Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
ГЛАВА 7. Организация стоматологического учреждения первичного
уровня
Основное, что должно быть заложено в идеологию работы врача-стоматолога общей
практики - это работа на конечный результат - то есть здоровье пациента. Но
основополагающими принципами достижения такого результата должны стать
прагматизм и эффективность. Если мы ждем от врача повышения качества и
эффективности первичной лечебно-профилактической стоматологической помощи
(наряду с профилактическими программами), то и оплата его труда, и престиж в
обществе должны быть соответствующими. Врач-стоматолог, работающий по семейному
принципу, должен также уметь координировать работу служб, способствующих
сохранению, укреплению здоровья человека и проведению более эффективного
лечебного процесса. Семейная стоматологическая практика представляет собой форму
оказания первичной стоматологической помощи, при которой практикующий
врач-стоматолог должен нести постоянную ответственность за обеспечение данной
помощью своих больных. При этом данную помощь необходимо ориентировать на
пациента в целом, на его проблемы, а не просто на лечение конкретных
стоматологических заболеваний. Принцип деятельности такого врача - перенос
акцента с лечебной работы на профилактическую, из стоматологического кабинета -
в семьи своих пациентов.
Анализ содержания работы врачей-стоматологов общей практики в ЛПУ различных
форм собственности в дальневосточном регионе показывает, что наибольшую долю в
общем объеме трудозатрат занимает производство терапевтических видов услуг
-73,28%. Следующее место с большим отрывом занимают трудозатраты по производству
ортопедических услуг - 15,12%. На третье место выходят трудозатраты по
производству услуг хирургического плана - 5,35%, а следующие места в объеме
трудозатрат в пределах около 1% занимает производство пародонтологических,
ортодонтических и других услуг.
Важным параметром, характеризующим организацию работы врача-стоматолога,
является соотношение первичных и повторных посещений пациентов. По нашим данным
около 23,7% приходилось на первичные посещения врача-стоматолога общей практики,
при этом непосредственно на производство услуг (лечебную работу) врач тратил
более 75,85% своего рабочего времени в муниципальных ЛПУ и 86,73% в ЛПУ
коммерческого сектора, а остальное время - на отдых, беседы с коллегами, прием
пищи, курение и т. п.
Структурные изменения в службе стоматологической помощи населению региона
ставят новые задачи перед специалистами управления, в частности, задачу по
формированию подходов к стандартизации ЛПУ стоматологического профиля. По данным
анализа, проведенного нами в 2000-2007 гг. стоматологическая помощь населению
региона представляется в виде трехуровневой стандартизованной модели, где I
уровень представлен стоматологическим учреждением в рамках
структурно-организационного стандарта стоматологического модуля
врача-стоматолога общей практики. Он является максимально приближенным к
населению, приемлемым и доступным для всех. В учреждениях этого уровня
производятся услуги, зависящие от качества исполнителей, объема их знаний и
умений, а так же от степени готовности структурного компоненты производства
стоматологических услуг, т. е. от качества основных производственных фондов,
оснащения технологическим оборудованием и ресурсного обеспечения.