 |
|  |
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" |
|
|
|
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ. 4.1. Современные проблемы организации оказания медицинских услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению |
|
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Модернизация организационно-экономической модели как основа повышения эффективности здравоохранения в современных условиях / ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ. 4.1. Современные проблемы организации оказания медицинских услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению
Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Cлов в этом тексте - 1447; прочтений - 2648 Размер шрифта:
12px |
16px |
20px
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
4.1. Современные проблемы организации оказания медицинских услуг в сфере
противотуберкулезной помощи населению
Организация противотуберкулезной помощи населению в России
насчитывает уже более 120 лет. Достаточно подробно история вопроса отражена в
научном исследовании, авторами которого являются Е.И. Скачкова, О.Б. Нечаева и
В.В. Пунга, представляющие Федеральный Центр мониторинга противодействия
распространению туберкулеза в Российской Федерации ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» [97].
Авторы отмечают, что изменение политики в сфере здравоохранения, курс, взятый на
модернизацию отрасли, существующая нормативная правовая база практически не
изменили основ организации борьбы с туберкулезом в России, сложившихся в
советское время.
Существующие формы организации выявления, лечения и профилактики
туберкулеза среди населения в основном сложились в 50-60-х годов прошлого
столетия. За последние десятилетия они не претерпели существенных изменений, что
неизбежно снизило качество предоставления медицинских услуг в сфере
противотуберкулезной помощи населению и сохраняет на высоком уровне показатели
эпидемической ситуации по туберкулезу в стране [37, 97].
Достаточно отметить, что в соответствии с Постановлением Совета
Министров Союза СССР от 25.10.1948 №3989 “О мероприятиях по снижению
заболеваемости туберкулезом”, в стране с конца 40-х годов прошлого столетия стал
активно внедряться флюорографический метод обследования населения с целью
раннего выявления туберкулеза [9].
На основании Постановления Совета Министров СССР от 01.09.1960 г.
№972 “О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом” был
издан приказ МЗ СССР от 06.10.1960 № 426 “О мероприятиях по дальнейшему снижению
заболеваемости туберкулезом”. В приказе была изложена программа борьбы с
туберкулезом, которая устанавливала целый ряд новых правовых положений.
С целью усиления профилактики туберкулеза: а) во всех городах и
сельских местностях вводилась обязательная вакцинация всех неинфицированных
туберкулезом детей, подростков, учащихся техникумов, студентов высших учебных
заведений и работников лечебно-профилактических учреждений в возрасте до 30 лет;
б) с 1963 года повсеместно вводился внутрикожный метод вакцинации и ревакцинации
БЦЖ; в) устанавливалась обязательная госпитализация больных, выделяющих
микобактерии туберкулеза и первоочередное предоставление им изолированной жилой
площади [123].
В целях своевременного выявления больных туберкулезом: а) вводилось
обязательное рентгено-флюорографическое обследование на туберкулез не реже 1
раза в 2 года для всего населения, начиная с 12 лет (кроме тех групп, для
которых уже было установлено обязательное ежегодное обследование 1 раз в год);
б) устанавливалась обязательная организация подвижных рентгено-флюорографических
групп при республиканских, областных (краевых) и городских противотуберкулезных
диспансерах из расчета не менее одной группы на 300 тыс. населения. По приказу
МЗ РСФСР от 4.10.1966 № 400 одна подвижная флюорогруппа устанавливается на 100
тыс. населения [84].
Туберкулинодиагностика как метод раннего выявления туберкулезу у
детей и подростков c
использованием внутрикожного метода введения туберкулина применяется в нашей
стране с 1965 года.
Основные противотуберкулезные препараты разработаны и используются
в практике лечения больных туберкулезом с 40-50-х годов прошлого столетия:
стрептомицин – с 1944 года, ПАСК – с 1946 года, пиразинамид и препараты группы
ГИНК – с 1952 года, циклосерин – с 1955 года, этионамид и протионамид – с 1956
года, этамбутол – с 1961 года, рифампицин – с 1976 года [127]. С 80-х годов
прошлого столетия во фтизиатрическую практику вошли фторхинолоны.
Химиопрофилактика туберкулеза введена в практику
противотуберкулезной службы с 1955 года [127].
Таким образом, существующие технологии выявления, лечения и
профилактики туберкулеза были сформированы в середине прошлого века и не
претерпели существенных изменений до настоящего времени. К сожалению, в начале
XXI века отсутствуют
весомые научные и практические результаты исследований, которые могли бы вывести
противотуберкулезную службу на качественно новый технологический уровень.
Именно поэтому, важнейшими резервами повышения эффективности
существующей противотуберкулезной службы являются совершенствование качества
управления и организационно-экономической модели службы.
Другие основные риски организации противотуберкулезной помощи
населению основаны на том, что современная противотуберкулезная служба
функционирует на базе административно-командной экономической модели, обладает
всеми признаками монополии на рынке медицинских услуг в сегменте
противотуберкулезной помощи населению.
В условиях монополии к основным рискам для потребителя
медицинских услуг следует отнести:
- отсутствие выбора медицинской услуги как экономического блага (выбора ЛПУ,
врача, альтернативных методов лечения);
- информационная диспропорция между врачом – производителем медицинских
услуг и потребителем, не позволяющая пациенту объективно оценить перечень,
количество и качество услуг и, соответственно, являться равноправным
участником экономических отношений, когда производитель услуг знает больше,
чем потребитель о состоянии его здоровья, ресурсном и технологическом
обеспечении лечебного процесса, качестве лечения и исходах лечения;
- пренебрежение интереса потребителей (пациентов) медицинских услуг
производителями услуг;
- низкая мотивация больных к лечению и как следствие – высокая доля
досрочного прекращения курса химиотерапии;
- наличие стандартов медицинской помощи, не подкрепленных ресурсным
обеспечением;
- недостаток противотуберкулезных препаратов, особенно второго ряда для
лечения больных туберкулезом с МЛУ.
Основным рискам для производителя медицинских услуг
(руководитель, врач-специалист) следует считать сохранение в
противотуберкулезной службе административно-командной экономической модели
хозяйствования, которая за лечебное учреждения отвечает на вопросы: что
производит? Как производит? Для кого производить?
Современная фтизиатрия, как и все здравоохранение, функционирует на
основе искусственно созданной экономики и системы экономических отношений между
потребителями и производителями медицинских услуг, которые резко ограничивают
эффективность отрасли.
К проявлениям административно-командной экономической модели
хозяйствования во фтизиатрии следует отнести:
- монополизация рынка медицинских услуг, сохранение традиционной
институциональной структуры;
- наличие государственной собственности на основные факторы производства
(материально-технические, финансовые, информационные);
- директивное централизованное экономическое планирование объема медицинской
помощи и объема финансирования (спроса, предложения и цены услуги) в
соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания
населению бесплатной медицинской помощи, отсутствие хозяйственной
самостоятельности учреждений здравоохранения;
- противоречие между субъектом (орган управления) и объектом управления
(учреждение здравоохранения). Бюджетное финансирование в силу существующих
ограничений не способно в полном объеме обеспечить воспроизводство ни системы
здравоохранения в целом, ни деятельности отдельных учреждений здравоохранения;
- производство ограниченного спектра уникальных однородных
специализированных медицинских услуг;
- отсутствие конкуренции (в условиях отсутствия конкуренции руководитель и
специалист в первую очередь удовлетворяют свои потребности, не считаясь с
интересами больного);
- финансирование по смете доходов и расходов в расчете на сетевые показатели
(койки, штаты) без учета результатов деятельности;
- отсутствие экономических методов управления, как следствие – отсутствие
планирования деятельности противотуберкулезной службы, отдельных учреждений и
их подразделений на основе целевых показателей и индикаторов деятельности;
- отсутствие целеполагания в деятельности руководителя и специалистов всех
уровней, как следствие – отсутствие мотивации к развитию и эффективному труду
у руководителей и специалистов учреждений, низкая эффективность (низкое
качество) оказываемых медицинских услуг;
- отсутствие связи между квалификацией персонала и результатами труда,
уравнительное распределение заработной платы вне связи с качеством и
эффективностью труда;
- отсутствие связи между величиной и структурой издержек на оказываемые
медицинские услуги и результатами труда, высокий уровень издержек на единицу
услуги;
- отсутствие социальной, профессиональной, материальной и административной
ответственности руководителей и специалистов за низкие результаты труда;
- противоречие между инвестициями в здравоохранение, накоплением ресурсной и
технологической базы и крайне низкой культурой управления;
- противоречие между новой культурой управления и изжившей себя системой
социально-экономических отношений;
- отсутствие аудита и системы мониторинга деятельности противотуберкулезной
службы, отдельных учреждений, их подразделений и специалистов;
- отсутствие управленческой подготовки у руководителей всех уровней и пр.
В Хабаровском крае к дополнительным рискам оказания медицинских
услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению следует отнести:
- отсутствие единого управления в рамках существующей организационной
структуры противотуберкулезных учреждений края. Большинство учреждений
находятся в муниципальной собственности, имеют собственные материальные,
финансовые и кадровые ресурсы, действуют независимо от головного учреждения –
государственного учреждения здравоохранения “Противотуберкулезный диспансер”
министерства здравоохранения края;
- отсутствие целевого планирования на всех уровнях управления (краевой,
муниципальный);
- отсутствие достаточной материально-технической и технологической базы
противотуберкулезных учреждений края, приведенных к единым табелям оснащения и
медико-экономическим стандартам;
- отсутствие регламентов исполнения функций противотуберкулезных учреждений,
установленных приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2010 г. №
1224н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом
в Российской Федерации”;
- слабая организация труда (отсутствие целевых показателей оценки
эффективности деятельности противотуберкулезных учреждений, их подразделений,
отдельных специалистов; отсутствие текущего мониторинга результатов их
деятельности, формальная аттестация руководителей при полном отсутствии
критериев и оценки эффективности их труда и пр.);
- низкое качество управления, как следствие – отсутствие системы контроля
качества оказываемых медицинских услуг в системе противотуберкулезной помощи
населению и пр.
Указанные риски организации противотуберкулезной помощи населению
воспроизводятся в условиях отсутствия достоверных данных по эпидемиологической
ситуации в крае, в т.ч. по лекарственной устойчивости МБТ и сочетанию
туберкулеза и ВИЧ-инфекции. Следует отметить и ограниченные возможности выхода
на рынок платных медицинских услуг противотуберкулезных учреждений из-за их
инфекционного статуса.
Таким образом, назрела необходимость формирования новой парадигмы
борьбы с туберкулезом, основой которой является менеджмент – как инструмент
повышения эффективности управления, а также совершенствование
организационно-экономической модели противотуберкулезной службы.
[ Оглавление книги | Главная страница раздела ] |
|
Поиск по медицинской библиотеке |
|
|
|
|  |
|
|