Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
6.5. Качество жизни детей
Термин «качество жизни» широко используется для оценки состояния
здоровья. Существует множество определений данного термина, но Всемирной
организацией здравоохранения дается следующее определение:
Качество жизни (life quality)
– это восприятие людьми своего положения в жизни в контексте культуры и
ценностной ориентации, в которых они живут, и в связи с целями, ожиданиями,
нормами и заботами. Это комплексное понятие, подверженное сложному воздействию
физического здоровья человека, его психического состояния, степени
независимости, общественных взаимоотношений и особенностей окружающей среды.
Исследование качества жизни (КЖ) по данным опроса является общепринятым в
международной практике, высокоинформативным, чувствительным и экономичным
методом оценки социального благополучия как населения в целом, так и отдельных
социальных групп общества.
Исследование качества жизни, связанного со здоровьем, позволяет изучить
влияние заболевания и лечения на показатели качества жизни больного человека,
оценивая все составляющие здоровья — физическое, психологическое и социальное
функционирование. Понятие «качество жизни» положено в основу новой парадигмы
понимания болезни и определения эффективности методов ее лечения.
Следует выделить три основные составляющие концепции качества жизни в
медицинской практике:
многомерность
: качество жизни включает в себя информацию об
основных сферах жизнедеятельности человека: физической, психологической,
социальной, духовной и экономической. Качество жизни, связанное со здоровьем,
оценивает компоненты не связанные и связанные с заболеванием и позволяет
дифференцированно определить влияние болезни и лечения на состояние больного;
изменяемость во времени: качество жизни изменяется во времени в
зависимости от состояния больного, обусловленного рядом эндогенных и
экзогенных факторов. Данные о качестве жизни позволяют осуществлять постоянный
мониторинг состояния больного и в случае необходимости проводить коррекцию
терапии;
участие больного в оценке своего состояния: эта составляющая
качества жизни является особенно важной. Оценка качества жизни, сделанная
самим больным, является ценным и надежным показателем его общего состояния и
часто не совпадает с оценкой качества жизни, выполненной врачом. Данные о
качестве жизни, составленные по оценке самого пациента, наряду с традиционным
медицинским заключением, сделанным врачом, позволяют составить полную и
объективную картину болезни.
Можно выделить наиболее значимые направления исследования качества жизни в
медицине:
оценка качества жизни здоровой популяции, разработка нормативных критериев
для отдельных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп
населения, региональные особенности;
оценка качества жизни в группе риска;
оценка эффективности профилактических и реабилитационных программ;
разработка общих методических рекомендаций по поддержке принятия решений в
области планирования социальных программ, анализа результатов экономических
реформ и др.
экспертиза новых методов лечения с использованием международных критериев,
принятых в большинстве развитых стран;
обеспечение полноценного индивидуального мониторинга состояния больного с
оценкой ранних и отдаленных результатов лечения;
разработка прогностических моделей течения и исхода заболевания;
разработка фундаментальных принципов паллиативной медицины;
обеспечение динамического наблюдения за группами риска и оценки
эффективности профилактических программ;
повышение качества экспертизы новых лекарственных препаратов;
экономическое обоснование методов лечения с учетом таких показателей, как
«цена-качество», «стоимость-эффективность» и других фармакоэкономических
критериев.
Для изучения КЖ используются различные инструменты, в частности общие
опросники ((для здоровых и больных); специальные опросники (по областям
медицины, по нозологии) и инструменты оценки симптомов. Наиболее часто
используют международный опросник ВОЗ КЖ-100 (WHOQOL –
100), общий опросник SIP (Sickness
Impact Profile), опросник
SF–36 (The MOS
36-Item Short-Form
Health Survey), общий опросник
Pediatric Quality
of Life Inventory –
PedsQLтм4.0 и др.
Оценка качества жизни детей имеет свои особенности:
– report – оценка качества
жизни самими детьми (по достижению 5 – летнего возраста).
Proxy – report – оценка качества
жизни их родителями, родственниками, учителями, врачами и т.д.
Инструментом оценки КЖ детей раннего возраста служит общий опросник
QUALIN (Qualite de
vie du Nourisson,
S. Manificat, A.
Dazord, France, 1997). Опросник
состоит из блоков для детей 3 месяцев -1 года (33 вопроса) и 1 года – 3 лет (34
вопроса), каждый блок разделен на формы для заполнения родителями и наблюдающими
ребенка педиатрами. Инструмент описывает следующие аспекты: «поведение и
общение» (13 вопросов), «способность оставаться одному» (5 вопросов), «семейное
окружение» (4 вопроса), «нервно-психическое развитие и физическое здоровье» (11
вопросов в блоке для детей до 1 года и 12 – в блоке для детей от 1 года до 3
лет), а также суммарную шкалу (общий балл). Подсчет производится по 5-балльной
системе, чем выше балл, тем лучше КЖ.
Общий опросник Pediatric Quality
of Life Inventory
– PedsQLтм4.0 (Varni
et al., USA,
2001) состоит из 23 (21) вопросов, объединенных в следующие шкалы: «физическое
функционирование» (8 вопросов), «эмоциональное функционирование» (5 вопросов),
«социальное функционирование» (5 вопросов), «ролевое функционирование – жизнь в
школе/детском саду» (3/5 вопросов), а также оценивается суммарная шкала (общий
балл) и психосоциальное здоровье (суммарная шкала эмоционального, социального и
ролевого функционирования). Опросник разделен на блоки по возрастам – 5-7, 8-12
и 13-18 лет (формы для детей и родителей) и блок для детей 2-4 лет (заполняется
только родителями). Общее количество баллов рассчитывается по 100-балльной шкале
после процедуры шкалирования: чем выше итоговая величина, тем лучше качество
жизни ребенка.
Возрастная детерминированность основных составляющих качества жизни ребенка
связана с тем, что если у взрослых показателями физической и социальной
активности является профессиональная деятельность, поведение в обществе, то у
детей младшего возраста - уровень игровой активности, общение с детьми. В
школьном возрасте социальное функционирование проявляется в адаптации ребенка к
школе, его взаимоотношениях со сверстниками, школьной успеваемости.
Исследование КЖ детей, проведенное Винярской И.В. (2008) в дошкольных
образовательных учреждениях и школах Юго-Западного административного округа г.
Москвы выявило отчетливые возрастные особенности: нарастание уровня физического
функционирования при одновременном снижении эмоционального и ролевого
функционирования (табл. 6.7). При этом значения суммарной шкалы КЖ не имели
достоверных различий. К возрастным особенностям также относилось повышение
уровня социального функционирования у подростков 13-17 лет.
Установлено, что у детей грудного возраста на КЖ преимущественно влияют
медико-биологические факторы (течение родов, шкала Апгар, группа здоровья) и
медико-демографические (возраст родителей). В возрастной группе 1-3 года
значимое влияние также приобретают социально-гигиенические факторы (жилищные
условия, вредные привычки родителей, неблагоприятный психологический климат в
семье, отсутствие участия отца в воспитании ребенка) и тип семьи.
Таблица 6.7 Параметры КЖ детей 5-17 лет (по ответам детей)
Аспекты КЖ |
5-7 лет (М±σ) |
8-12 лет (М±σ) |
13-17 лет (М±σ) |
Физическое функционирование (ФФ) |
78,1±13,6* |
82,8±12,7 |
84,0±14,5 |
Эмоциональное функционирование (ЭФ) |
80,7±15,0* |
71,9±16,8 |
71,2±17,6 |
Социальное функционирование (СФ) |
84,6±11,2 |
83,0±15,1 |
88,7±11,9** |
Ролевое функционирование (РФ) |
77,0±11,7* |
72,2±15,0 |
70,9±16,0 |
Психосоциальное здоровье (ПСЗ) |
80,8±12,6 |
75,7±15,6 |
76,9±15,2 |
Общий балл (ОБ) |
79,8±9,4 |
76,7±13,8 |
78,0±12,7 |
α-коэффициент Кронбаха (общий) |
0,96 |
0,92 |
0,9 |
* - достоверные различия в ответах детей 5-7 лет и 8-17 лет, р<0,001
** - достоверные различия в ответах детей 13-17 лет и 5-12 лет, р<0,001
На качество жизни детей 3-17 лет оказывают негативное влияние такие
социальные факторы, как наличие вредных привычек, неблагоприятная
психологическая обстановка в семье, низкий уровень успеваемости в школе.
Качество жизни имеет свои особенности у детей различных медико-социальных
групп:
- у детей раннего возраста из семей мигрантов страдает аспект «семейное
окружение» по сравнению с детьми, постоянно проживающими на данной территории;
- учащиеся кадетского корпуса имеют более низкие значения шкалы «социальное
функционирование» по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, что
свидетельствует об особенностях обучения в мужском коллективе;
- у слепых и слабовидящих детей из всех аспектов качества жизни в большей
степени страдает физическое и социальное функционирование. Параметры качества
жизни слепых детей снижены в большей степени, чем слабовидящих.
Качество жизни детей имеет региональные особенности. Исследование,
проведенное Саввиной А.Д.(2009) выявило достоверно значимые более высокие
показатели КЖ здоровых детей 8-12 лет г. Якутска по сравнению с европейской
частью России по шкалам физического, эмоционального и ролевого функционирования,
как по ответам детей, так и родителей.
Степень нарушения качества жизни, как в целом, так и отдельных его
компонентов значимо отличается при различных морфо-функциональных отклонениях и
хронических заболеваниях, что дает основание для включения данного показателя
как дополнительного критерия в комплексную оценку состояния здоровья детей.