
Глава 4. Структурные преобразования в здравоохранении
Дальневосточного федерального округа
Изменения в отрасли здравоохранения Дальневосточного федерального округа,
происходящие в течение нескольких последних лет, производят двойственное
впечатление. С одной стороны в отрасли продолжается реструктуризация коечного
фонда, внедряются стационарозамещающие технологии в поликлиниках, проводится
политика ресурсосбережения по линии фонда ОМС, производятся закупки
дорогостоящего импортного медицинского оборудования и т.п., с другой стороны
большинство мер по эффективному использованию ресурсов отрасли происходит на
уровне небольших муниципальных больниц и поликлиник, практически не затрагивая
многопрофильные региональные и ведомственные учреждения, где формируется
основная часть ресурсопотребления отрасли в целом. В этом плане не
прослеживается роль собственников больниц. А, кто, как не собственник, должен
быть заинтересован в эффективности использования основных фондов и ресурсной
базы отрасли?
Большинство лечебно-профилактических учреждений находится в собственности
региональных или муниципальных органов власти, а относительно небольшое
количество до сих пор принадлежит ведомствам. Последняя группа ЛПУ управляется
традиционным образом, когда отсутствует увязка затрат с результатами работы.
Однако применительно к первой группе нельзя назвать необычной ситуацию, когда
муниципалитет одновременно оплачивает услуги здравоохранения и управляет
больницей, предоставляющей медицинское обслуживание. Очевидно, что это
противоречит духу реформ, в рамках которых интегрированная модель должна быть
заменена на договорные отношения между отдельным “покупателем” и производителем
услуг, то есть ЛПУ. На деле, разделения на покупателей и производителей еще
почти не существует, и лишь небольшое количество медицинских учреждений
выступают в роли конкурирующих друг с другом независимых или самоуправляемых
организаций, при этом их выживание не связано с существованием единственного
покупателя, монополизирующего рынок. Кроме того, существующие производители
услуг зачастую выигрывают от монопольного положения в ряде районов субъектов
федерации округа, поскольку им не приходится действовать в условиях
конкурентного рынка.
В настоящее время на фоне сформировавшихся проблем структурных диспропорций и
неэффективного управления ресурсами отрасли здравоохранения Дальневосточного
федерального округа имеет место кризисная ситуация, заключающаяся в том, что
отрасль даже в 2002 году продолжала работать в режиме постулатов экономики
бывшего СССР образца 70-80 годов. Руководители отрасли не используют современных
методов экономического регулирования деятельности ЛПУ в условиях рынка. В
отрасли, практически, отсутствует экономическая служба.
Медицинское обслуживание до сих пор осуществляется примерно на 70% через
больницы или врачей-специалистов и лишь на 30% через первичную медико-санитарную
помощь (ПМСП). Это полностью противоречит пропорциям, которые рекомендованы
Всемирной организацией здравоохранения. Кроме того, данная система неэффективна
в своей основе, поскольку первичное медицинское обслуживание базируется на
системе участковых врачей с функцией "диспетчера", а не специалиста по
профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний.
Вышеизложенное является источником целого ряда последствий.
1. На практике вознаграждение производителям медицинских услуг по-прежнему
определяется их размером, а не достигаемыми результатами, что противоречит идее
эффективного распределения. Оптимальное распределение ресурсов является крайне
важным, особенно в тех случаях, когда их остро не хватает, как это происходит
сегодня в ДВФО.
2. Наличие устойчивых излишков мощностей в медицинских учреждениях и
избыточного медицинского персонала препятствует переходу к рациональному
планированию, основанному на оценке потребностей населения, а не на ранее
существующих показателях работы. Тем не менее, закрытие медицинских учреждений,
даже если они являются бесполезными и убыточными, является сложным политическим
решением для муниципалитета.
3. Совсем не действуют экономические стимулы рыночного характера, которые
подталкивали бы производителей услуг к конкурентной борьбе за контракты, а
страховщиков к конкурентной борьбе за клиентов, повышая тем самым эффективность
и качество оказываемых медицинских услуг.
4. Система управления «сверху вниз», которую органы управления
здравоохранением или ведомства используют в отношении принадлежащих им
учреждений здравоохранения, обычно нецелесообразна. Она приводит к отсутствию
эффективности и, в конечном итоге, к бесполезным тратам.
5. Системы определения стоимостных параметров, аудита, а также контроля
качества предоставляемых услуг является рудиментарной, основанной на
“нормативах”, не имеющих практически никакой связи с подтверждающими материалами
или соображениями эффективности.
Для преодоления существующих проблем следует осуществить структурные
изменения в сложившейся картине оказания услуг. Этого можно добиться наилучшим
образом за счет более рационального использования госпитального сектора,
внедрения соответствующей системы возмещения, которая предусматривала бы
стройные механизмы сдерживания расходов, а также за счет укрепления ЛПУ
первичного звена.
|