Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
5.4. Младший детский возраст: подготовка к школе и социальное 
воспитание
Период раннего детства (преддошкольный период) от 1 года до 3-х лет, 
характеризуется снижением темпов физического развития детей, большей степенью 
зрелости основных физиологических систем. Интенсивно увеличивается мышечная 
масса. К 2 годам завершается прорезывание молочных зубов (их 20). Интенсивно 
формируется лимфоидная ткань носоглотки с часто возникающей их гиперплазией 
(аденоиды, гиперплазия миндалин). Двигательная активность значительная (от 
ходьбы до бега, лазания, прыжков), а контроль за адекватностью движений и 
поступков минимальный (особенно у детей, перенесших перинатальную гипоксию – 
синдром гиперактивного ребенка). Отсюда резко возникающая опасность травматизма.
Высок уровень познавательной деятельности, причем участвуют всевозможные 
анализаторы, в том числе рецепторный аппарат ротовой полости (мелкие предметы 
берутся в рот), поэтому высок риск частоты аспирации инородных тел и «случайных» 
отравлений. Это возраст быстрого совершенствования речи. С полутора лет ребенок 
говорит фразы, к трем годам – длинные фразы. С трех лет – говорит «я», до 3-х 
лет от третьего лица («Сережа не хочет»). Это период и первого упрямства. 
Эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысших проявлений (бури), возникает 
проявление капризности, застенчивости, удивления, страха. Это период обучения 
навыкам трудовой деятельности, которое происходит через игру. Определяются 
индивидуальные черты характера и поведения. 
Педагоги иногда говорят, что это период «упущенных возможностей», имея ввиду 
неправильные приемы воспитания. Отсюда воспитание постепенно становится главным 
элементом ухода за детьми. Из заболеваний ─ чаще ОРИ, т.к. расширяется контакт с 
другими детьми на фоне незавершенного формирования иммунитета. Формирование 
дебюта большей части аллергических болезней, в т.ч. и бронхиальной астмы.
Неудовлетворительная практика кормления в этом возрасте может являться 
серьезной причиной недостаточного питания, что приводит к слабому физическому 
развитию и нарушению когнитивных функций. В то же время нездоровый рацион 
питания с повышенным содержанием калорий может приводить к избыточному весу и 
ожирению, при этом могут вырабатываться нездоровые привычки питания, 
сохраняющиеся на протяжении всей жизни. Формы поведения и установки, присущие 
человеку на протяжении всей его жизни, нередко определяются в дошкольные годы, в 
связи с чем представляется важным заложить правильные основы на этом раннем 
этапе развития, а не корректировать их в будущем. 
При развитии ребенка младшего возраста большое влияние оказывает стиль жизни 
родителей. Формируется отношение к формам поведения, связанным со здоровьем, 
таким как курение и физическая активность, вырабатываются привычки питания. 
Вторичный табачный дым может оказывать как непосредственное влияние на 
респираторное здоровье ребенка младшего возраста, так и вызывать долгосрочные 
последствия, связанные с его длительным воздействием.
Очевидное влияние на здоровье и развитие детей младшего возраста оказывают 
условия окружающей среды. Наибольшему риску подвергаются дети, относящиеся к 
наименее обеспеченным группам населения в своих странах. Ухудшение состояния 
окружающей среды тесно связано с бедностью. Для малообеспеченных групп населения 
характерно воздействие свинца, неудовлетворительные жилищные условия, плохое 
качество воздуха и недостаточное питание. У детей из бедных семей выше 
вероятность получения травм в результате дорожно-транспортных происшествий или 
бытового характера. Случаи смерти от утопления и пожара чаще всего наблюдаются 
среди детей младшего возраста, привязанных к дому. 
В рамках реализации многоуровневой системы организации медицинской помощи 
детям, т.е. способа обслуживания в общественном секторе здравоохранения с 
использованием технологически ранжированной на уровни и методологически 
распределенной на последовательные периоды схемы должны быть реализованы 
основные задачи в данном возрастном периоде (рис. 5.2.). Такой подход позволяет 
обеспечить минимально необходимый объем медицинской, оздоровительной или 
реабилитационной помощи развивающемуся ребенку с исключением использования 
лечебных ресурсов избыточного или недостаточного уровня. Основными принципами 
работы такой системы является содружество медицинских работников и всех членов 
семьи, направленных на достижение максимальных результатов. 
Совместные действия врача-педиатра с родителями ребенка и другими членами 
семьи, направленные на сохранение и формирование высоких параметров физического, 
психического и социального здоровья должны исключить случаи пренебрежительного и 
жестокого обращения с детьми, которые к сожалению отмечаются во всех странах 
мира. 
В 1996 г. Всемирная ассамблея здравоохранения провозгласила, что насилие в 
рамках семьи и местных сообществ представляет собой растущую проблему 
здравоохранения. Это утверждение остается верным и на сегодняшний день. Не 
всегда удается легко получить точные и значимые данные о распространенности 
случаев жестокого обращения с детьми. Очевидно, что последствия жестокого и 
пренебрежительного обращения с детьми могут носить физический, психологический и 
поведенческий характер и могут быть необратимы.

Рис.5.2. Основные задачи работы персонала при оказании 
медицинской помощи ребенку младшего детского возраста
Жестокое и пренебрежительное обращение с детьми может приводить к 
долгосрочным нарушениям психического здоровья, таким как депрессия и заниженная 
самооценка. Иногда детям, подвергающимся жестокому и пренебрежительному 
обращению или оставленным родителями, требуется альтернативная помощь, и в этих 
случаях формы оказания альтернативной помощи на основе семьи, например, 
родственниками и приемными родителями, являются более предпочтительными по 
сравнению с помощью, предоставляемой в рамках учреждений интернатного типа.
С точки зрения экономических потерь, последствия жестокого и пренебрежительного 
обращения с детьми затрагивают как сектор здравоохранения, так и систему 
уголовного правосудия, социальное обеспечение, образование и трудоустройство.