Б. Приемы саморегуляции поведенческой сферы личности
Основные положения. Главная задача приемов, используемых для
самокоррекции поведенческих реакций - формирование адекватного (адаптивного,
контролируемого, антистрессового) поведения. Ведущим его показателем является
формирование умения адекватно реагировать на стрессогенные факторы и
предупреждать возникновение необоснованных конфликтов.
Доминирующую роль в процессе преодоления неадекватных реакций (ярости,
«взрывов гнева», раздражительности, повышенной тревоги, постоянных волнений и
др.) играет навык самоконтроля за собственным поведением.
Особенно важное значение имеет формирование и совершенствование адаптивного
поведения для лиц с агрессивно-конфликтными, высокотревожными и
перфекционно-негативными чертами характера, а также для тех, кто проявляет
склонность к навязчивым влечениям и подвержен импульсивным порывам (см. 1.1 и
1.2).
Теоретической основой поведенческой психотерапии служит концепция
бихевиоризма, рассматривающая невротические расстройства как результат
неправильного научения, приводящего к неадаптивному поведению. Недооценка
принципов научения, нацеленного на формирование контролируемого, антистрессового
поведения, является одной из основных причин формирования черт характера,
предрасполагающих к развитию психогенных и психосоматических заболеваний.
Классификация. Соответственно трем типам научения (приобретение знаний,
умения и навыков, формирующих и совершенствующих поведение на основе
индивидуального опыта - эмпирического и научного) -поведенческие приемы
разделяются на три группы.