MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Часть третья: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АУТОПСИХОТЕРАПИИ. Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ)

Педагогическая психотерапия (близкие,нетождественные синонимы: воспитательно-учебная психотерапия, педагого-психологическая психотерапия, педагого-ориентированная психотерапия, , психопедия) на современном этапе развития представляет собой интердисциплинарную область науки и практики, формирующаяся на стыке психотерапии, психологии и педагогики с целью совместного решения общих проблем по совершенствовнию системы воспитания и обучения.

К основным задачам педагогической психотерапии (ПДП) относятся:

- улучшение системы воспитания (самовоспитания) гармоничной личности, способной успешно преодолевать физические и умственные нагрузки, эффективно решать психотравмирующие проблемы и предупреждать возникновение необосно-ванных дистрессовых ситуаций;
- усовершенствование методик обучения и самообучения, применяемых в педагогической и психотерапевтической практике - на основе достижений наук, изучающих пути повышения результативности обучения с учетом психо-физиологических возможностей людей разного возраста (педагогическая психология; психогигиена умственного труда, воспитания и обучения; возрастная психофизиология);
- повышение эффективности психотерапии, благодаря применению педагого-психотерапевтических средств, исходя из представления, что «психотерапия является столько же методом лечения, сколько и перевоспитания личности» (В.Н. Мясищев).
- усовершенствование учебного процесса на основе широко известных и общепризнанных данных специальных исследований, доказавших, что результатив-ность обучения (самообучения) в значительной степени зависит от правильности соблюдения психогигиенических и психопрофилактических требований к организа-ции умственной деятельности, режиму труда и отдыха;
- повышение эффективности системы подготовки медиаторов (от латинского mediator - посредник) - “домашних психотерапевтов” и “домашних педагогов-воспитателей”.

Исторический путь формирования педагогической психотерапии как составной части аутопсихотерапии начался в глубокой древности. Этапы ее развития тесно переплелись с вехами формирования учения о психотерапевтической само- и взаимопо-мощи, что нашло отражение в описании “Истории аутопсихотерапии” (см. гл. 1).

Постоянные стрессовые ситуации, испытываемые первобытным человеком из-за непрекращающихся войн, стихийных бедствий, опасных ситуаций во время охоты, требовали от него овладения умением не только оказывать психотерапевтическую помощь себе и близким, но и повышать антистрессовые резервы организма и способность нейтрализовать последствия тяжелых психотравм - проводить “психическую закалку” и “самотренировку нервов”.
На всех этапах развития человеческого общества проходил процесс пополнения арсенала средств воспитания и обучения, имеющих педагогопсихотерапевтическую направленность.

Особенно большое влияние на развитие педагогической психотерапии оказали выдающиеся педагоги, разработавшие учебно-воспитательные принципы формирования всесторонне развитой личности “сильной телом, умом и духом” - Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, С.И. Полоцкий, Г.С. Сковорода, К.Д. Ушинский и многие другие.

Их фундаментальные труды создали благодатную почву для возникновения научно обоснованной педагогической психотерапии, состоящей из трех направлений, каждое из которых имеет свои особенности истории возникновения и развития.

Первое направление - психагогическое (область педагогической психотерапии, разрабатывающая педагого-психотерапевтические пути совершенствования системы воспитания).

Впервые в истории психотерапии 3. Фрейд (1856-1939) применил лечебно-педагогический метод, имеющий научно-теоретическую базу.
Фрейд на основе разработанной им психоаналитической концепции проводил заочное лечение пятилетнего мальчика, страдавшего фобией, через его отца, выполнявшего функции “домашнего психотерапевта”.

Он регулярно писал 3. Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, а в ответ получал советы педагого-психотера-певтического содержания, направленные на достижение у сына инсайта — осознания первоисточника психотравмирующих переживаний с лечебной целью.

Педагого-психотерапевтический процесс исцеления Ганса 3. Фрейд подробно описал в своей знаменитой работе “Анализ фобии пятилетнего мальчика”, послуживший основой для разработки его последователями психоаналитически-ориентированной педагогики (Мелания Кляйн, Карен Хорни, Анна Фрейд, Михаэль Балинт) и организации курсов по подготовке консультантов по проблемам психоаналитического воспитания.

В заключительной главе своего труда по ПДП 3.Фрейд подчеркнул, что его “педагогический эксперимент” доказал недопустимость в процессе воспитания “подавле-ния влечений”, так как это способствует возникновению невроза (из-за неотреагирован-ных психотравмирующих переживаний).
В создании фундамента “педагогической психотерапии” велика роль и Альфреда Адлера (1870-1937), выдающегося австрийского психиатра-психотерапевта. После разры-ва научно-творческого союза с 3. Фрейдом (в основном из-за его недооценки уникальнос-ти судьбы человека и неповторимости жизненного пути) А. Адлер разработал собствен-ную концепцию “индивидуальной психологии” и метод “индивидуально-психологической психотерапии”, представляющие огромный теоретический и практический интерес по сей день.

Основным источником для их создания послужили результаты его психологических исследований механизма невроза у детей, приведшие А. Адлера к выводу: одна из главных причин развития невроза - неправильный, полярный стиль воспитания ребенка. Его формированию способствует как гиперпротекция (чрезмерная постоянная опека, мелочный контроль за каждым шагом ребенка, необоснованные запреты), так и гипопротекция, характеризующаяся тем, что родители проявляют безразличие к интересам и увлечениям ребенка, растет он без должного присмотра и внимания с их стороны.

Ошибочные формы воспитания, согласно концепции А. Адлера, способствуют формированию “комплекса неполноценности”, который зачастую отрицательно влияет на развитие личности (на умение преодолевать жизненные трудности и противостоять воздействию психотравмирующих факторов). Особенно часто он развивается у детей, воспитываемых по типу “Кумира семьи”, чересчур опекаемых.

А. Адлер, наряду с огромной научно-практической деятельностью на ниве психо-терапии, уделял большое внимание и проблеме профилактики нервно-психических расстройств, прежде всего ее педагого-психотерапевтическому аспекту.

В 1919 году он основал в Вене психо-педиатрический центр и стал читать в педагогическом институте цикл лекций, посвященный психотерапевтическому аспекту воспитания — для учителей, а в последующем и для родителей с целью их подготовки к выполнению функций “домашних психотерапевтов-педагогов”.

По инициативе А. Адлера начали организовываться первые консультативные центры в школах. Например, в одной только Вене в 1927 году функционировали 22 консультации, где родители всегда могли получить советы по воспитанию детей от школьных психологов.
После переезда А. Адлера в США (1932 год) резко возрос интерес американских психологов-психотерапевтов к его учению и практическим рекомендациям по профилактике психоневротических расстройств. Во многих школах были созданы консультативные центры, активизировалась подготовка “школьных педагогов” и “педагогических психологов”.

В последние десятилетия в Америке, как и в ряде других стран, издано большое количество публикаций, посвященных проблемам воспитания детей. В них делается акцент на формирование личности с высоким уровнем самоуважения, повышенной ответственности за свое поведение и состояние здоровья, проявляющей оптимистическую установку к своим возможностям.

Среди авторов книг по вопросам воспитания и самовоспитания много единомышленников А. Адлера, известные американские специалисты по “семейной педагогике” и “педагогической психотерапии» - Р. Дрейкер, Г. Мосак, Р. Корсани, Ж. Пейтер, В. Солтц, Б. Шульман и другие.
Их труды изданы во многих странах, на русский язык переведена книга “Позитивное воспитание” (1996), написанная Карен Джосли на основе своего многолетнего опыта занятий с родителями детей, нуждающихся в психологической помощи, и работы в Международном центре семейного образования, созданного в США (в штате Гавайи).

В 1927 году известный немецкий психиатр-психотерапевт А. Кронфельд предложил называть “психотерапевтическое учение о воспитании”, основу которого заложили 3. Фрейд и А. Адлер, - психагогикой. В своей статье, опубликованной в сборнике “Психические методы лечения”, он оценивал психагогику как метод лечебно-педагогического воздействия. При этом он придавал ей чрезмерно большое значение, полагая, что психагогика может заменить глубинно-психологические и суггестивные методы психотерапии.

Вместе с тем, обоснованное мнение А. Кронфельда о важности включения психагогики в систему психотерапии для повышения ее эффективности нашло поддержку со стороны многих крупных российских психиатров. Так, П.Б. Ганнушкин в своем знаменитом труде “Клиника психопатии” (1933 год) писал: “Сходство требующихся у врачей приемов с педагогическими послужило основанием к выделению особого отдела психотерапии, названного А. Кронфельдом психагогикой”.

С.И. Консторум, основоположник клинической психотерапии в бывшем Советском Союзе, весьма положительно оценил значение психагогики для повышения результатив-ности лечения, проводимого психотерапевтом, благодаря тому, что она способствует “перевоспитанию личности”.
В.М. Мясищев, выдающийся российский психолог-психотерапевт, расширил представление о психагогике, включив в ее состав ауто-психотерапевтический компонент. В разработанном им методе патогенетической психотерапии, имеющем личностно-ориентированную направленность, важное значение придается не только лечебно-педагогическому воспитанию пациента, но и “самоперевоспитанию в ходе преодоления болезни”.

Существенный вклад в дальнейшее развитие психагогики внесли многочисленные ученики и последователи В.М. Мясищева (С.С. Либих, С.А. Кулаков, А.А. Александров, Е.И. Чехлатый) и единомышленник С.И. Консторума - М.Е. Бурно.

Второе направление педагогической аутопсихотерапии – психо-педагогическое, ориентированное на создание и совершенствование методик обучения методам и упражнениям, применяемым в психотерапевтической практике.

Формирование его началось вместе с зарождением научно-обоснованной аутопсихотерапии в начале ХХ века.

Основоположник современной аутопсихотерапии Э. Куэ, создавший метод “сознательного самовнушения”, разработал и методику обучения технике его применения, исходя из психологических закономерностей внушения и самовнушения — процессов воображения.

У. Джекобсон при разработке прогрессирующего метода релаксации использовал психологический закон “контрастности восприятий” с целью ускорения у занимающихся формирования навыка саморелаксации путем чередования упражнений, вызывающих напряжение и расслабление мышц.
В 60-70 годах ХХ столетия произошло резкое увеличение арсенала средств психотерапии в связи с возникновением ведущих направлений современной психотерапии - когнитивного, бихевиорального и гуманистического. Одновременно со значительным увеличением научно-обоснованных методов психотерапии, в том числе и ауто-психотерапевтических, произошел и рост методик обучения, разработанных на основе успехов в области педагогики.
Большое место во многих из них заняли учебно-тренировочные упражнения и педагого-психологические приемы, ускоряющие процесс обучения овладения учебным материалом и формирования навыков, необходимых для достижения желаемых результатов.

История возникновения и развития третьего направления педагогической психотерапии - медиаторного - связано с именем А. Адлера, создавшего впервые в истории психотерапии курсы по обучению “домашних психотерапевтов” на научной платформе.

В настоящее время предложенная им методика обучения родителей основам “педагого-медиаторной психотерапии” значительно усовершенствована, главным образом, ведущими специалистами по семейной психотерапии (В. Сатир, Б. и Л. Гуэрни, Д. Джайнот, С. Минухин, С. Славсон; В.К. Мягер, Т.М. Мишина, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдимиллер, В.В. Юстицкий и другие).

Группы родительского тренинга получили широкое распространение во многих странах цивилизованного мира. Наряду с ними повсеместно организованы и курсы по подготовке медиаторов, содействующих поддержанию результатов лечения их родных и близких, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе и психогенного происхождения.

Стимулирующее воздействие на их создание сыграл успешный опыт ассоциаций анонимных алкоголиков по организации групп, состоящих из жен и других родственников больных алкоголизмом.

В последнее время заметно активизировалось участие врачей, психологов и педагогов по подготовке “домашних психотерапевтов” разного профиля. Расширились и организационные формы обучения медиаторов по оказанию превентивной и лечебно-поддерживающей помощи родному, близкому человеку.

Например, сотрудники одного из крупнейших в мире научно-практического центра по диагностике и лечению рассеянного склероза, организованного на базе кафедры неврологии университета Британской Колумбии (см. Д. Пати, Г. Воробейчик. Магнитно-резонансовая томография при рассеянном склерозе // Журнал Неврология и психиатрия, № 12, 1999 год), применяют четыре варианта подготовки медиаторов: читаются лекции, посвященные роли медиаторов в процессе лечения (2 раза в году - для родных вновь выявленных больных); даются им дополнительные советы при посещении вместе с курируемыми клиники и собраний, организуемых ассоциацией больных рассеянным склерозом; ДП обеспечиваются методическими пособиями, подготовленными сотрудни-ками кафедры.

В последние десятилетия большое внимание уделяется подготовке медиаторов, участвующих в процессе лечения больных, страдающих психогенными заболеваниями.

Д. Гарднер и его последователи (А. Грициано, Б. Аткенсон и другие) придают особое значение этой проблеме, полагая, что “медиаторная психотерапия” должна занимать важное место в системе психотерапии.

В основе разработанного им метода лежат методики обучения “домашних психотерапевтов” медиаторной помощи психотерапевту при лечении их родных по поводу психосоматических болезней, невротических расстройств, дезадаптивных проявлений поведения.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2802
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru