MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава 8. Управленческие решения

8.1. Общие понятия об управленческих решениях

Принятие управленческих решений представляет основу управленческой деятельности. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления.

В деловом и научном обиходе термин «принятие решений» означает единовременный акт окончательного выбора, утверждения одного из возможных вариантов действий.

Существуют различные определения понятия “управленческое решение”.

Короткое определение дали Мескон М. и соавт.(1994): решение – это выбор альтернативы.

По мнению Максимцова М.М. и соавт.(1998), управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Фатхутдинов Р.А. (1998) сделал следующее определение: управленческое решение - результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Поршнев А.Г. и соавт.(1999) считают, что управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительном этапе.

Необходимость разработки управленческого решения возникает в случае появления проблемной ситуации, под которой понимается несоответствие фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям организации [41].

К возникновению проблемной ситуации могут привести три причины: отклонение фактических параметров от плановых (целевых); изменение целей управления; возможность такого отклонения в будущем в случае неприятия каких-либо превентивных мер.

Управленческие решения характеризуются качеством, под которым понимается совокупность параметров решения, удовлетворяющих потребности конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации [49].

Отсюда возникают требования к решениям. К ним относятся : обоснованность, четкость формулировок, реальность осуществления, своевременность, экономичность (определяется размером затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов) [48].

Схему системного подхода к принятию управленческого решения можно представить в виде рис.8.1.

Рис.8.1. Компоненты системного подхода принятия управленческого решения

Рис.8.1. Компоненты системного подхода принятия управленческого решения

Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо решить, например, низкая эффективность лечебной работы в стационаре.

Выход системы отражает целенаправленную деятельность организации или решение, которое выражено количественно или качественно, например, достижение состояния “улучшение” на момент выписка из стационара у 90% впервые выявленных больных туберкулезом легких.

Внешняя среда характеризуется состоянием макросреды и непосредственного окружения, влияющим на деятельность противотуберкулезной службы или отдельного учреждения.

Обратная связь отражает информацию, поступающую от потребителя продукции (услуг) к лицу, принимающему решение, характеризует степень достижения результата.

Отношение Рt/Зt отражает эффективность достигнутого результата.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:

  • обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией;
  • применение методов функционально-стоимостного анализа, математико-экономического моделирования и прогнозирования для обоснования каждого решения;
  • структуризация проблемы и построение дерева целей;
  • обеспечение сопоставимости вариантов решения;
  • обеспечение многовариантности решения;
  • правовая обоснованность принимаемого решения;
  • автоматизация процесса разработки и реализации решения;
  • наличие механизма реализации решения.

Важным условием положительного воздействия решения на организацию является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления.

Выделяют два подхода к управлению проблемной ситуацией: по отклонению и по возмущению.

При управлении по отклонению управляющая система (субъект управления) реагирует на возникшее рассогласование между параметрами функционирования управляемой системы (объект управления) и целями управления (результатами). При управлении по возмущению управляющая система реагирует на возможность такого отклонения, связанного с воздействием каких-либо внешних причин.

Варианты действий, сопоставляя которые делает свой выбор лицо, принимающее решение (ЛПР), принято называть альтернативами. Задача принятия решения – это осознание лицом, принимающим решение, проблемной ситуации, в которой возможны различные варианты действия и необходимо выбрать один из них. Под лицом, принимающим решение (ЛПР), понимается человек или группа людей, на которых возложена функция окончательного выбора одного из возможных вариантов решения [41].

Принято выделять три стадии процесса разработки решения: разведывательная, проектная и стадия выбора.

На разведывательной стадии происходит выявление проблемной ситуации. Стадия завершается постановкой задачи принятия решения, в которой должны быть сформулированы ответы на следующие вопросы:

  • Какую управленческую проблему необходимо решить?
  • Какое время отведено на решение задачи?
  • Какими силами и средствами будет решаться задача?

Форма предоставления результата на этой стадии – словесное описание задачи и условий ее решения.

На проектной стадии разрабатывается информационная модель проблемной ситуации, в которой альтернативы представлены как совокупности характеристик, выраженные в числовой или вербальной форме.

На стадии выбора из множества альтернатив отбирается одно решение.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3078
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru