 
  
        
        
        
1.2. Здравоохранение как отрасль экономики
Экономика здравоохранения представляет собой отраслевую экономику 
[15,53]. Выделение экономики здравоохранения в относительно обособленную часть 
экономики государства обусловлено единством вида и назначения выполняемой 
деятельности (охрана здоровья) и применяемых медицинских технологий.  
Можно выделить несколько причин, обусловивших потребность в возникновении и 
развитии экономики здравоохранения [28]: 
Приоритет социальной сферы, отказ от “экономического детерминизма”. 
Диверсификация всей социальной сферы, преобразование ее инфраструктуры, в том 
числе структуры современного здравоохранения в части производства, реализации и 
потребления услуг здравоохранительной сферы. 
Существование эмпирического базиса экономики здравоохранения вследствие 
длительной реальной практики управления, как в нашей стране, так и за рубежом 
(опыт социального планирования в СССР, проекты построения социальной рыночной 
экономики в ряде стран Западной Европы, социальные программы правительства США, 
например, программы социальной помощи и медицинского обслуживания бедных “Medicaid”). 
Распыленность формирующейся новой экономической дисциплины (экономика 
здравоохранения) между различными смежными науками. 
Реальным содержанием экономики здравоохранения как научной дисциплины 
является изучение связей, отношений и закономерностей функционирования сферы 
здравоохранения с точки зрения эффективности производства услуг здравоохранения, 
обеспечивающих расширенное воспроизводство человека и поступательное движение 
общества.  
Предметом экономики здравоохранения являются отношения по поводу производства 
и потребления услуг здравоохранения, т.е. хозяйственный механизм отрасли. 
Объектом исследования экономики здравоохранения является непосредственно 
здоровье человека или общества, а также сама система здравоохранения, 
обеспечивающая систему жизнедеятельности и саморазвития индивида и социальных 
общностей. 
Основными направлениями развития экономики здравоохранения могут явиться: 
проблемы целей и социальной обусловленности экономического развития сферы 
здравоохранения; экономические факторы сферы здравоохранения; диалектика 
экономической и медицинской эффективности; оценка медико-экономической 
эффективности; экономические основы функционирования инфраструктуры сферы 
здравоохранения [28]. 
Система здравоохранения представляет собой единство функции и структуры. 
Функция системы здравоохранения определяет основное назначение отрасли и 
заключается в удовлетворении потребностей общества в услугах здравоохранения. 
Сама функция оценивается конечной результативностью системы здравоохранения. При 
этом, чем выше совпадение структуры потребностей обществ услугах здравоохранения 
и структуры полученных результатов в общественном здоровье, тем, следовательно, 
эффективней функционирует и сама система здравоохранения.  
Под структурой в системе здравоохранения понимается распределение ресурсов, 
их связи, взаимоотношения, а также управленческие решения, нацеленные на 
эффективное использование ресурсов отрасли. В современных 
социально-экономических условиях основным фактором, определяющим эффективное 
функционирование системы здравоохранения, является целенаправленное 
преобразование ее структуры 
Вместе с тем четко определить границы экономики здравоохранения, 
отделяющие ее от экономики других отраслей, не представляется возможным. 
Известно, что здоровье человека на 85-90% зависит от социальных факторов 
(условия жилья, питания, труда и пр.), наследственности и экологии и только на 
10-15% зависит от медицины. Соответственно в широком смысле слова к экономике 
здравоохранения правомерно относить всю обширную систему экономических ресурсов 
и видов экономической деятельности, направленных на обеспечение здорового образа 
жизни людей, условий физиологического функционирования организма человека, на 
продление жизни [15]. В этом смысле предмет экономики здравоохранения носит 
выраженный межотраслевой характер, что, в свою очередь, позволяет изучать 
дисциплину в ее взаимоотношении с общеэкономическими явлениями. 
В большей степени принято здравоохранение относить к административной 
отрасли, как находящейся в ведении министерства здравоохранения, региональных и 
муниципальных органов управления здравоохранением.  
Экономику здравоохранения можно определить как отраслевую систему 
использования ограниченных ресурсов для производства экономических благ 
(медицинских услуг) с целью удовлетворения потребностей индивида и общества в 
сохранении и воспроизводстве своего здоровья. 
Исходя из данного определения, можно выделить ряд признаков 
здравоохранения как отрасли экономики: 
К отрасли здравоохранения относятся организации, учреждения всех форм 
собственности, занятые медицинской деятельностью. 
Основным продуктом деятельности здравоохранения являются медицинские услуги. 
Управление отраслью осуществляется государственными и муниципальными органами 
управления здравоохранения.  
В настоящее время пришло понимание того, что здравоохранение является 
участником экономического обмена, представляет собой важное звено в едином 
народнохозяйственном комплексе страны. Планирование и управление экономикой 
здравоохранения стало постепенно осуществляться с позиции сбалансированности 
спроса и предложений на услуги здравоохранной сферы с возмещением ее затрат на 
расширенное воспроизводство [4,13,14,72].  
Общее представление о структуре обмена системы здравоохранения с другими 
субъектами рынка можно представить рисунком 1.2.[38]. 
Из рисунка следует, что структура производительных сил здравоохранения 
соответствует структуре производительных сил на производстве. Поэтому 
экономическая модель здравоохранения включает себя элементы и связи, характерные 
для любой экономической системы: 
  
Рис.1.2. Схема обмена системы здравоохранения с 
производством 
  - Организационные формы хозяйственной деятельности.
 
  - Хозяйственный механизм.
 
  - Хозяйственные связи.
 
  - Социально-экономические отношения.
 
 
Общество формирует спрос на медицинские услуги, под которыми понимаются 
целенаправленное и непосредственное взаимодействие медицинского персонала с 
потребителями (пациентами), результатом которого является нематериальный 
продукт, удовлетворяющий потребности человека в диагностической, 
лечебно-профилактической, консультативной помощи или облегчение его 
психофизиологического состояния, имеющий самостоятельное законченное значение и 
определенную стоимость [19].  
Система здравоохранения, являясь субъектом рынка, формирует предложение в 
виде медицинских товаров и услуг. Производимые медицинские товары и услуги 
способствуют снижению заболеваемости населения с временной нетрудоспособностью, 
его инвалидизации и смертности от болезней и травм, что увеличивает 
продолжительность жизни. В конечном итоге система здравоохранения в обществе, 
сохраняя здоровье человека, способствует формированию его трудового потенциала, 
а также воспроизводству трудовых ресурсов. В свою очередь трудовые ресурсы 
являются важнейшим элементом производительных сил общества. Таким образом, 
важнейшей экономической функцией здравоохранения в обществе является его участие 
в воспроизводстве трудовых ресурсов [38].  
В широком смысле здравоохранение может быть таким же ограничителем 
экономического роста и фактором глобальной опасности, как и экология. 
Медико-экономическая составляющая должна являться неотъемлемым компонентом 
любого политического или экономического решения [28]. 
В то же время для того, чтобы здравоохранение эффективно функционировало, ему 
необходимы факторы производства, включающие средства производства, трудовые 
ресурсы, предпринимательскую деятельность, информацию.  
Основными источниками финансирования здравоохранения в настоящее время 
являются:  
  - бюджет (государственное гарантированное медицинское обслуживание 
  населения);
 
  - средства обязательного медицинского страхования (программа ОМС);
 
  - средства предприятий и организаций, личные средства граждан через систему 
  добровольного медицинского страхования (программа ДМС);
 
  - средства предприятий и организаций, личные средства граждан, средства 
  бюджета по договорам в рамках отраслевого заказа (частная медицинская 
  практика). 
 
 
Ведущее значение сохраняет государственное финансирование здравоохранения в 
рамках программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской 
Федерации бесплатной медицинской помощью. 
При бюджетном финансировании медицинских учреждений государство в лице 
органов управления здравоохранением определяют совокупный, как бы “бесплатный”, 
спрос населения на медицинские услуги. Однако регламентированный уровень 
финансирования учреждений здравоохранения тем самым формирует и предложение на 
производимые медицинские услуги. Таким образом, при бюджетном финансировании 
лечебно-профилактических учреждений государство, с одной стороны, определяет 
спрос, а с другой - формирует и предложение на медицинские услуги, зависящие от 
уровня централизованного финансирования, а также проводит ценовую политику. 
Другими словами покупателем и продавцом на рынке медицинских услуг в системе 
бюджетного финансирования является само государство. Это не стимулирует развитие 
учреждений здравоохранения и превращает их деятельность в вариант бюджетного 
“паразитирования”.  
В условиях бюджетного дефицита увеличение спроса населения на медицинские 
услуги наталкивается на ограниченность предложения со стороны 
лечебно-профилактических учреждений. Поэтому расширение предложения может идти 
только за счет снижения себестоимости медицинских услуг. Однако и эта мера имеет 
предельный характер и в итоге может привести к снижению качества медицинских 
услуг. При таком механизме финансирования здравоохранения 
лечебно-профилактическим учреждениям становится “удобно” работать по формуле – 
“чем меньше спрос, тем меньше предложение”. Финансирование идет не на 
удовлетворения потребности населения в медицинской помощи, а на обслуживание 
(содержание) лечебно-профилактических учреждений. Более того, при 
государственной системе финансирования производитель не заинтересован в снижении 
издержек производства, обновлении производства, научно-технических разработках, 
качестве продукции [35]. 
Современное государственное здравоохранение столкнулось с противоречиями все 
возрастающей потребности населения на медицинские услуги и нарастающей 
ограниченностью предложения, обусловленное дефицитом финансирования, 
неэффективным менеджментом в части экономического анализа и планирования, а 
также рационального использования экономических ресурсов. Это с одной стороны. А 
с другой стороны существует объективная реальность ежегодного увеличения 
расходов на оказание медицинской помощи вследствие постарения населения, 
ухудшения состояния его здоровья, появления новых заболеваний, увеличения 
потребности в медицинской и социальной помощи [78,98]. В этих условиях резко 
возросли личные расходы населения на медицинские нужды (3,45% от ВВП в 1998 г.), 
которые значительно превысили расходы государства на здравоохранение [94]. 
Расходы населения на медицинские нужды составляют значительную часть семейного 
бюджета. Личные средства граждан, не являясь прямым источником финансирования 
системы здравоохранения, в значительной степени превратились в источник 
финансирования ‘теневого рынка” медицинских услуг [102].  
По доли личных расходов населения в совокупном объеме затрат на 
здравоохранение Россия находится на уровне развивающихся стран с низким 
подушевым доходом, а по уровню государственных обязательств в сфере 
здравоохранения – впереди многих стран с развитой рыночной экономикой [94,99]. 
Чрезмерные государственные обязательства сдерживают построение рациональной 
системы экономических отношений в здравоохранении. Несбалансированность 
государственных обязательств и их финансового обеспечения сдерживает 
формирование полноценных договоров между финансирующей стороной и субъектами 
хозяйствования, ослабляет контроль за качеством и эффективностью медицинской 
помощи [94], приводит к деградации системы здравоохранения. В то же время 
теневой рынок деформирует систему оплаты медицинской помощи. 
В этих условиях наиболее вероятными направлениями развития здравоохранения 
при сохранении государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации 
бесплатной медицинской помощью могут явиться [38]:  
Увеличение государственных расходов на здравоохранение. Данный путь 
экстенсивный, затратный и потому маловероятный для органов управления 
здравоохранением, которые являются распорядителями ресурсов. Кроме того, 
увеличение расходов на здравоохранение не всегда приводит к их рациональному 
использованию. 
Эффективное использование уже имеющихся производительных сил в 
здравоохранении через:  
  - изучение реального спроса населения на медицинские услуги;
 
  - изменение структуры управления и производства медицинских услуг;
 
  - научное обоснование и утверждение минимальных социальных нормативов на 
  медицинское обслуживание населения;
 
  - внедрение стандартных безопасных ресурсосберегающих технологий 
  медицинского обслуживания населения в части его обследования, лечения и 
  профилактики заболеваний;
 
  - управление качеством и эффективностью медицинской помощи населению;
 
  - внедрение стимулирующих форм оплаты труда для руководителей 
  лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников.
 
 
Развитие негосударственного сектора здравоохранения за счет добровольного 
медицинского страхования, рынка платных медицинских услуг. Многообразие форм 
собственности в здравоохранении повышает его эффективность и позволяет наиболее 
полно удовлетворить потребность населения в медицинской помощи [33,44]. Однако 
такой подход возможен только через рост уровня реальных доходов населения. 
Легализация теневого рынка медицинских услуг. Альтернативой “теневому” рынку 
медицинских услуг является добровольное медицинское страхование. 
К числу перспективных проблем, решение которых повысит эффективность 
использования ресурсов здравоохранения, следует отнести [20,77]: 
  - Модернизация системы государственных гарантий обеспечения граждан 
  медицинской помощью за счет общественных источников.
 
  - Структурные преобразования в системе здравоохранения.
 
  - Интеграция различных источников финансирования за оказанную медицинскую 
  помощь.
 
  - Разработка механизма финансового выравнивания условий оказания медицинской 
  помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий в 
  зависимости от состояния здоровья населения, уровня социально-экономического 
  развития регионов и ресурсной обеспеченности здравоохранения.
 
  - Разработка эффективной системы контроля и мониторинга 
  социально-экономических индикаторов.
 
  - Внедрение реальной экономической ответственности руководителей органов 
  управления и учреждений здравоохранения за объемы, качество и эффективность 
  производимых медицинских услуг.
 
  - Подготовка специалистов в области медицинского менеджмента и экономики 
  здравоохранения.
 
  - Привлечение населения к процессу воспроизводства своего здоровья.
 
 
Приоритет следует отдавать эффективному использованию уже имеющихся 
экономических ресурсов. В этих условиях возрастает значение государственного 
регулирования здравоохранной деятельности через систему мер законодательного, 
исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых органами управления 
здравоохранения разного уровня, прочими субъектами внутри-и вневедомственного 
контроля, а также общественными организациями, например, ассоциациями 
медицинских работников.  
Государство в ближайшие годы будет по прежнему продолжать прямое 
регулирование хозяйственной деятельности лечебно-профилактических учреждений 
через органы управления здравоохранением, определяя ресурсную базу, ценовую 
политику, осуществляя контроль за качеством и объемом услуг. Для этого будут 
использоваться административные и экономические методы воздействия. Система 
охраны здоровья в силу своих особенностей подвержена государственному 
регулированию в значительно большей степени, чем другие отрасли экономики.  
Важнейшей концепцией, объясняющей необходимость государственного контроля 
здравоохранения, заключается в том, что свободный рынок, часто считающийся 
саморегулирующимся и наиболее эффективным способом достижения подъема отрасли, 
просто не пригоден для системы здравоохранения в связи с “ошибками рынка” [47].
 
К экономическим методам регулирования в системе охраны здоровья относится 
бюджетная политика, которая включает в себя программно-целевое планирование, 
установление фиксированных тарифов на медицинские услуги, формирование бюджетов, 
установление объемов медицинской помощи и пр. Важнейшим методом экономического 
регулирования в системе здравоохранения является лицензирование.  
Современная экономическая система в здравоохранении характеризуется 
сочетанием черт административно-командной и рыночной систем управления. 
Развитие здравоохранения в прошлом характеризовалось [55]: 
  - Относительно стабильными условиями развития системы здравоохранения.
 
  - Текущим финансированием лечебно-профилактических учреждений на основе 
  подушевых нормативов и плановой мощности конкретных учреждений.
 
  - Централизованным финансированием развития основных фондов учреждений.
 
  - Целевым внедрением новых медицинских технологий на основе их разработки и 
  апробации в научно-медицинских центрах без реального учета рыночных факторов и 
  альтернативных вариантов наиболее эффективного использования выделяемых 
  ресурсов.
 
  - Планированием медицинской деятельности в региональных и федеральных 
  органах управления здравоохранением.
 
  - Деятельностью руководителей, минимально сопряженной с организационными и 
  экономическими рисками.
 
 
Основными признаками административно–командной системы являются: 
  - Государственная собственность на ресурсы в здравоохранении.
 
  - Монополизация рынка медицинских услуг по ряду направлений (фтизиатрия, 
  онкология и пр.).
 
  - Централизованное экономическое планирование.
 
  - В задачи планирования при административно-командной системе входило 
  [29,30]:
 
  - Достижение максимального уровня обеспеченности населения врачебными 
  должностями, койками и пр.
 
  - Равномерное их распределение по регионам.
 
  - Унификация оснащенности медицинских учреждений.
 
  - Жесткий постатейный контроль за использованием средств.
 
 
В условиях формирующегося рынка медицинских услуг прежняя система 
планирования здравоохранения уже не может существовать в неизменном виде. Это 
связано и с изменением организационно-правовых форм собственности учреждений 
здравоохранения, и с переменами в системе управления, и с формированием новой 
системы экономических отношений.  
В настоящее время можно выделить следующие базовые условия для процесса 
стратегического планирования здравоохранения [55]: 
  - Децентрализация системы здравоохранения с повышением самостоятельности 
  регионов.
 
  - Фактическое снижение размеров финансирования ниже уровня сложившегося в 
  предыдущем периоде при практическом прекращении централизованного 
  финансирования программ модернизации основных фондов и внедрения новых 
  медицинских технологий.
 
  - Повсеместное изменение принципов финансирования медучреждений с 
  ориентацией на фактический объем лечебной помощи и уровня ее качества.
 
  - Появление альтернативных источников финансирования и пр.
 
  - Признаками рыночной системы в здравоохранении являются:
 
  - Негосударственные виды собственности на ресурсы отрасли.
 
  - Формирование реального рынка медицинских услуг.
 
  - Децентрализованное планирование медицинских услуг населению.
 
 
Хозяйственный механизм современного здравоохранения должен создать адекватную 
модель функционирования отрасли, которая смогла бы соединить воедино два 
противоречивых начала – “план” (волевую регулирующую деятельность центра) и 
“рынок” (совокупность автоматических регуляторов – подсистему прямых и обратных 
связей между производителем услуг и их потребителем). 
Задачей органов управления здравоохранением в этих условиях является создание 
эффективного механизма управления здравоохранением в 
административно-территориальных образованиях при наличии различных форм 
собственности в отрасли, а также при сочетании административно-командных методов 
управления и формирующегося рынка медицинских услуг. Очевидно, что в данных 
условиях роль государственного регулирования здравоохранения будет сохраняться. 
Таким образом, здравоохранение представляет собой 
медико-производственный комплекс. Потребляя экономические ресурсы, 
здравоохранение производит медицинские услуги, которые способствуют 
воспроизводству трудовых ресурсов, как элемента производительных сил общества. В 
свою очередь общественное производство является источником ресурсов для 
здравоохранения. Следует помнить, что экономика здравоохранения – это, прежде 
всего, экономика с небольшой отраслевой особенностью. Ситуационный анализ, 
планирование четких ясных целей развития здравоохранения, выбор приоритетов, 
разработка стратегий, системы качественных и количественных индикаторов, 
характеризующих результативность и эффективность, формирование ресурсной и 
технологической базы, внедрение более совершенных методов экономического 
анализа, медико-экономический мониторинг, подготовка нового поколения 
управленцев и экономистов для отрасли – вот основные слагаемые реформы 
здравоохранения в современных условиях. 
 |