Часть третья: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АУТОПСИХОТЕРАПИИ. Глава
7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И КРАТКАЯ
ИСТОРИЯ)
Педагогическая психотерапия (близкие,нетождественные синонимы:
воспитательно-учебная психотерапия, педагого-психологическая психотерапия,
педагого-ориентированная психотерапия, , психопедия) на современном этапе
развития представляет собой интердисциплинарную область науки и практики,
формирующаяся на стыке психотерапии, психологии и педагогики с целью совместного
решения общих проблем по совершенствовнию системы воспитания и обучения.
К основным задачам педагогической психотерапии (ПДП) относятся:
- улучшение системы воспитания (самовоспитания) гармоничной личности,
способной успешно преодолевать физические и умственные нагрузки, эффективно
решать психотравмирующие проблемы и предупреждать возникновение необосно-ванных
дистрессовых ситуаций;
- усовершенствование методик обучения и самообучения, применяемых в
педагогической и психотерапевтической практике - на основе достижений наук,
изучающих пути повышения результативности обучения с учетом
психо-физиологических возможностей людей разного возраста (педагогическая
психология; психогигиена умственного труда, воспитания и обучения; возрастная
психофизиология);
- повышение эффективности психотерапии, благодаря применению
педагого-психотерапевтических средств, исходя из представления, что
«психотерапия является столько же методом лечения, сколько и перевоспитания
личности» (В.Н. Мясищев).
- усовершенствование учебного процесса на основе широко известных и
общепризнанных данных специальных исследований, доказавших, что
результатив-ность обучения (самообучения) в значительной степени зависит от
правильности соблюдения психогигиенических и психопрофилактических требований к
организа-ции умственной деятельности, режиму труда и отдыха;
- повышение эффективности системы подготовки медиаторов (от латинского mediator
- посредник) - “домашних психотерапевтов” и “домашних педагогов-воспитателей”.
Исторический путь формирования педагогической психотерапии как составной
части аутопсихотерапии начался в глубокой древности. Этапы ее развития тесно
переплелись с вехами формирования учения о психотерапевтической само- и
взаимопо-мощи, что нашло отражение в описании “Истории аутопсихотерапии” (см.
гл. 1).
Постоянные стрессовые ситуации, испытываемые первобытным человеком из-за
непрекращающихся войн, стихийных бедствий, опасных ситуаций во время охоты,
требовали от него овладения умением не только оказывать психотерапевтическую
помощь себе и близким, но и повышать антистрессовые резервы организма и
способность нейтрализовать последствия тяжелых психотравм - проводить
“психическую закалку” и “самотренировку нервов”.
На всех этапах развития человеческого общества проходил процесс пополнения
арсенала средств воспитания и обучения, имеющих педагогопсихотерапевтическую
направленность.
Особенно большое влияние на развитие педагогической психотерапии оказали
выдающиеся педагоги, разработавшие учебно-воспитательные принципы формирования
всесторонне развитой личности “сильной телом, умом и духом” - Я. Коменский, И.
Песталоцци, А. Дистервег, С.И. Полоцкий, Г.С. Сковорода, К.Д. Ушинский и многие
другие.
Их фундаментальные труды создали благодатную почву для возникновения научно
обоснованной педагогической психотерапии, состоящей из трех направлений, каждое
из которых имеет свои особенности истории возникновения и развития.
Первое направление - психагогическое (область педагогической психотерапии,
разрабатывающая педагого-психотерапевтические пути совершенствования системы
воспитания).
Впервые в истории психотерапии 3. Фрейд (1856-1939) применил
лечебно-педагогический метод, имеющий научно-теоретическую базу.
Фрейд на основе разработанной им психоаналитической концепции проводил заочное
лечение пятилетнего мальчика, страдавшего фобией, через его отца, выполнявшего
функции “домашнего психотерапевта”.
Он регулярно писал 3. Фрейду письма, в которых сообщал о процессе
интерпретаций переживаний сына, а в ответ получал советы
педагого-психотера-певтического содержания, направленные на достижение у сына
инсайта — осознания первоисточника психотравмирующих переживаний с лечебной
целью.
Педагого-психотерапевтический процесс исцеления Ганса 3. Фрейд подробно
описал в своей знаменитой работе “Анализ фобии пятилетнего мальчика”,
послуживший основой для разработки его последователями
психоаналитически-ориентированной педагогики (Мелания Кляйн, Карен Хорни, Анна
Фрейд, Михаэль Балинт) и организации курсов по подготовке консультантов по
проблемам психоаналитического воспитания.
В заключительной главе своего труда по ПДП 3.Фрейд подчеркнул, что его
“педагогический эксперимент” доказал недопустимость в процессе воспитания
“подавле-ния влечений”, так как это способствует возникновению невроза (из-за
неотреагирован-ных психотравмирующих переживаний).
В создании фундамента “педагогической психотерапии” велика роль и Альфреда
Адлера (1870-1937), выдающегося австрийского психиатра-психотерапевта. После
разры-ва научно-творческого союза с 3. Фрейдом (в основном из-за его недооценки
уникальнос-ти судьбы человека и неповторимости жизненного пути) А. Адлер
разработал собствен-ную концепцию “индивидуальной психологии” и метод
“индивидуально-психологической психотерапии”, представляющие огромный
теоретический и практический интерес по сей день.
Основным источником для их создания послужили результаты его психологических
исследований механизма невроза у детей, приведшие А. Адлера к выводу: одна из
главных причин развития невроза - неправильный, полярный стиль воспитания
ребенка. Его формированию способствует как гиперпротекция (чрезмерная постоянная
опека, мелочный контроль за каждым шагом ребенка, необоснованные запреты), так и
гипопротекция, характеризующаяся тем, что родители проявляют безразличие к
интересам и увлечениям ребенка, растет он без должного присмотра и внимания с их
стороны.
Ошибочные формы воспитания, согласно концепции А. Адлера, способствуют
формированию “комплекса неполноценности”, который зачастую отрицательно влияет
на развитие личности (на умение преодолевать жизненные трудности и противостоять
воздействию психотравмирующих факторов). Особенно часто он развивается у детей,
воспитываемых по типу “Кумира семьи”, чересчур опекаемых.
А. Адлер, наряду с огромной научно-практической деятельностью на ниве
психо-терапии, уделял большое внимание и проблеме профилактики
нервно-психических расстройств, прежде всего ее педагого-психотерапевтическому
аспекту.
В 1919 году он основал в Вене психо-педиатрический центр и стал читать в
педагогическом институте цикл лекций, посвященный психотерапевтическому аспекту
воспитания — для учителей, а в последующем и для родителей с целью их подготовки
к выполнению функций “домашних психотерапевтов-педагогов”.
По инициативе А. Адлера начали организовываться первые консультативные центры
в школах. Например, в одной только Вене в 1927 году функционировали 22
консультации, где родители всегда могли получить советы по воспитанию детей от
школьных психологов.
После переезда А. Адлера в США (1932 год) резко возрос интерес американских
психологов-психотерапевтов к его учению и практическим рекомендациям по
профилактике психоневротических расстройств. Во многих школах были созданы
консультативные центры, активизировалась подготовка “школьных педагогов” и
“педагогических психологов”.
В последние десятилетия в Америке, как и в ряде других стран, издано большое
количество публикаций, посвященных проблемам воспитания детей. В них делается
акцент на формирование личности с высоким уровнем самоуважения, повышенной
ответственности за свое поведение и состояние здоровья, проявляющей
оптимистическую установку к своим возможностям.
Среди авторов книг по вопросам воспитания и самовоспитания много
единомышленников А. Адлера, известные американские специалисты по “семейной
педагогике” и “педагогической психотерапии» - Р. Дрейкер, Г. Мосак, Р. Корсани,
Ж. Пейтер, В. Солтц, Б. Шульман и другие.
Их труды изданы во многих странах, на русский язык переведена книга “Позитивное
воспитание” (1996), написанная Карен Джосли на основе своего многолетнего опыта
занятий с родителями детей, нуждающихся в психологической помощи, и работы в
Международном центре семейного образования, созданного в США (в штате Гавайи).
В 1927 году известный немецкий психиатр-психотерапевт А. Кронфельд предложил
называть “психотерапевтическое учение о воспитании”, основу которого заложили 3.
Фрейд и А. Адлер, - психагогикой. В своей статье, опубликованной в сборнике
“Психические методы лечения”, он оценивал психагогику как метод
лечебно-педагогического воздействия. При этом он придавал ей чрезмерно большое
значение, полагая, что психагогика может заменить глубинно-психологические и
суггестивные методы психотерапии.
Вместе с тем, обоснованное мнение А. Кронфельда о важности включения
психагогики в систему психотерапии для повышения ее эффективности нашло
поддержку со стороны многих крупных российских психиатров. Так, П.Б. Ганнушкин в
своем знаменитом труде “Клиника психопатии” (1933 год) писал: “Сходство
требующихся у врачей приемов с педагогическими послужило основанием к выделению
особого отдела психотерапии, названного А. Кронфельдом психагогикой”.
С.И. Консторум, основоположник клинической психотерапии в бывшем Советском
Союзе, весьма положительно оценил значение психагогики для повышения
результатив-ности лечения, проводимого психотерапевтом, благодаря тому, что она
способствует “перевоспитанию личности”.
В.М. Мясищев, выдающийся российский психолог-психотерапевт, расширил
представление о психагогике, включив в ее состав ауто-психотерапевтический
компонент. В разработанном им методе патогенетической психотерапии, имеющем
личностно-ориентированную направленность, важное значение придается не только
лечебно-педагогическому воспитанию пациента, но и “самоперевоспитанию в ходе
преодоления болезни”.
Существенный вклад в дальнейшее развитие психагогики внесли многочисленные
ученики и последователи В.М. Мясищева (С.С. Либих, С.А. Кулаков, А.А.
Александров, Е.И. Чехлатый) и единомышленник С.И. Консторума - М.Е. Бурно.
Второе направление педагогической аутопсихотерапии – психо-педагогическое,
ориентированное на создание и совершенствование методик обучения методам и
упражнениям, применяемым в психотерапевтической практике.
Формирование его началось вместе с зарождением научно-обоснованной
аутопсихотерапии в начале ХХ века.
Основоположник современной аутопсихотерапии Э. Куэ, создавший метод
“сознательного самовнушения”, разработал и методику обучения технике его
применения, исходя из психологических закономерностей внушения и самовнушения —
процессов воображения.
У. Джекобсон при разработке прогрессирующего метода релаксации использовал
психологический закон “контрастности восприятий” с целью ускорения у
занимающихся формирования навыка саморелаксации путем чередования упражнений,
вызывающих напряжение и расслабление мышц.
В 60-70 годах ХХ столетия произошло резкое увеличение арсенала средств
психотерапии в связи с возникновением ведущих направлений современной
психотерапии - когнитивного, бихевиорального и гуманистического. Одновременно со
значительным увеличением научно-обоснованных методов психотерапии, в том числе и
ауто-психотерапевтических, произошел и рост методик обучения, разработанных на
основе успехов в области педагогики.
Большое место во многих из них заняли учебно-тренировочные упражнения и
педагого-психологические приемы, ускоряющие процесс обучения овладения учебным
материалом и формирования навыков, необходимых для достижения желаемых
результатов.
История возникновения и развития третьего направления педагогической
психотерапии - медиаторного - связано с именем А. Адлера, создавшего впервые в
истории психотерапии курсы по обучению “домашних психотерапевтов” на научной
платформе.
В настоящее время предложенная им методика обучения родителей основам
“педагого-медиаторной психотерапии” значительно усовершенствована, главным
образом, ведущими специалистами по семейной психотерапии (В. Сатир, Б. и Л.
Гуэрни, Д. Джайнот, С. Минухин, С. Славсон; В.К. Мягер, Т.М. Мишина, А.И.
Захаров, Э.Г. Эйдимиллер, В.В. Юстицкий и другие).
Группы родительского тренинга получили широкое распространение во многих
странах цивилизованного мира. Наряду с ними повсеместно организованы и курсы по
подготовке медиаторов, содействующих поддержанию результатов лечения их родных и
близких, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе и психогенного
происхождения.
Стимулирующее воздействие на их создание сыграл успешный опыт ассоциаций
анонимных алкоголиков по организации групп, состоящих из жен и других
родственников больных алкоголизмом.
В последнее время заметно активизировалось участие врачей, психологов и
педагогов по подготовке “домашних психотерапевтов” разного профиля. Расширились
и организационные формы обучения медиаторов по оказанию превентивной и
лечебно-поддерживающей помощи родному, близкому человеку.
Например, сотрудники одного из крупнейших в мире научно-практического центра
по диагностике и лечению рассеянного склероза, организованного на базе кафедры
неврологии университета Британской Колумбии (см. Д. Пати, Г. Воробейчик.
Магнитно-резонансовая томография при рассеянном склерозе // Журнал Неврология и
психиатрия, № 12, 1999 год), применяют четыре варианта подготовки медиаторов:
читаются лекции, посвященные роли медиаторов в процессе лечения (2 раза в году -
для родных вновь выявленных больных); даются им дополнительные советы при
посещении вместе с курируемыми клиники и собраний, организуемых ассоциацией
больных рассеянным склерозом; ДП обеспечиваются методическими пособиями,
подготовленными сотрудни-ками кафедры.
В последние десятилетия большое внимание уделяется подготовке медиаторов,
участвующих в процессе лечения больных, страдающих психогенными заболеваниями.
Д. Гарднер и его последователи (А. Грициано, Б. Аткенсон и другие) придают
особое значение этой проблеме, полагая, что “медиаторная психотерапия” должна
занимать важное место в системе психотерапии.
В основе разработанного им метода лежат методики обучения “домашних
психотерапевтов” медиаторной помощи психотерапевту при лечении их родных по
поводу психосоматических болезней, невротических расстройств, дезадаптивных
проявлений поведения.