  | 
 
 
 
 |   | 
|  Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" |  
  |  
  |  
  |   
 
|  ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ. 4.1. Современные проблемы организации оказания медицинских услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению |  
  |   
 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Модернизация организационно-экономической модели как основа повышения эффективности здравоохранения в современных условиях / ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ. 4.1. Современные проблемы организации оказания медицинских услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению
 
Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
  Cлов в этом тексте - 1447; прочтений - 2673 Размер шрифта:
12px |
16px |
20px
 
 ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ 
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ 
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ 
 
4.1. Современные проблемы организации оказания медицинских услуг в сфере 
противотуберкулезной помощи населению 
Организация противотуберкулезной помощи населению в России 
насчитывает уже более 120 лет. Достаточно подробно история вопроса отражена в 
научном исследовании, авторами которого являются Е.И. Скачкова, О.Б. Нечаева и 
В.В. Пунга, представляющие Федеральный Центр мониторинга противодействия 
распространению туберкулеза в Российской Федерации ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» [97]. 
Авторы отмечают, что изменение политики в сфере здравоохранения, курс, взятый на 
модернизацию отрасли, существующая нормативная правовая база практически не 
изменили основ организации борьбы с туберкулезом в России, сложившихся в 
советское время.  
Существующие формы организации выявления, лечения и профилактики 
туберкулеза среди населения в основном сложились в 50-60-х годов прошлого 
столетия. За последние десятилетия они не претерпели существенных изменений, что 
неизбежно снизило качество предоставления медицинских услуг в сфере 
противотуберкулезной помощи населению и сохраняет на высоком уровне показатели 
эпидемической ситуации по туберкулезу в стране [37, 97]. 
Достаточно отметить, что в соответствии с Постановлением Совета 
Министров Союза СССР от 25.10.1948 №3989 “О мероприятиях по снижению 
заболеваемости туберкулезом”, в стране с конца 40-х годов прошлого столетия стал 
активно внедряться флюорографический метод обследования населения с целью 
раннего выявления туберкулеза [9]. 
На основании Постановления Совета Министров СССР от 01.09.1960 г. 
№972 “О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом” был 
издан приказ МЗ СССР от 06.10.1960 № 426 “О мероприятиях по дальнейшему снижению 
заболеваемости туберкулезом”. В приказе была изложена программа борьбы с 
туберкулезом, которая устанавливала целый ряд новых правовых положений.  
С целью усиления профилактики туберкулеза: а) во всех городах и 
сельских местностях вводилась обязательная вакцинация всех неинфицированных 
туберкулезом детей, подростков, учащихся техникумов, студентов высших учебных 
заведений и работников лечебно-профилактических учреждений в возрасте до 30 лет; 
б) с 1963 года повсеместно вводился внутрикожный метод вакцинации и ревакцинации 
БЦЖ; в) устанавливалась обязательная госпитализация больных, выделяющих 
микобактерии туберкулеза и первоочередное предоставление им изолированной жилой 
площади [123].  
В целях своевременного выявления больных туберкулезом: а) вводилось 
обязательное рентгено-флюорографическое обследование на туберкулез не реже 1 
раза в 2 года для всего населения, начиная с 12 лет (кроме тех групп, для 
которых уже было установлено обязательное ежегодное обследование 1 раз в год); 
б) устанавливалась обязательная организация подвижных рентгено-флюорографических 
групп при республиканских, областных (краевых) и городских противотуберкулезных 
диспансерах из расчета не менее одной группы на 300 тыс. населения. По приказу 
МЗ РСФСР от 4.10.1966 № 400 одна подвижная флюорогруппа устанавливается на 100 
тыс. населения [84]. 
Туберкулинодиагностика как метод раннего выявления туберкулезу у 
детей и подростков  c 
использованием внутрикожного метода введения туберкулина применяется в нашей 
стране с 1965 года.
Основные противотуберкулезные препараты разработаны и используются 
в практике лечения больных туберкулезом с 40-50-х годов прошлого столетия: 
стрептомицин – с 1944 года, ПАСК – с 1946 года, пиразинамид и препараты группы 
ГИНК – с 1952 года, циклосерин – с 1955 года, этионамид и протионамид – с 1956 
года, этамбутол – с 1961 года, рифампицин – с 1976 года [127]. С 80-х годов 
прошлого столетия во фтизиатрическую практику вошли фторхинолоны.  
Химиопрофилактика туберкулеза введена в практику 
противотуберкулезной службы с 1955 года [127]. 
Таким образом, существующие технологии выявления, лечения и 
профилактики туберкулеза были сформированы в середине прошлого века и не 
претерпели существенных изменений до настоящего времени. К сожалению, в начале
 XXI века отсутствуют 
весомые научные и практические результаты исследований, которые могли бы вывести 
противотуберкулезную службу на качественно новый технологический уровень.
Именно поэтому, важнейшими резервами повышения эффективности 
существующей противотуберкулезной службы являются совершенствование качества 
управления и организационно-экономической модели службы. 
Другие основные риски организации противотуберкулезной помощи 
населению основаны на том, что современная противотуберкулезная служба 
функционирует на базе административно-командной экономической модели, обладает 
всеми признаками монополии на рынке медицинских услуг в сегменте 
противотуберкулезной помощи населению.  
В условиях монополии к основным рискам для потребителя 
медицинских услуг следует отнести: 
  - отсутствие выбора медицинской услуги как экономического блага (выбора ЛПУ, 
  врача, альтернативных методов лечения);
 
  - информационная диспропорция между врачом – производителем медицинских 
  услуг и потребителем, не позволяющая пациенту объективно оценить перечень, 
  количество и качество услуг и, соответственно, являться равноправным 
  участником экономических отношений, когда производитель услуг знает больше, 
  чем потребитель о состоянии его здоровья, ресурсном и технологическом 
  обеспечении лечебного процесса, качестве лечения и исходах лечения;
 
  - пренебрежение интереса потребителей (пациентов) медицинских услуг 
  производителями услуг; 
 
  - низкая мотивация больных к лечению и как следствие – высокая доля 
  досрочного прекращения курса химиотерапии;
 
  - наличие стандартов медицинской помощи, не подкрепленных ресурсным 
  обеспечением;
 
  - недостаток противотуберкулезных препаратов, особенно второго ряда для 
  лечения больных туберкулезом с МЛУ.
 
 
Основным рискам для производителя медицинских услуг 
(руководитель, врач-специалист) следует считать сохранение в 
противотуберкулезной службе административно-командной экономической модели 
хозяйствования, которая за лечебное учреждения отвечает на вопросы: что 
производит? Как производит? Для кого производить?  
Современная фтизиатрия, как и все здравоохранение, функционирует на 
основе искусственно созданной экономики и системы экономических отношений между 
потребителями и производителями медицинских услуг, которые резко ограничивают 
эффективность отрасли. 
К проявлениям административно-командной экономической модели 
хозяйствования во фтизиатрии следует отнести: 
  - монополизация рынка медицинских услуг, сохранение традиционной 
  институциональной структуры;
 
  - наличие государственной собственности на основные факторы производства 
  (материально-технические, финансовые, информационные);
 
  - директивное централизованное экономическое планирование объема медицинской 
  помощи и объема финансирования (спроса, предложения и цены услуги) в 
  соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания 
  населению бесплатной медицинской помощи, отсутствие хозяйственной 
  самостоятельности учреждений здравоохранения;
 
  - противоречие между субъектом (орган управления) и объектом управления 
  (учреждение здравоохранения). Бюджетное финансирование в силу существующих 
  ограничений не способно в полном объеме обеспечить воспроизводство ни системы 
  здравоохранения в целом, ни деятельности отдельных учреждений здравоохранения;
  
 
 
  - производство ограниченного спектра уникальных однородных 
  специализированных медицинских услуг;
 
  - отсутствие конкуренции (в условиях отсутствия конкуренции руководитель и 
  специалист в первую очередь удовлетворяют свои потребности, не считаясь с 
  интересами больного);
 
  - финансирование по смете доходов и расходов в расчете на сетевые показатели 
  (койки, штаты) без учета результатов деятельности;
 
  - отсутствие экономических методов управления, как следствие – отсутствие 
  планирования деятельности противотуберкулезной службы, отдельных учреждений и 
  их подразделений на основе целевых показателей и индикаторов деятельности;
 
  - отсутствие целеполагания в деятельности руководителя и специалистов всех 
  уровней, как следствие – отсутствие мотивации к развитию и эффективному труду 
  у руководителей и специалистов учреждений, низкая эффективность (низкое 
  качество) оказываемых медицинских услуг;
 
  - отсутствие связи между квалификацией персонала и результатами труда, 
  уравнительное распределение заработной платы вне связи с качеством и 
  эффективностью труда;
 
  - отсутствие связи между величиной и структурой издержек на оказываемые 
  медицинские услуги и результатами труда, высокий уровень издержек на единицу 
  услуги;
 
  - отсутствие социальной, профессиональной, материальной и административной 
  ответственности руководителей и специалистов за низкие результаты труда;
 
  - противоречие между инвестициями в здравоохранение, накоплением ресурсной и 
  технологической базы и крайне низкой культурой управления;
 
  - противоречие между новой культурой управления и изжившей себя системой 
  социально-экономических отношений;
 
  - отсутствие аудита и системы мониторинга деятельности противотуберкулезной 
  службы, отдельных учреждений, их подразделений и специалистов;
 
  - отсутствие управленческой подготовки у руководителей всех уровней и пр.
  
 
 
В Хабаровском крае к дополнительным рискам оказания медицинских 
услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению следует отнести: 
  - отсутствие единого управления в рамках существующей организационной 
  структуры противотуберкулезных учреждений края. Большинство учреждений 
  находятся в муниципальной собственности, имеют собственные материальные, 
  финансовые и кадровые ресурсы, действуют независимо от головного учреждения – 
  государственного учреждения здравоохранения “Противотуберкулезный диспансер” 
  министерства здравоохранения края;
 
  - отсутствие целевого планирования на всех уровнях управления (краевой, 
  муниципальный);
 
  - отсутствие достаточной материально-технической и технологической базы 
  противотуберкулезных учреждений края, приведенных к единым табелям оснащения и 
  медико-экономическим стандартам;
 
  - отсутствие регламентов исполнения функций противотуберкулезных учреждений, 
  установленных приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2010 г. № 
  1224н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом 
  в Российской Федерации”; 
 
  - слабая организация труда (отсутствие целевых показателей оценки 
  эффективности деятельности противотуберкулезных учреждений, их подразделений, 
  отдельных специалистов; отсутствие текущего мониторинга результатов их 
  деятельности, формальная аттестация руководителей при полном отсутствии 
  критериев и оценки эффективности их труда и пр.);
 
  - низкое качество управления, как следствие – отсутствие системы контроля 
  качества оказываемых медицинских услуг в системе противотуберкулезной помощи 
  населению и пр. 
 
 
Указанные риски организации противотуберкулезной помощи населению 
воспроизводятся в условиях отсутствия достоверных данных по эпидемиологической 
ситуации в крае, в т.ч. по лекарственной устойчивости МБТ и сочетанию 
туберкулеза и ВИЧ-инфекции. Следует отметить и ограниченные возможности выхода 
на рынок платных медицинских услуг противотуберкулезных учреждений из-за их 
инфекционного статуса.  
Таким образом, назрела необходимость формирования новой парадигмы 
борьбы с туберкулезом, основой которой является менеджмент – как инструмент 
повышения эффективности управления, а также совершенствование 
организационно-экономической модели противотуберкулезной службы. 
 
 
         
          
         
  [ Оглавление книги | Главная страница раздела ] |  
  |   
 
|  Поиск по медицинской библиотеке |  
  |  
 
  |  
  |   
 
  |   | 
 
 
 
 |  
 |