где и как его готовить?». Интернатура в существующем
виде в рамках стоматологического факультета Дальневосточного государственного
медицинского университета не решает задач формирования разностороннего,
самостоятельно мыслящего специалиста, способного в полном объеме решать проблемы
оказания стоматологической помощи населению именно малых городов, рабочих
поселков и сел.
Таким образом, оценивая потребность стоматологической службы региона в
специалисте широкого профиля, следует признать его своевременным и актуальным.
Решение задачи подготовки такого специалиста на стоматологических факультетах
медицинских ВУЗах региона весьма далеко от завершения, как с точки зрения
практической, так и законодательно-организационной.
Сложное и, зачастую, неясное положение многих стоматологических учреждений в
условиях, когда кариес зубов и болезни пародонта представляют огромную
медико-социальную проблему, усложнили решение проблем профилактической
стоматологии. Следует отметить, что врачи-стоматологи муниципальных поликлиник
региона перегружены реставрационной работой, а распространенность и
интенсивность кариеса зубов имеет четкую тенденцию к росту. Они перестали
заниматься просветительской работой и профилактикой кариеса зубов. Это
происходит не потому, что они не хотят это делать, а в силу отсутствия времени,
поскольку число стоматологов в регионе остается достаточно ограниченным, а
потоки больных пациентов увеличиваются, несмотря на рост частного
стоматологического сектора.
Сегодня стоматологическая служба Хабаровского края нуждается в реорганизации.
Успех и темпы проведения этой реорганизации зависят от координации
последипломного образования на подготовку и переподготовку врачей-стоматологов,
поэтапной замене зубных врачей на гигиенистов стоматологических, ориентированных
на профилактику стоматологических заболеваний, так как предлагаемые схемы и
методы комплексной профилактики требуют высокоспециализированного и
высококвалифицированного подхода и исполнения.
Ситуация, сложившаяся в стоматологической службе региона к середине 90-х
годов не устраивала ни властные структуры, ни врачей-стоматологов. Это послужило
причиной рассмотрения стоматологической службы в рамках исполнения
соответствующих планов, изложенных в Постановлении главы администрации
Хабаровского края от 29.11.96 г. N 536 «Об основных направлениях развития
здравоохранения в Хабаровском крае на 1996-2005 годы». Только за выше указанный
временной период, преимущественно в ЛПУ сельской местности, было закрыто более
20 стоматологических кабинетов, практически все без исключения школы и детские
дошкольные учреждения лишились своих зубных кабинетов. До настоящего времени
отмечается острейший дефицит финансовых ресурсов в сельских ЛПУ, связанный с
затратами на восстановление амортизационного износа (до 75-85%) основных
производственных фондов стоматологических отделений и кабинетов ЦРБ. В связи с
дефицитом реального финансирования значительно уменьшилось количество лиц
получающих льготное эубопротезирование и ортодонтическую помощь. Потребность в
повышении квалификации врачей-стоматологов удовлетворялась на 60-80%, временно
было прервано функционирование системы повышения квалификации зубных врачей,
зубных техников и медицинских сестер стоматологических ЛПУ.
На этом фоне отмечался рост уровня и тяжести стоматологической патологии за
счет свертывания профилактических мероприятий. Стоматологическая помощь стала
оказываться преимущественно по мере обращения пациентов в ЛПУ, качество и объем
профилактических осмотров прогрессивно уменьшались. При проведении плановой
работы лечение заболеваний доводилось до приемлемого исхода в целом только в
73,8%, а детям в 45,7% случаев. В ЛПУ сельских муниципальных образований и
практически во всех населенных пунктах Северной зоны Хабаровского края
сформировались значительные очереди на плановое лечение и протезирование зубов.
Следствием серьезных просчетов в планировании и управлении стоматологической
помощью на уровне края и муниципальных образований стала возрастающая
потребность в зубопротезировании. В реальных условиях 1996-2005 гг. потребность
в зу-бопротезировании покрывалась всего на 18-30%, в последующие годы этот
показатель уменьшился, но все равно соотношение потребности и реальные объемы
реставрационных работ составляет три к одному.
Из закупленного в 1997-2000 гг. технологического оборудования
стоматологических подразделений ЛПУ сельских и северных отдаленных муниципальных
образований по кредиту МБРР значительная часть не использовалась, как по причине
не укомплектованности должностей врачей-стоматологов, так и по причине
недостаточной подготовки зубных врачей и зубных техников. Для всех ЛПУ сельских
муниципальных образований всегда существовала кадровая проблема, т. к.
укомплектованность штатов стоматологов не превышала 60%. Причем даже при таком
уровне укомплектованности штатов, более одной трети врачей-стоматологов региона
представлены лицами предпенсионного и пенсионного возраста.
Амбулаторно-поликлиническую помощь населению края в 2000-2008 гг. оказывали
врачи более 200 учреждений стоматологического профиля разных форм собственности.
Следует отметить, что, несмотря на стойкую тенденцию уменьшения муниципальных
стоматологических учреждений в основном в гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре,
Амурске, Совгавани, параллельно наблюдался уверенный рост числа частных
стоматологических ЛПУ.
Система страхования, введенная в Хабаровском крае в 1993-94-х годах,
предложила инновационный подход финансирования стоматологических ЛПУ и, если бы
он был полностью реализован, то мог бы стать основным вкладом в стабилизацию
производства стоматологических услуг за счет общественных источников
финансирования. Основными достоинствами этого подхода, как предполагалось при
его введении, были сочетание принципов солидарности и социальной природы
оказания стоматологических услуг с тем уровнем эффективности и качества, которые
могли бы предоставить рыночные механизмы. Такой подход можно было бы сохранить с
помощью сочетания ОМС и ДМС, что обеспечивало бы равнодоступность для всех
нуждающихся в стоматологической помощи.
Развитию такого варианта способствовало бы введение конкуренции и свобода
выбора, как для потребителей, так и для производителей на рынке
стоматологических услуг. Страховые компании должны были конкурировать в борьбе
за пациентов, а производители должны были пытаться получить контракты со
страховыми компаниями, которые, в свою очередь, конкурируют как в качестве, так
и в ценах. В дополнение к этому, возможно было использование механизмов оплаты
производителей стоматологических услуг в малонаселенных северных муниципальных
образованиях на основе подушевого принципа. В реальной ситуации сформировалась
система недофинансирования стоматологического раздела программы государственных
гарантий на фоне которой проявился теневой рынок стоматологических услуг.
Высокая распространенность и увеличивающаяся интенсивность стоматологических
заболеваний указывают на актуальность проблемы массовой профилактики кариеса
зубов и болезней тканей пародонта. Следует серьезно решить, кто на современном
этапе развития стоматологии мог бы взять на себя самую важную и ответственную
работу по «реанимации» профилактики основных стоматологических заболеваний.
На протяжении ряда лет (2000-2008 гг.) нами проводилось комплексное
медико-организационное исследование в системе стоматологической службы
Хабаровского края, нацеленное на анализ происходящих изменений в организации
стоматологической помощи населению. Безусловно, что проводимый системный анализ
и последующие выводы опирались на концептуальные вопросы экономического развития
Хабаровского края и динамики изменений отрасли здравоохранения региона в целом.
К началу 2005 года были намечены основные механизмы повышения эффективности
функционирования отрасли здравоохранения края по следующим параметрам:
- приведение уровня финансирования отрасли здравоохранение к расчетным
нормативам территориальной программы государственных гарантий населению края;
- создание единой и экономически целесообразной сети учреждений
здравоохранения на территории края, увеличение разнообразия
организационно-правовых форм медицинских организаций;
- расширение рынка платных медицинских услуг;
- укомплектование учреждений здравоохранения края высококвалифицированными
кадрами;
- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений
здравоохранения, оснащение их современным лечебно-диагностическим медицинским
оборудованием, санитарным транспортом и др.
К сожалению, региональная стоматология и идеология ее дальнейшего развития до
настоящего времени не нашла отражения в перспективных планах повышения
эффективности функционирования отрасли. А ведь по ряду параметров, прежде всего
экономического характера, ЛПУ стоматологического профиля могут и должны весьма
эффективно функционировать в условиях рыночной экономики, не только потребляя
финансовые ресурсы региональных и муниципальных бюджетов, но и формируя
определенный уровень прибыли.
Региональная стоматология в целом продолжает сохранять проблемы, накопленные
в период экономического спада и разрушения вертикали управления в 1993-1998 гг.
по структурным диспропорциям, качеству и доступности стоматологических услуг
населению. Это усугубляется отсутствием координации между государственным и
частным сектором рынка стоматологических услуг, неэффективному управлению
финансовыми потоками ЛПУ со стороны управляющих структур и системы ОМС, по
укреплению кадрами стоматологических ЛПУ в сельских и отдаленных северных
муниципальных образованиях. Для решения выше указанных проблем необходима четкая
система измерений функционирования структуры этой службы, реализуемых технологий
и результатов деятельности учреждений.
Нельзя не согласиться с мнением ряда специалистов, что в методологическом
плане стратегическое планирование в стоматологии, как функция управления
устойчивым развитием службы, должно основываться на системном подходе. На
территориальном уровне стратегическое планирование должно основываться на
концепции структурно-организационного моделирования, определения приоритетов
совершенствования медицинской помощи, анализа медико-статистических материалов,
социологического и экспертного исследования.
|