
Глава 8. Управленческие решения
8.1. Общие понятия об управленческих решениях
Принятие управленческих решений представляет основу управленческой
деятельности. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса
управления.
В деловом и научном обиходе термин «принятие решений» означает
единовременный акт окончательного выбора, утверждения одного из возможных
вариантов действий.
Существуют различные определения понятия “управленческое
решение”.
Короткое определение дали Мескон М. и соавт.(1994): решение –
это выбор альтернативы.
По мнению Максимцова М.М. и соавт.(1998), управленческое решение
– это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных
полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Фатхутдинов Р.А. (1998) сделал следующее определение:
управленческое решение - результат анализа, прогнозирования, оптимизации,
экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов
достижения конкретной цели системы менеджмента.
Поршнев А.Г. и соавт.(1999) считают, что управленческое решение
– это концентрированное выражение процесса управления на его заключительном
этапе.
Необходимость разработки управленческого решения возникает в случае
появления проблемной ситуации, под которой понимается несоответствие
фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям
организации [41].
К возникновению проблемной ситуации могут привести три причины:
отклонение фактических параметров от плановых (целевых); изменение целей
управления; возможность такого отклонения в будущем в случае неприятия
каких-либо превентивных мер.
Управленческие решения характеризуются качеством, под
которым понимается совокупность параметров решения, удовлетворяющих
потребности конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации
[49].
Отсюда возникают требования к решениям. К ним относятся :
обоснованность, четкость формулировок, реальность осуществления,
своевременность, экономичность (определяется размером затрат), эффективность
(как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов)
[48].
Схему системного подхода к принятию управленческого решения можно
представить в виде рис.8.1.

Рис.8.1. Компоненты системного подхода принятия
управленческого решения
Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которые
необходимо решить, например, низкая эффективность лечебной работы в стационаре.
Выход системы отражает целенаправленную деятельность
организации или решение, которое выражено количественно или качественно,
например, достижение состояния “улучшение” на момент выписка из стационара у 90%
впервые выявленных больных туберкулезом легких.
Внешняя среда характеризуется состоянием макросреды и
непосредственного окружения, влияющим на деятельность противотуберкулезной
службы или отдельного учреждения.
Обратная связь отражает информацию, поступающую от
потребителя продукции (услуг) к лицу, принимающему решение, характеризует
степень достижения результата.
Отношение Рt/Зt
отражает эффективность достигнутого результата.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности
управленческого решения относятся:
- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией;
- применение методов функционально-стоимостного анализа,
математико-экономического моделирования и прогнозирования для обоснования
каждого решения;
- структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение сопоставимости вариантов решения;
- обеспечение многовариантности решения;
- правовая обоснованность принимаемого решения;
- автоматизация процесса разработки и реализации решения;
- наличие механизма реализации решения.
Важным условием положительного воздействия решения на организацию
является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и
по горизонтали управления.
Выделяют два подхода к управлению проблемной ситуацией: по
отклонению и по возмущению.
При управлении по отклонению управляющая система (субъект
управления) реагирует на возникшее рассогласование между параметрами
функционирования управляемой системы (объект управления) и целями управления
(результатами). При управлении по возмущению управляющая система
реагирует на возможность такого отклонения, связанного с воздействием каких-либо
внешних причин.
Варианты действий, сопоставляя которые делает свой выбор лицо,
принимающее решение (ЛПР), принято называть альтернативами. Задача
принятия решения – это осознание лицом, принимающим решение, проблемной
ситуации, в которой возможны различные варианты действия и необходимо выбрать
один из них. Под лицом, принимающим решение (ЛПР), понимается человек или группа
людей, на которых возложена функция окончательного выбора одного из возможных
вариантов решения [41].
Принято выделять три стадии процесса разработки решения:
разведывательная, проектная и стадия выбора.
На разведывательной стадии происходит выявление проблемной
ситуации. Стадия завершается постановкой задачи принятия решения, в которой
должны быть сформулированы ответы на следующие вопросы:
- Какую управленческую проблему необходимо решить?
- Какое время отведено на решение задачи?
- Какими силами и средствами будет решаться задача?
Форма предоставления результата на этой стадии – словесное описание
задачи и условий ее решения.
На проектной стадии разрабатывается информационная модель
проблемной ситуации, в которой альтернативы представлены как совокупности
характеристик, выраженные в числовой или вербальной форме.
На стадии выбора из множества альтернатив отбирается одно решение. |