
3.4. Организация психологическая службы медицинского вВУЗа
В высшем медицинской школе при разработке методических основ психологического
сопровождения образовательного процесса необходимо учитывать направленность
психологического мониторинга студентов, который должен предусматривать:
- изучение адаптации студентов младших курсов к условиям учебы в вузе;
- контроль динамики развития профессиональных качеств по курсам (этапам)
обучения;
- выявление индивидуально-психологических особенностей слабоуспевающих
студентов; лиц с нервно-психической неустойчивостью и склонных к нарушениям
дисциплины, аморальным поступкам;
- изучение способностей к усвоению знаний по профилирующим дисциплинам;
- оказание помощи преподавателям при развитии психических познавательных
процессов студентов (мышления, памяти, внимания и др.);
- изучение индивидуально-психологических характеристик у студентов, испытывающих
затруднения в обучении.
Периодичность психологической диагностики обучающихся должна определяться
требованиями нормативных руководящих документов, указаниями руководителя
учебного заведения о необходимости обследовать студентов того или иного курса,
планами психологической работы по текущему обследованию. Социальное изучение и
психологическое обследование кандидатов на учебу проводятся во время их
профессионального отбора и на каждом курсе обучения, а результаты этой работы
должны отражаться в Карте психологического изучения студента.
Кроме того, после 4-5-го курса обучения (предвыпускного курса в зависимости
от срока обучения в вузе) и при выпуске должна составляться развернутая
характеристика, в которой должны быть отражены личностные, профессиональные и
морально – нравственные качества студентов, сделаны выводы и даны рекомендации
по совершенствованию его обучения м воспитания и наиболее целесообразное
трудоустройство выпускника. Эти данные являются важной точкой для управления
формированием профессиональной пригодностью будущего врача.
Текущую диагностику индивидуальных психологических качеств у выборочного
числа студентов можно совмещать с изучением адаптации студентов 1-го курса к
обучению, их профессиональной направленности и мотивации к обучению предстоящей
профессиональной деятельности, социально психологического климата и
межличностных отношений в учебных группах, с проведением индивидуальных бесед и
психологических консультаций обучающихся специалистами-психологами.
Для составления индивидуальных психологических характеристик студентов
используются результаты наблюдения различных видов их деятельности:
1. в повседневной учебной деятельности;
2. при текущем и итоговом контроле знаний, умений, навыков;
3. в процессе занятий на клинических циклах;
4. при выполнении общественной работы и различных поручений;
5. в период учебной практики и стажировки;
6. в период внедрения и апробации новых педагогических технологий;
7. при общении в учебном студенческом коллективе.
Индивидуальные психологические характеристики корректируются в течение всего
периода обучения и психолого-педагогического сопровождения в вузе.
Организационной основой психологического сопровождения и соответствующего
психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса может
служить «Комплексная целевая программа психологического обеспечения
учебно-воспитательного прохватывающая все этапы: профориентация, профотбор,
профобучение, профадаптация.
Такая программа вносит в процесс психологического обеспечения устойчивую
организацию, позволяет заранее и комплексно планировать работу психологов,
целенаправленно использовать ее результаты для управления образовательным
процессом в медицинском вузе.
Кроме того, для решения задач психологического сопровождения
учебно-воспитательного процесса важен подбор методик или методических
рекомендаций, которые уже разработаны или подлежат разработке в ходе выполнения
научно-исследовательской работы по данной проблеме.
Отдельный аспект методического обеспечения - анализ профессиональной
деятельности выпускников. Эти данные должны быть использованы как обратная связь
в оценке результатов образовательного процесса.
Важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса является цикл повышения
квалификации преподавателей вуз, поэтому организация его психологического
сопровождения требует проработки этого вопроса.
Программа цикла нацелена на решение следующих задач:
- информирование педагогических коллективов и отдельных преподавателей об
индивидуально - психологических особенностях студентов;
- помощь в организации и управлении учебным процессам на основе учета
познавательных и личностных особенностей, студентов;
- использование знаний о социально - психологических характеристиках учебной
группы для оптимального построения занятий;
- изучение особенностей мотивации и поведения студентов в рамках учебных занятий
для коррекции используемых преподавателями циклов педагогических приемов;
- выявление затруднений в педагогической деятельности и поиск путей их
оптимизации;
- изучение качественного состояния и тенденций развития
социально-психологических явлений в педагогических коллективах
(социально-психологический климат и межличностные взаимоотношения) для повышения
продуктивности труда педагогов;
- помощь руководителю учебного заведения в управлении педагогическим
коллективом;
- поиск и определение объективных психолог - педагогических критериев
деятельности преподавателей;
- оценка эффективности структуры педагогической деятельности, особенностей
личности преподавателя и педагогического коллектива, звеньев отношений
«преподаватель - студент» и «студент - преподаватель». |