
2.3. Условия труда и профессиональные заболевания работающих
Условия труда
В 2000 году существенного изменения условий труда в субъектах федерации
Дальневосточного федерального округа по сравнению с 1999 годом не произошло.
Удельный вес рабочих мест, не удовлетворяющих санитарно-гигиеническим нормам по
шуму, в отдельных субъектах федерации в 2000 г. колебался от 7,6 до 71,2%, по
вибрации – от 8,5 до 78,1%, по электромагнитным полям - 0 до 32 %, по
микроклимату - от 13,8 до 44 %, по освещенности - от 16,8 до 52,3 %.
Согласно представленным данным, наибольшая доля работающих во вредных
условиях зарегистрирована в Приморском крае (51,6 %) и Чукотском автономном
округе (43,8 %).
Сложившаяся ситуация обусловлена как несовершенством экономических и правовых
механизмов, не стимулирующих работодателей принимать эффективные меры по
обеспечению здоровых и безопасных условий труда, так и недостаточным
использованием органами госсанэпиднадзора существующих рычагов воздействия на
предприятия и организации, нарушающие гигиену труда.
Условия труда женщин
Удельный вес женщин, работающих в неудовлетворительных
санитарно-гигиенических условиях в территориях ДВФО, представлен в таблице 2.4.
В структуре работающих женщины составляют от 26 % в Чукотском АО до 58,7% - в
Приморском крае. Наиболее неблагоприятная обстановка с гигиеной женского труда в
2000 г. наблюдалась в Магаданской области (40% от всех работающих женщин
работали в неблагоприятных условиях).
В своем большинстве женщины заняты на основных и вспомогательных работах,
сопряженных с выполнением ручных операций в условиях непосредственного
воздействия вредных производственных факторов.
Наиболее часто не соблюдаются гигиенические нормативы по поднимаемым и
перемещаемым вручную тяжестям в сельском хозяйстве, строительстве,
промышленности строительных материалов. Сохраняются неудовлетворительные условия
труда женщин на предприятиях малого и среднего бизнеса, на которых нарушаются
требования законодательства в части планировочных решений, режимов труда и
отдыха, продолжительности трудовой недели, проведения медосмотров,
обеспеченности спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
Таблица 2.4 Гигиена женского труда в субъектах федерации ДВФО в 2000 году
Территории |
Доля женщин среди работающих, % |
Доля женщин, работающих во вредных условиях |
Амурская область |
32,0 |
от 16 до 22 * |
Еврейская АО ** |
|
|
Камчатская область |
46,7 |
18,7 |
Корякский АО *** |
|
Магаданская область |
48,5 |
40,0 |
Приморский край |
58,7 |
27,5 |
Республика Саха (Якутия) |
50,0 |
3,0 |
Сахалинская область |
32,7 |
13,4 |
Хабаровский край |
|
рост на 1,2 (в ср. с 1999 г.) |
Чукотский АО |
26,0 |
25,6 |
* Приведен % женского труда на рабочих местах, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам в различных отраслях
** - исследования не поводятся
*** - в Корякском АО не регистрируется в течение нескольких последних лет
Большую часть женщин, работающих во вредных условиях, составляют женщины
детородного возраста, что неблагоприятно сказывается на показателях детской и
младенческой смертности.
В Хабаровском крае доля женщин, работающих в неблагоприятных условиях,
увеличилась в сравнении с 1999 годом на 1,2%.
Еврейская автономная область и Корякский автономный округ данных о гигиене
труда женщин в 2000 году не представили.
Медицинские осмотры
Во всех субъектах федерации Дальневосточного федерального округа (кроме
Магаданской области) в 2000 году отмечалось повышение процента охвата
профилактическими осмотрами в сравнении с 1999 годом (табл. 2.5).
В то же время, ни в одном субъекте федерации ДВФО план профилактических
осмотров не был выполнен полностью. Самый высокий % охвата медицинскими
осмотрами был зарегистрирован в Хабаровском крае (90,5%), самый низкий – в ЧАО
(76,3%), в Амурской (79,3%) и Магаданской (80,2%) областях. Корякский автономный
округ данные не представил.
С другой стороны, следует отметить низкую эффективность проведенных
профилактических осмотров, поскольку продолжается повсеместный рост числа
заболеваний, выявленных в поздних стадиях (сердечно-сосудистые и онкологические
заболевания, туберкулез и т.д.), что является причиной роста расходов на
медицинскую помощь и выплаты по инвалидности.
Таблица 2.5 Объем проведенных медицинских профилактических
осмотров работающих (в % к должному)
Территории |
1998 |
1999 |
2000 |
Российская Федерация |
89,2 |
90,3 |
|
Амурская область |
73,32 |
76,03 |
79,3 |
Еврейская АО в промышленности
в сельском хозяйстве |
|
72,1
25,8 |
84,1
40,5 |
Камчатская область |
84,7 |
88,7 |
89,4 |
Корякский автономный округ |
|
|
|
Магаданская область |
69,4 |
85,9 |
80,2 |
Приморский край |
80,8 |
84,9 |
88,6 |
Республика Саха (Якутия) |
70,0 |
86,21 |
87,5 |
Сахалинская область |
80,0 |
86,1 |
88,21 |
Хабаровский край |
89,7 |
85,3 |
90,5 |
Чукотский автономный округ |
|
60,4 |
76,3 |
Таблица 2.6 Удельный вес рабочих мест, не отвечающих
гигиеническим нормативам по отдельным физическим факторам на промышленных
предприятиях (%)

*Доля рабочих мест, не удовлетворяющих санитарно-гигиеническим требованиям в
1999-22,3%; в 2000-23,3%
Профессиональная заболеваемость
Уровень профессиональной заболеваемости в субъектах ДВФО в динамике за
последние 5 лет представлен в таблице 2.7. Превышение уровня среднероссийских
показателей (1999 г.) в 2000 году регистрировалось в Чукотском автономном
округе, Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях. В Сахалинской области
профессиональная заболеваемость превышает аналогичный показатель по РФ в 5,2
раза. В Амурской области в 2000 году в 2,4 раза выросла профессиональная
заболеваемость вибрационной болезнью, в 4 раза – кохлеоневритом, в 1,5 раза –
пневмокониозом.
Таблица 2.7 Динамика профессиональной заболеваемости в
субъектах федерации Дальневосточного федерального округа

* - Профессиональные заболевания не регистрируются в течение нескольких
последних лет, что, по мнению госсанэпидслужбы округа, связано с отсутствием
медицинских работников соответствующей квалификации
Низкий уровень регистрируемой профессиональной заболеваемости в некоторых
территориях обусловлен, вероятно, недостаточностью выявления профессиональных
заболеваний в ходе периодических медицинских осмотров, недостаточной подготовкой
врачей лечебной сети по вопросам профессиональной патологии, отсутствием
необходимого диагностического оборудования. В Камчатской области
профпатологическая служба отсутствует, упразднены медико-санитарные части,
цеховые врачебные участки.
По ряду причин в течение нескольких последних лет не регистрируется
профпатология в Корякском автономном округе.
В Республике Саха (Якутия) в 2000 году на 25% сократилось количество
медпунктов, здравпунктов на промышленных предприятиях. Это привело к ослаблению
контроля предприятий за качеством профилактических медицинских осмотров
работающих с вредными и неблагоприятными условиями труда.
В Хабаровском крае длительное время краевой профпатологический центр не
работал в связи с переоформлением лицензии, поэтому в крае было зарегистрировано
всего 42 случая профессиональных заболеваний и отравлений.
Приведенные данные не отражают истинной ситуации с профессиональной
заболеваемостью, учитывая количество работающих, занятых в условиях, не
отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам. Негативные последствия имеет
также почти повсеместная ликвидация цеховой медицинской службы.
Основными причинами увеличения профессиональной заболеваемости в
Дальневосточном федеральном округе являлись:
- неудовлетворительная организация режима труда рабочих виброопасных
профессий,
- недостаточность, а также неэффективность средств индивидуальной защиты,
- отсутствие ведомственного лабораторного контроля, своевременных
эксплуатационных проверок с последующим контролем уровней шума и вибрации,
- длительный стаж работы во вредных условиях труда, превышающий порой в 2-3
раза нормативный срок, дающий право на установление связи с профпатологией,
- конструктивные недостатки оборудования и несовершенство технологических
процессов.
Задачами субъектов федерации ДВФО в области охраны окружающей среды являются:
- дальнейшее совершенствование законодательной базы на региональном уровне;
- изменение подходов к разработке и реализации региональных программ в
области санэпидблагополучия населения с акцентом не на количество программ, а
на включение в них приоритетных мероприятий в соответствии с конкретной
санэпидобстановкой и результатами СГМ;
- обеспечение широкого взаимодействия с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти и местного самоуправления,
общественными организациями по реализации федеральных и региональных законов в
области обеспечения санэпидблагополучия населения;
- внедрение системы СГМ с привлечением к решению основных аспектов этой
проблемы научно-исследовательских и практических учреждений, широкое
использование системы оценки риска влияния среды обитания на здоровье
населения;
- реализация концепции и региональных программ развития ГСЭС, принятие
действенных мер по укреплению материально-технической базы и кадрового
потенциала учреждений, оснащению лабораторных подразделений современным
оборудованием, обеспечение финансирования учреждений в соответствии с
Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»;
- повышение юридической грамотности специалистов ЦГСЭН, совершенствование
системы подготовки кадров специалистов ЦГСЭН, усиление взаимодействия в этом
вопросе ЦГСЭН и медико-профилактических факультетов ВУЗов, повышение
престижности профессии гигиенистов и санитарных врачей;
- совершенствование деятельности ЦГСЭН по проведению
санитарно-эпидемиологических экспертиз, гигиенической сертификации продукции,
аккредитации испытательных лабораторий и лабораторных центров;
- активизирование деятельности ЦГСЭН в государственной системе
гигиенического воспитания и образования граждан с широким использованием
средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни.
|