MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

5.4. Средства федерального бюджета и Федерального фонда ОМС для финансирования территориальных программ государственных гарантий

В соответствии с Конституцией все граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

В соответствии с законодательством Российской Федерации основная доля ответственности за финансирование здравоохранения ложится на региональные бюджеты и территориальные фонды ОМС. Однако регионы России значительно отличаются друг от друга как по бюджетной обеспеченности, так и по объему привлекаемых средств в фонды ОМС. Для обеспечения гарантий Конституции (выравнивание) используются средства вышестоящего бюджета и Федерального Фонда ОМС.

Другим важным направлением использования средств федерального бюджета в регионах является финансирование различных инновационных проектов. Инвестирование осуществляется как правило на паритетных началах с региональными бюджетами.

Значительная доля средств федерального бюджета идет и на финансирование высокоспециализированной дорогостоящей медицинской помощи всему населению России в федеральных ЛПУ и Клиниках центральных НИИ.

Однако механизмы выделения средств непрозрачны, во многом непонятны принципы, которыми руководствуются при принятии решений о выделении средств из федерального бюджета и Федерального ФОМС тем или иным регионам. В результате отдельные регионы получают преимущества. В целом, по различным оценкам аккумулируемые в Федеральном Фонде ОМС средства в 3-4 раза меньше, чем необходимо для адекватного перечисления территориальным фондам на выравнивание финансирования программ ОМС.

Использование общих принципов выделения и использования средств «центра» в региональном здравоохранении приносит эффект не везде. Для депрессивных территорий должен быть разработан отдельный механизм, своего рода «антикризисное управление», позволяющее выводить эти территории из депрессии и создавать предпосылки для самостоятельного развития. Это в полной мере относится ко многим территориям Дальнего Востока.

В 2000 г. федеральный бюджет и Федеральный фонд ОМС продолжали перечислять финансовые средства на выравнивание территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Из федерального бюджета (согласно представленным территориями ДВФО данным) средства получили 4 территории:

- Амурская область (21,9 млн. руб.),
- Еврейская АО (9,5 млн. руб.),
- Корякский АО (6,18 млн. руб.),
- Чукотский АО (8,3 млн. руб.).

Из Федерального фонда ОМС в 2000 г. средства поступали в 4 территории:
- Амурскую область (26 млн. руб.),
- Камчатскую область (41,2 млн. руб.),
- Приморский край (51 млн. руб.),
- Хабаровский край (58,5 млн. руб),
- Чукотский АО (26 млн. руб.).

В 2001 г. средства федерального бюджета поступили только в Амурскую область в размере 23 млн. руб.
Средства Федерального фонда ОМС на выравнивание территориальных Программ ОМС в 2001 г. получили 8 территорий:
- Амурская область – 50 млн. руб.,
- Еврейская АО – 29,5 млн. руб.,
- Камчатскую область – 39 млн. руб.,
- Магаданская область – 29 млн. руб.,
- Приморский край – 68,1 млн. руб.,
- Республика Саха (Якутия) – 43 млн. руб.,
- Сахалинская область – 36 млн. руб.,
- Хабаровский край – 53 млн. руб.

Таким образом, анализ выделения субвенций ФФОМС позволяет говорить о том, что подобно межбюджетным отношениям, механизм расчета этих субвенций имеет субъективный компонент. Предоставление финансовых ресурсов для поддержания программ государственных гарантий по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи из средств федерального бюджета и Федерального фонда ОМС носит стихийный характер, не опирается на объективные критерии (экспертиза обоснования заявок на получение средств из федеральных источников).

Существует острая потребность в разработке объективных критериев обоснования заявок на получение финансирования из федеральных источников и формирования аудиторских проверок по финансированию территориальных программ обеспечения населения бесплатной медицинской помощью на уровне структур ДВФО для обеспечения эффективного и целевого использования средств, получаемых из федеральных источников.

По нашему мнению, необходимо выполнить следующие мероприятия.

Во-первых, необходимо разработать и сделать прозрачным и понятным для всех механизм расчета и выделения субвенций.

Во-вторых, следует шире использовать аудиторские проверки использования средств всеми государственными органами.

В третьих, в случае выделения целевых средств на инвестирование в тот или иной проект, целесообразно проводить экспертизу этих инвестиций с участием представителя Министерства здравоохранения и Федерального ФОМС в федеральном округе, что позволит минимизировать риски нецелевого или низкоэффективного их использования.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2369
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru