Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
5.4. Средства федерального бюджета и Федерального фонда ОМС 
для финансирования территориальных программ государственных гарантий
В соответствии с Конституцией все граждане России имеют право на бесплатную 
медицинскую помощь. 
В соответствии с законодательством Российской Федерации основная доля 
ответственности за финансирование здравоохранения ложится на региональные 
бюджеты и территориальные фонды ОМС. Однако регионы России значительно 
отличаются друг от друга как по бюджетной обеспеченности, так и по объему 
привлекаемых средств в фонды ОМС. Для обеспечения гарантий Конституции 
(выравнивание) используются средства вышестоящего бюджета и Федерального Фонда 
ОМС. 
Другим важным направлением использования средств федерального бюджета в 
регионах является финансирование различных инновационных проектов. 
Инвестирование осуществляется как правило на паритетных началах с региональными 
бюджетами.
Значительная доля средств федерального бюджета идет и на финансирование 
высокоспециализированной дорогостоящей медицинской помощи всему населению России 
в федеральных ЛПУ и Клиниках центральных НИИ. 
Однако механизмы выделения средств непрозрачны, во многом непонятны принципы, 
которыми руководствуются при принятии решений о выделении средств из 
федерального бюджета и Федерального ФОМС тем или иным регионам. В результате 
отдельные регионы получают преимущества. В целом, по различным оценкам 
аккумулируемые в Федеральном Фонде ОМС средства в 3-4 раза меньше, чем 
необходимо для адекватного перечисления территориальным фондам на выравнивание 
финансирования программ ОМС.
Использование общих принципов выделения и использования средств «центра» в 
региональном здравоохранении приносит эффект не везде. Для депрессивных 
территорий должен быть разработан отдельный механизм, своего рода «антикризисное 
управление», позволяющее выводить эти территории из депрессии и создавать 
предпосылки для самостоятельного развития. Это в полной мере относится ко многим 
территориям Дальнего Востока. 
В 2000 г. федеральный бюджет и Федеральный фонд ОМС продолжали перечислять 
финансовые средства на выравнивание территориальных программ государственных 
гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской 
помощью. 
Из федерального бюджета (согласно представленным территориями ДВФО данным) 
средства получили 4 территории: 
- Амурская область (21,9 млн. руб.),
- Еврейская АО (9,5 млн. руб.),
- Корякский АО (6,18 млн. руб.),
- Чукотский АО (8,3 млн. руб.).
Из Федерального фонда ОМС в 2000 г. средства поступали в 4 территории:
- Амурскую область (26 млн. руб.),
- Камчатскую область (41,2 млн. руб.),
- Приморский край (51 млн. руб.),
- Хабаровский край (58,5 млн. руб),
- Чукотский АО (26 млн. руб.).
В 2001 г. средства федерального бюджета поступили только в Амурскую область в 
размере 23 млн. руб.
Средства Федерального фонда ОМС на выравнивание территориальных Программ ОМС в 
2001 г. получили 8 территорий:
- Амурская область – 50 млн. руб.,
- Еврейская АО – 29,5 млн. руб.,
- Камчатскую область – 39 млн. руб.,
- Магаданская область – 29 млн. руб., 
- Приморский край – 68,1 млн. руб.,
- Республика Саха (Якутия) – 43 млн. руб.,
- Сахалинская область – 36 млн. руб.,
- Хабаровский край – 53 млн. руб.
Таким образом, анализ выделения субвенций ФФОМС позволяет говорить о том, что 
подобно межбюджетным отношениям, механизм расчета этих субвенций имеет 
субъективный компонент. Предоставление финансовых ресурсов для поддержания 
программ государственных гарантий по предоставлению населению бесплатной 
медицинской помощи из средств федерального бюджета и Федерального фонда ОМС 
носит стихийный характер, не опирается на объективные критерии (экспертиза 
обоснования заявок на получение средств из федеральных источников).
Существует острая потребность в разработке объективных критериев обоснования 
заявок на получение финансирования из федеральных источников и формирования 
аудиторских проверок по финансированию территориальных программ обеспечения 
населения бесплатной медицинской помощью на уровне структур ДВФО для обеспечения 
эффективного и целевого использования средств, получаемых из федеральных 
источников. 
По нашему мнению, необходимо выполнить следующие мероприятия. 
Во-первых, необходимо разработать и сделать прозрачным и понятным для всех 
механизм расчета и выделения субвенций.
Во-вторых, следует шире использовать аудиторские проверки использования 
средств всеми государственными органами. 
В третьих, в случае выделения целевых средств на инвестирование в тот или 
иной проект, целесообразно проводить экспертизу этих инвестиций с участием 
представителя Министерства здравоохранения и Федерального ФОМС в федеральном 
округе, что позволит минимизировать риски нецелевого или низкоэффективного их 
использования.