Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
4.2. Обоснование модели оказания стоматологической помощи
населению территорий Дальнего Востока России
По данным исследований последних лет, которые посвящены мотивациям поведения
пациентов на рынке стоматологических услуг, более 98% респондентов понимали
необходимость обращения к стоматологу, независимо от собственного отношения к
лечению. В этой связи нами проведен анализ предпочтений на рынке
стоматологических услуг в дальневосточном регионе. В муниципальных ЛПУ
предпочитают получать помощь 72,2% респондентов, в частных стоматологических
кабинетах - 27,8%. Существует четкая зависимость между социальным статусом и
желательным местом получения стоматологической услуги. Так, 78,1% рабочих, 91,3%
пенсионеров, 75,7% безработных предпочитают обращаться в муниципальные
стоматологические ЛПУ, а больше половины предпринимателей (56,8%) и сотрудников
коммерческих организаций (50,2%) - в частные кабинеты и ЛПУ. Причем пациенты
отдают предпочтение коммерческому сектору в стоматологии по следующим причинам.
- Использование современных материалов и медикаментов (91,7%).
- Более высокая вероятность безопасности услуги для здоровья (56,8%).
- Высокий уровень комфорта обслуживания (49,7%).
- Применение современных технологий (39,7%).
Перспективную модель стоматологической службы, по нашему мнению, следует
рассматривать в виде трех составляющих - структурной, процессуальной,
результирующей (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Перспективная модель стоматологической службы
Хабаровского края
Последние находятся в сложной взаимосвязи друг с другом, а так же с
медико-демографическими, социальными, экономическими и другими процессами
формирования абсолютных и относительных показателей структуры и результатов
деятельности службы, так и описательные характеристики организационных и
медицинских технологий, что позволяет в той или иной мере рассчитать нормативные
показатели по многим параметрам модели. Величина уровня и характера
стоматологической помощи населению, выраженная в абсолютных и относительных
показателях отражает и количественную и качественную характеристику этих
уровней.
Таким образом, формирование модели основывается на прогнозах демографических
тенденций, географическом и экономическом положении территорий, транспортных
связях, перспективе подготовки кадров, фактическом положении основных фондов ЛПУ,
материально-техническом обеспечении, расчетной потребности в стоматологических
услугах и тарифной политике. Формирования абсолютных и относительных показателей
структуры и результатов деятельности службы, описательные характеристики
организационных и медицинских технологий позволяют рассчитать нормативные
показатели по многим параметрам модели.
В период после 2004 года отрасль здравоохранения региона стабилизировалась по
многим параметрам, прежде всего за счет упорядочения системы планирования и
формирования финансовых ресурсов ЛПУ. Прекратились задержки выплаты заработной
платы, улучшилось лекарственное обеспечение стационаров и льготных категорий
населения, появились положительные тенденции в вопросах восстановления основных
производственных фондов ЛПУ. Бурно развивалась частная стоматология. Внедрение
рыночных методов хозяйствования, как в частном, так и в государственном секторе
производства стоматологических услуг показало, что государственная система
стоматологического обслуживания населения имеет еще определенный потенциал
реформирования. Тем не менее, реальная модель стоматологической службы региона,
как отражение количественной характеристики социально-медицинских явлений,
всегда носящих характер массового процесса, имеет научную и практическую
ценность в той мере, в какой в ней учитывается действие основных факторов и
устраняется действие случайных.
Эта модель, кроме совершенствования организации амбулаторной и стационарной
стоматологической помощи предполагает разработку и реализацию нескольких новых
структурно-организационных стандартов. Структурные изменения в службе
стоматологической помощи населению региона ставят новые задачи перед
специалистами управления, в частности, задачу по формированию подходов
определения уровней ЛПУ стоматологического профиля. По нашим представлениям,
уровни лПу стоматологического профиля должны отвечать требованиям рынка, а при
планировании стоматологической помощи населению необходимо использовать
методологию социального прогнозирования заключающуюся в использовании механизмов
поискового (технологического) и нормативного (по заранее заданным критериям)
прогнозирования. Использование методологии социального прогнозирования в
стоматологии, позволит с достаточной долей достоверности сформировать
комплексные (материальные, кадровые, финансовые) нормативные критерии
стоматологической службы региона, исходя из конкретных социально-экономических
условий территории.
По данным анализа, проведенного нами в 2000-2008 гг. в Хабаровском крае
стоматологическую помощь населению можно представить в виде трехуровневого
организационного стандарта.
I уровень - структурно-организационный стандарт стоматологического модуля
врача-стоматолога общей практики. Он является максимально приближенным к
населению, приемлемым и доступным для всех. На этом уровне обеспечивается
квалифицированная стоматологическая помощь.
II уровень - структурно-организационный стандарт специализированного
стоматологического модуля (терапевтический, хирургический, пародонтологический,
эстетический и др.) Он представлен типовыми стоматологическими поликлиниками
городов края, где обеспечивается оказание высококвалифицированной
специализированной помощи по основным профилям стоматологической специальности:
терапевтической стоматологии с эндодонтией, хирургической стоматологии и зубному
протезированию. Поток пациентов на прием к врачам специализированных отделений
учреждения второго уровня должен формироваться главным образом по направлениям
стоматологов первого уровня, а при возможном непосредственном обращении граждан
- через первоначальное освидетельствование в смотровом кабинете дежурным врачом
поликлиники.
III уровень - структурно-организационный стандарт регионального
(межрайонного) консультативно-диагностического стоматологического центра. Он
осуществляет организационно-методическое руководство стоматологической службой
региона. Кроме того, на этом уровне осуществляется оказание
высококвалифицированной и специализированной консультативно-диагностической и
лечебной помощи по таким узким разделам стоматологии, как: пародонтология,
эндодонтия, стоматоневрология, сложное зубное протезирование, ортодонтия,
челюстно-лицевая ортопедия, дентальная имплантация, пластическая хирургия,
онкостоматология и т. д. Кроме стоматологического обслуживания населения региона
и организационно-методической работы, на базе учреждений регионального типа
должны проводиться подготовка и переподготовка специалистов различных категорий.
Трехуровневая базовая модель представлена нами с позиций функций, объемов
обслуживания и кадров (рис. 4.9).
I уровень (территориально-участковый комплекс первичной стоматологической
помощи - стоматологический модуль врача общей практики).
Функции
- Осуществление мероприятий по укреплению стоматологического здоровья
населения и профилактике кариеса и других заболеваний зубочелюстной системы.
- Оказание основного объема общепрофильной стоматологической помощи врачами
стоматологами общей практики, гигиенистами стоматологическими и медицинскими
сестрами.
- Диспансерная работа установленного объема.
- Направление пациентов в ЛПУ II и III уровня.
- Проведение рутинных (простейших) диагностических исследований с
использованием портативных и экспресс диагностических средств.
- Экспертиза временной нетрудоспособности и направление пациентов на МСЭК
- Ведение медицинской документации и электронной базы данных.
- Ведение мониторинга состояния здоровья прикрепленных контингентов
населения.

Рис. 4.9. Уровни стоматологической помощи населению
Хабаровского края
Объем обслуживания
До 5 тыс. взрослого и детского населения. Радиус обслуживания территории -
микрорайон до 5-7 км. в диаметре при условии транспортной доступности. В
отдаленных северных и сельских муниципальных образованиях возможно использование
передвижного стоматологического модуля врача общей практики.
Кадры
Врач-стоматолог общей практики, гигиенист стоматологический, средний, младший
медицинский и технический персонал.
II
уровень (территориальные стоматологические поликлиники -
комплекс специа-
лизированных стоматологических модулей, в т. ч. пародонтологический).
Функции
- Обеспечение диагностики с использованием стандартного набора
лабораторно-инструментальных исследований.
- Оказание специализированной стоматологической помощи по направлениям
стоматологов ЛПУ первого уровня по основным специальностям.
- Принятие решений о возможных вариантах дальнейшей стоматологической
помощи.
- Экспертиза нетрудоспособности в объеме работы КЭК ЛПУ.
- Диспансерная работа в рамках регламента.
Объем обслуживания
До 30 до 50 тыс. прикрепленного населения (т. е. в среднем формирование видов
и объемов услуг по направлениям от 8-10 модулей врача стоматолога общей
практики). Кадры
Специалисты стоматологи по основным профилям, гигиенисты стоматологические,
средний, младший медицинский и технический персонал.
III
уровень (краевые, городские и межрайонные отделения
челюстно-лицевой хи-
рургии - консультативно-диагностические стоматологические центры)
Функции
- Осуществление узкоспециализированной клинико-диагностической помощи с
использованием уникального высокоинфоромационного диагностического
оборудования.
- Оказание узкоспециализированной стоматологической помощи по направлениям
специалистов ЛПУ первого и второго уровня.
- Принятие решений о возможных вариантах дальнейшей стоматологической
помощи.
- Экспертиза нетрудоспособности в объеме работы КЭК ЛПУ.
- Оказание учебно-методических (образовательных) услуг врачам-стоматологам,
гигиенистам стоматологическим и среднему медицинскому персоналу с помощью
технологий телекоммуникаций.
Объем обслуживания
До 500 тыс. прикрепленного населения.
Кадры
Сотрудники профильных кафедр медицинских ВУЗов, специалисты стоматологи по
основным профилям, гигиенисты стоматологические, средний, младший медицинский и
технический персонал.
В условиях все большего влияния экономических механизмов на управление
стоматологией сегодня с высокой долей определенности необходимо ответить на два
ключевых вопроса: насколько востребован стоматолог широкого профиля в отрасли
здравоохранения Хабаровского края и готов ли сегодня образовательный сектор
специальности удовлетворить существующую потребность?
С целью выявления отношения жителей региона к возможности получить
стоматологическую помощь в полном объеме у одного специалиста, нами проведено
анкетирование пациентов, обратившихся за помощью в стоматологические поликлиники
краевого центра. В процессе обследования более 800 респондентов получены ответы
на следующие вопросы: «Считаете ли Вы, что все виды помощи (лечение, удаление,
протезирование) должны осуществляться одним врачом-стоматологом?», «Является ли
оказание помощи стоматологом широкого профиля наилучшей формой организации
работы стоматологической поликлиники?».
Анализ результатов анкетирования показывает, что в 67% случаев жители городов
Хабаровского края предпочитают лечиться у одного специалиста, 29% респондентов
не верят в возможность такого лечения, 6% обследованных затруднялись ответить на
поставленный вопрос. Что касается жителей сельских населенных пунктов
Хабаровского края, то результаты анкетирования выглядели следующим образом: 54%
отдали предпочтение лечению у специалиста, 37% затруднились с ответом и 7%
сомневались в том, что один врач-стоматолог в состоянии полноценно проводить
лечение, удаление и протезирование зубов.
И все-таки результаты анализа показывают, что более половины жителей верят в
возможность лечения у специалиста широкого профиля. В этой связи возникает
вполне законный вопрос: «Где и как его готовить?». Интернатура в существующем
виде в рамках стоматологического факультета Дальневосточного государственного
медицинского университета не решает задач формирования разностороннего,
самостоятельно мыслящего специалиста, способного в полном объеме решать проблемы
оказания стоматологической помощи населению именно малых городов, рабочих
поселков и сел.
Таким образом, оценивая потребность стоматологической службы региона в
специалисте широкого профиля, следует признать его своевременным и актуальным.
Решение задачи подготовки такого специалиста на стоматологических факультетах
медицинских ВУЗах региона весьма далеко от завершения, как с точки зрения
практической, так и законодательно-организационной.
Сложное и, зачастую, неясное положение многих стоматологических учреждений в
условиях, когда кариес зубов и болезни пародонта представляют огромную
медико-социальную проблему, усложнили решение проблем профилактической
стоматологии. Следует отметить, что врачи-стоматологи муниципальных поликлиник
региона перегружены реставрационной работой, а распространенность и
интенсивность кариеса зубов имеет четкую тенденцию к росту. Они перестали
заниматься просветительской работой и профилактикой кариеса зубов. Это
происходит не потому, что они не хотят это делать, а в силу отсутствия времени,
поскольку число стоматологов в регионе остается достаточно ограниченным, а
потоки больных пациентов увеличиваются, несмотря на рост частного
стоматологического сектора.
Сегодня стоматологическая служба Хабаровского края нуждается в реорганизации.
Успех и темпы проведения этой реорганизации зависят от координации
последипломного образования на подготовку и переподготовку врачей-стоматологов,
поэтапной замене зубных врачей на гигиенистов стоматологических, ориентированных
на профилактику стоматологических заболеваний, так как предлагаемые схемы и
методы комплексной профилактики требуют высокоспециализированного и
высококвалифицированного подхода и исполнения.
Ситуация, сложившаяся в стоматологической службе региона к середине 90-х
годов не устраивала ни властные структуры, ни врачей-стоматологов. Это послужило
причиной рассмотрения стоматологической службы в рамках исполнения
соответствующих планов, изложенных в Постановлении главы администрации
Хабаровского края от 29.11.96 г. N 536 «Об основных направлениях развития
здравоохранения в Хабаровском крае на 1996-2005 годы». Только за выше указанный
временной период, преимущественно в ЛПУ сельской местности, было закрыто более
20 стоматологических кабинетов, практически все без исключения школы и детские
дошкольные учреждения лишились своих зубных кабинетов. До настоящего времени
отмечается острейший дефицит финансовых ресурсов в сельских ЛПУ, связанный с
затратами на восстановление амортизационного износа (до 75-85%) основных
производственных фондов стоматологических отделений и кабинетов ЦРБ. В связи с
дефицитом реального финансирования значительно уменьшилось количество лиц
получающих льготное эубопротезирование и ортодонтическую помощь. Потребность в
повышении квалификации врачей-стоматологов удовлетворялась на 60-80%, временно
было прервано функционирование системы повышения квалификации зубных врачей,
зубных техников и медицинских сестер стоматологических ЛПУ.
На этом фоне отмечался рост уровня и тяжести стоматологической патологии за
счет свертывания профилактических мероприятий. Стоматологическая помощь стала
оказываться преимущественно по мере обращения пациентов в ЛПУ, качество и объем
профилактических осмотров прогрессивно уменьшались. При проведении плановой
работы лечение заболеваний доводилось до приемлемого исхода в целом только в
73,8%, а детям в 45,7% случаев. В ЛПУ сельских муниципальных образований и
практически во всех населенных пунктах Северной зоны Хабаровского края
сформировались значительные очереди на плановое лечение и протезирование зубов.
Следствием серьезных просчетов в планировании и управлении стоматологической
помощью на уровне края и муниципальных образований стала возрастающая
потребность в зубопротезировании. В реальных условиях 1996-2005 гг. потребность
в зу-бопротезировании покрывалась всего на 18-30%, в последующие годы этот
показатель уменьшился, но все равно соотношение потребности и реальные объемы
реставрационных работ составляет три к одному.
Из закупленного в 1997-2000 гг. технологического оборудования
стоматологических подразделений ЛПУ сельских и северных отдаленных муниципальных
образований по кредиту МБРР значительная часть не использовалась, как по причине
не укомплектованности должностей врачей-стоматологов, так и по причине
недостаточной подготовки зубных врачей и зубных техников. Для всех ЛПУ сельских
муниципальных образований всегда существовала кадровая проблема, т. к.
укомплектованность штатов стоматологов не превышала 60%. Причем даже при таком
уровне укомплектованности штатов, более одной трети врачей-стоматологов региона
представлены лицами предпенсионного и пенсионного возраста.
Амбулаторно-поликлиническую помощь населению края в 2000-2008 гг. оказывали
врачи более 200 учреждений стоматологического профиля разных форм собственности.
Следует отметить, что, несмотря на стойкую тенденцию уменьшения муниципальных
стоматологических учреждений в основном в гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре,
Амурске, Совгавани, параллельно наблюдался уверенный рост числа частных
стоматологических ЛПУ.
Система страхования, введенная в Хабаровском крае в 1993-94-х годах,
предложила инновационный подход финансирования стоматологических ЛПУ и, если бы
он был полностью реализован, то мог бы стать основным вкладом в стабилизацию
производства стоматологических услуг за счет общественных источников
финансирования. Основными достоинствами этого подхода, как предполагалось при
его введении, были сочетание принципов солидарности и социальной природы
оказания стоматологических услуг с тем уровнем эффективности и качества, которые
могли бы предоставить рыночные механизмы. Такой подход можно было бы сохранить с
помощью сочетания ОМС и ДМС, что обеспечивало бы равнодоступность для всех
нуждающихся в стоматологической помощи.
Развитию такого варианта способствовало бы введение конкуренции и свобода
выбора, как для потребителей, так и для производителей на рынке
стоматологических услуг. Страховые компании должны были конкурировать в борьбе
за пациентов, а производители должны были пытаться получить контракты со
страховыми компаниями, которые, в свою очередь, конкурируют как в качестве, так
и в ценах. В дополнение к этому, возможно было использование механизмов оплаты
производителей стоматологических услуг в малонаселенных северных муниципальных
образованиях на основе подушевого принципа. В реальной ситуации сформировалась
система недофинансирования стоматологического раздела программы государственных
гарантий на фоне которой проявился теневой рынок стоматологических услуг.
Высокая распространенность и увеличивающаяся интенсивность стоматологических
заболеваний указывают на актуальность проблемы массовой профилактики кариеса
зубов и болезней тканей пародонта. Следует серьезно решить, кто на современном
этапе развития стоматологии мог бы взять на себя самую важную и ответственную
работу по «реанимации» профилактики основных стоматологических заболеваний.
На протяжении ряда лет (2000-2008 гг.) нами проводилось комплексное
медико-организационное исследование в системе стоматологической службы
Хабаровского края, нацеленное на анализ происходящих изменений в организации
стоматологической помощи населению. Безусловно, что проводимый системный анализ
и последующие выводы опирались на концептуальные вопросы экономического развития
Хабаровского края и динамики изменений отрасли здравоохранения региона в целом.
К началу 2005 года были намечены основные механизмы повышения эффективности
функционирования отрасли здравоохранения края по следующим параметрам:
- приведение уровня финансирования отрасли здравоохранение к расчетным
нормативам территориальной программы государственных гарантий населению края;
- создание единой и экономически целесообразной сети учреждений
здравоохранения на территории края, увеличение разнообразия
организационно-правовых форм медицинских организаций;
- расширение рынка платных медицинских услуг;
- укомплектование учреждений здравоохранения края высококвалифицированными
кадрами;
- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений
здравоохранения, оснащение их современным лечебно-диагностическим медицинским
оборудованием, санитарным транспортом и др.
К сожалению, региональная стоматология и идеология ее дальнейшего развития до
настоящего времени не нашла отражения в перспективных планах повышения
эффективности функционирования отрасли. А ведь по ряду параметров, прежде всего
экономического характера, ЛПУ стоматологического профиля могут и должны весьма
эффективно функционировать в условиях рыночной экономики, не только потребляя
финансовые ресурсы региональных и муниципальных бюджетов, но и формируя
определенный уровень прибыли.
Региональная стоматология в целом продолжает сохранять проблемы, накопленные
в период экономического спада и разрушения вертикали управления в 1993-1998 гг.
по структурным диспропорциям, качеству и доступности стоматологических услуг
населению. Это усугубляется отсутствием координации между государственным и
частным сектором рынка стоматологических услуг, неэффективному управлению
финансовыми потоками ЛПУ со стороны управляющих структур и системы ОМС, по
укреплению кадрами стоматологических ЛПУ в сельских и отдаленных северных
муниципальных образованиях. Для решения выше указанных проблем необходима четкая
система измерений функционирования структуры этой службы, реализуемых технологий
и результатов деятельности учреждений.
Нельзя не согласиться с мнением ряда специалистов, что в методологическом
плане стратегическое планирование в стоматологии, как функция управления
устойчивым развитием службы, должно основываться на системном подходе. На
территориальном уровне стратегическое планирование должно основываться на
концепции структурно-организационного моделирования, определения приоритетов
совершенствования медицинской помощи, анализа медико-статистических материалов,
социологического и экспертного исследования.