|  
 
 4.2. Современные подходы к организации 
противотуберкулезной помощи населениюВ настоящее время в рамках действующей нормативной правовой базы 
определена компетенция федеральных и региональных органов управления в вопросах 
охраны здоровья населения, в т.ч. в части борьбы с туберкулезом (см. раздел 2.2 
и рис. 38). 
 Рис. 38. Схема разделения сфер ответственности 
органов управления 
административно-территориальных образований по охране здоровья населения На рисунках 38 и 39 представлена схема разделения сфер 
ответственности органов управления административно-территориальных образований 
по охране здоровья населения, а также модель здравоохранной деятельности в 
регионе  
 Рис. 39. Модель здравоохранной деятельности в 
регионе Из рисунка 39 следует, что здоровье населения (3) и в первую 
очередь “здоровье здоровых” является объектом управления со стороны следующих 
субъектов: органов управления административно-территориальных образований (1), 
организаций и учреждений, связанных со здравоохранной (2) и производственной 
деятельностью (4).  Система здравоохранения (5) нацелена на сохранение и 
воспроизводство здоровья населения путем использования ресурсного потенциала 
бюджета территории (6), средств обязательного медицинского страхования – ОМС 
(7), добровольного медицинского страхования – ДМС (8) и платных медицинских 
услуг (9). Исходя из представленного рисунка, можно сделать заключение о том, 
что основными резервами сохранения и воспроизводства здоровья населения могут 
явиться: 
  Разработка государственной политики на всех уровнях управления 
  административно-территориальных образований, координация деятельности 
  ведомств, организаций и учреждений различных форм собственности по реализации 
  приоритетных стратегических направлений в области охраны здоровья (1). Данный факт обусловлен тем, что «на социально-экономические факторы 
приходится 75–80 % всей проблемы, связанной с туберкулезом, а на факторы, 
связанные со здравоохранением и медициной, приходится только 20–25 %. Поэтому 
для эффективного противодействия туберкулезу необходима мощная поддержка со 
стороны федеральных и региональных властей, создание сети специализированных 
служб, проведение исследований на туберкулез и т.д.  
  Повышение качества жизни, санитарно-гигиеническое просвещение, воспитание 
  здорового образа жизни (2, 3).Экономическая заинтересованность работодателя любой формы собственности в 
  охране здоровья работников через налоговые льготы и пр. (4).Повышение эффективности функционирования здравоохранения (5). Для реализации поставленных задач необходимо выработать четкую 
стратегию охраны здоровья населения, которая должна реализовываться в несколько 
этапов (см. рис. 39): 
  Формирование доктрины в области охраны здоровья на региональном уровне как 
  основы государственной политики (1).Определение на научной основе миссии и “дерева” целей здравоохраннной 
  системы региона, включающей подцели органов управления 
  административно-территориальных образований, организаций и учреждений, 
  связанных со здравоохранной и производственной деятельностью и непосредственно 
  системы здравоохранения (2,3,4,5).Разработка программы по сохранению и воспроизводству здоровья населения 
  региона, включающей все субъекты управления здравоохранной деятельностью 
  территории (1,2,3,4,5).Организация системы мониторинга для сопровождения данной программы и 
  оценки ее эффективности (1).  Следует отметить, что правительственная программа “Основные 
направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации 
на долгосрочную перспективу (2000-2010 годы) – “программа Грефа” содержала 
условия для увеличения средств, инвестируемых населением, работниками и 
работодателями в улучшение состояния здоровья. К ним авторы отнесли: 
  обеспечение высокого приоритета здоровья в системе социальных ценностей 
  общества;создание возможностей и стимулов для расширения инвестиций работников и 
  населения в улучшение состояния своего здоровья;создание стимулов для расширения инвестиций работодателей в улучшение 
  состояния здоровья работников. В Хабаровском крае проблеме воспроизводства населения и его 
здоровья посвящена краевая целевая программа “Демографическое развитие 
Хабаровского края на 2009 - 2015 годы”, утвержденная постановлением 
Правительства Хабаровского края от 26.11.2008 № 276-пр (в редакции постановления 
Правительства Хабаровского края от 16.12.2009 № 378-пр).  Целью программы является улучшение демографической ситуации в 
Хабаровском крае. Задачами программы явились снижение естественной убыли населения, 
увеличение продолжительности жизни и увеличение миграционного прироста 
населения.  Основные мероприятия Программы включают в себя: укрепление семьи 
как основы воспроизводственных процессов, улучшение состояния здоровья населения 
края и снижение смертности, охрана здоровья детей и подростков в крае, 
укрепление репродуктивного здоровья населения края, формирование здорового 
образа жизни населения края, повышение доступности образования и качества 
условий осуществления образовательного процесса, повышение культуры населения, 
совершенствование охраны труда, совершенствование миграционной политики. Определены основные целевые показатели программы: изменение 
численности населения (прибыль, убыль), рождаемость населения, смертность 
населения, младенческая смертность, материнская смертность, средняя 
продолжительность жизни, сальдо миграции населения. Финансирование программы осуществляется за счет краевого бюджета в 
размере 999 370 тыс. руб. (в ценах 2008 года). Все указанные мероприятия нацелены на укрепление здоровья 
населения, что должно привести к снижению нагрузки на здравоохранение.  Однако очевидно, что в ближайшие годы ждать отдачи от реализации 
стратегии, нацеленной на сдерживание спроса населения на медицинские услуги, 
мало перспективно. Более того, рост заболеваемости населения, переход 
заболеваний в хронические формы, увеличение в возрастной структуре населения 
удельного веса лиц пожилого и старческого возрастов неизбежно в ближайшие годы 
приведет к росту спроса на медицинские услуги.  Более перспективным является стратегия сдерживания предложения 
медицинских услуг. Данная стратегия включает в себя: 
  структурную перестройку здравоохранения;совершенствование материально-технической базы здравоохранения;повышение эффективности использования ресурсов отрасли;выбор приоритетов развития здравоохранения;развитие механизма стратегического планирования системы здравоохранения, 
  включая ее структуру, ресурсное и технологическое обеспечение, внедрение 
  методов экономического анализа в оценку деятельности системы здравоохранения, 
  ее отраслей и субъектов хозяйствования; установление предельных уровней расходов на здравоохранение путем 
  составления фиксированных бюджетов, смет и установления тарифов на медицинские 
  услуги;изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников, 
  как механизма формирования стимулов у лечебно-профилактических учреждений к 
  проведению реструктуризации и эффективному использованию ресурсов и пр. Для координации этой деятельности следует формировать 
межведомственные комиссии (координационные Советы) по охране здоровья граждан и 
здравоохранению на всех уровнях управления.  Задачи комиссии (Совета) – это выбор приоритетов, разработка 
стратегии и программ по охране здоровья населения, их правовое, ресурсное, 
технологическое и информационное обеспечение, а также анализ и контроль за 
исполнением принятых решений. При разработке мероприятий программ 
межведомственной комиссии следует особое внимание уделять разработке подходов по 
созданию условий для развития технологий культуры здоровья, здорового образа 
жизни, имея в виду при этом: 
  определение форм, методов участия и меры ответственности граждан и 
  работодателей в сохранении и укреплении общественного здоровья, в формировании 
  здорового образа жизни и проведении оздоровительных мероприятий;разработку перспективной политики участия населения в охране здоровья;активизацию идеала здоровья как важнейшей составляющей качества жизни и 
  общественного престижа нации.  Таким образом, проблемно-целевое планирование на основе 
межведомственного взаимодействия, а также привлечения граждан является основой 
формирования доктрины и программ охраны здоровья населения региона. |