/597).
Третье. Меняется баланс ответственности государства, медицинских 
организаций и самих граждан в сфере охраны здоровья: уменьшается ответственность 
государства и увеличивается ответственность организаций и самих граждан. При 
этом следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ 
координация вопросов здравоохранения, а также защита семьи, материнства, 
отцовства и детства отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации 
и ее субъектов. 
Полномочия по уровням власти выделены в отдельные статьи (ст.ст. 
14-17) и подробно в них описаны. Важным представляется расширение круга 
полномочий органов государственной власти всех уровней. Так, к полномочиям 
федеральных органов государственной власти отнесены (ч. 1 ст. 14): 
- установление порядка осуществления медицинской деятельности на 
принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья; 
- организация медико-биологического и медицинского обеспечения 
спортсменов сборных команд Российской Федерации; 
- мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных 
действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и 
обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при 
обращении зарегистрированных медицинских изделий; 
- обеспечение разработки и реализации программ научных исследований 
в сфере охраны здоровья, их координация. 
Представляется вполне уместным выделение полномочий 
Минздравсоцразвития РФ, которые перечислены в ч. 2 п. 10, 13, 15, 16 ст. 14. 
На органы исполнительной власти субъекта РФ Закон об охране 
здоровья возлагает полномочия по развитию сети региональных медицинских 
организаций, а также по организации оказания гражданам региона бесплатной 
медицинской помощи. При этом отдельной статьей устанавливается передача 
осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам 
государственной власти субъектов РФ (ст. 15).
Органы местного самоуправления Закон об охране здоровья наделяет 
полномочиями по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в 
соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного 
оказания гражданам медицинской помощи и Законом субъекта РФ в пределах 
полномочий, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2003 года №131-ФЗ «Об 
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 
1 ст. 17). 
Подчеркнем, полномочиями по обеспечению организации оказания 
медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения органы 
местного самоуправления наделяются только в случае делегирования им 
соответствующих полномочий органами государственной власти региона РФ. 
Таким образом, Законом об охране здоровья основной объем 
полномочий, связанных с реализацией прав граждан на бесплатную медицинскую 
помощь, переносится на уровень субъекта Российской Федерации. 
Модифицируются также обязанности медицинских организаций (вне 
зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности) и 
индивидуальных предпринимателей, а также медицинских и фармацевтических 
работников при осуществлении ими деятельности в сфере охраны здоровья граждан. 
Так, впервые на законодательном уровне вводятся денежные и имущественные 
ограничения, налагаемые на медицинских работников при осуществлении ими 
профессиональной деятельности. 
Бесспорно, можно и должно исключить конфликт интересов в сфере 
оказания медицинских услуг тогда, когда он действительно есть. Однако посыл о 
меркантильности мотивов врача относительно выбора лечения вопреки действительным 
интересам пациента не безупречен, поскольку может привести как к формированию 
заведомого недоверия пациента к любым действиям врача, так и к деформации 
врачебной этики по принципу «лучше быть, чем слыть». 
Речь идет о том, что медицинские работники и руководители 
медицинских организаций не вправе (ст. 74 Закона об охране здоровья) принимать 
подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при 
проведении клинических исследований лекарственных препаратов и медицинских 
изделий, а также в связи с осуществлением медицинским работником педагогической 
и/или научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда 
к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, 
проводимых за счет организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) 
реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий и организаций, 
обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного 
препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных 
организаций, их представителей, иных физических и юридических лиц, 
осуществляющих свою деятельность от имени данных организаций. 
Они также не вправе получать от компании и ее представителей 
образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам, а 
при назначении курса лечения предоставлять пациенту недостоверную информацию об 
используемых лекарственных препаратах, в том числе скрывать сведения о наличии в 
обращении аналогичных лекарственных препаратов и медицинских изделий. Лечащий 
врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинские изделия, 
специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, 
обязывается информировать пациента о возможности их получения без взымания платы 
(ст. 70). 
Указанные нововведения призваны усилить требования к медицинским 
работникам в целях обеспечения законных прав граждан на получение бесплатной 
медицинской помощи в случаях, предусмотренных законодательством РФ. А поскольку 
даже хорошо отлаженная система предоставления медицинских услуг имеет 
ограниченное воздействие на процесс здоровьесбережения, впервые на 
законодательном уровне на граждан возложена обязанность заботиться о сохранении 
своего здоровья (рис. 1). 

Рис. 1. Обязанности граждан в сфере охраны 
здоровья
Такой подход к правоотношениям по поводу оказания медицинских услуг 
более предпочтителен – ведь оба субъекта правоотношений (медицинский работник – 
пациент) будут заинтересованы в улучшении состояния здоровья пациента. К 
сожалению, исполняться такие нормы могут только по усмотрению самого гражданина, 
так как Закон не содержит норм заставляющего воздействия.
Претерпевает изменения и сама структура Закона об охране здоровья: 
разделы замены на главы с расширением правовых установлений, регулирующих 
отношения сторон; изменены названия глав; включены новые главы и новые правовые 
предписания, соответствующие процессам, связанным с реформированием 
отечественного здравоохранения. А поскольку целью реформирования является 
повышение эффективности функционирования системы оказания медицинских услуг 
гражданам страны, к нововведениям в структуре Закона об охране здоровья можно 
отнестись с одобрением. Так, впервые в Законе об охране здоровья раскрываются 
основные понятия, важные в практическом преломлении и для медицинских 
организаций, и для получателей медицинских услуг. Введение в Закон дифинитивного 
аппарата (ст.ст.2, 32, 36-38, 40, 44, 46, 48, 49 и др.) позволяет уяснить, какой 
смысл вкладывает законодатель в термины и таким образом исключить 
неоднозначность их использования или двойное толкование в правоприменительной 
практике[18]. 
Другой пример. В Законе об охране здоровья главы 2, 8, 10, 11 
появляются в связи с расширением содержания ряда положений, которые в Основах 
были представлены недостаточно полно либо не представлены совсем. Так, если в 
ст. 2 раздела 1 Основ было названо пять принципов охраны здоровья, то в Законе 
об охране здоровья их число увеличено до 9. Принципам посвящена целая глава 2, 
состоящая из 10 статей: в ст. 4 поименованы все 9 принципов, а каждый отдельно 
взятый принцип далее разъясняется в отдельной статье (рис. 2).
Законом № 323-ФЗ по-прежнему названы 4 принципа, содержавшиеся в 
Основах: 
  - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с 
  этими правами государственных гарантий; 
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 
- ответственность органов государственной власти и органов местного 
  самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в 
  сфере охраны здоровья.
К ним Федеральный закон № 323-ФЗ добавил:
  - приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- соблюдение врачебной тайны.

Рис. 2. Основные принципы охраны здоровья 
населения
Значимость установленных в Законе принципов не вызывает сомнения. 
Их совокупность соответствует международным стандартам обеспечения и реализации 
прав гражданина и человека в сфере охраны здоровья. Не случайно, соблюдение всех 
вышеперечисленных принципов обязательно для всех лиц, участвующих в оказании 
медицинской помощи гражданам страны.
Главы 1, 3, 4, 7, 9 и 13 Закона об охране здоровья носят прежние 
или несколько измененные названия, перенесенные из Основ после редакционной 
правки и соответствующих уточнений. Так, глава 13 «Ответственность в сфере 
охраны здоровья» является единственной главой Закона об охране здоровья, которая 
состоит из одной статьи (ст. 98), объединяющей в себе три прежние статьи Основ. 
К сожалению, ст. 98 носит декларативный характер и содержит отсылку к 
российскому законодательству без какой-либо конкретизации.
Особого внимания заслуживает глава 5, самая объемная в Законе об 
охране здоровья, состоящая из 22 статей (ст.ст. 29-50). Их совокупность дает 
представление о структуре организации охраны здоровья граждан на уровне 
получения ими товаров, работ и услуг медицинского назначения. Важно, что именно 
в главу, посвященную организации охраны здоровья, помещены статьи, 
представляющие законодательные новеллы. 
Не менее важно соблюдение преемственности норм права и их развитие. 
Например, несмотря на то, что в главу 5 вошли 7 статей из Основ, в них довольно 
много новых законодательных элементов, которые будут приведены ниже. Отметим, в 
главе 5 помещена ст. 30 «Профилактика заболеваний и формирование здорового 
образа жизни». В сочетании со ст. 12 «Приоритет профилактики в сфере охраны 
здоровья» и ст. 46 «Медицинские осмотры, диспансеризация» они дают представление 
о том, как будет реализовываться приоритет профилактики, названный законодателем 
одним из основных принципов охраны здоровья (п. 8 ст. 4). На профилактику 
заболеваний, восстановление и компенсацию функций организма направлена 
конкретизация медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения (ст. 40).
Целям совершенствования организации оказания медицинской помощи, 
принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам 
профилактики, лечения и реабилитации, а также осуществления оценки качества 
лечебно-диагностических мероприятий служит ст. 48 Закона об охране здоровья, 
определяющая деятельность врачебной комиссии и врачебных консилиумов.
Важным нововведением является норма о медицинской эвакуации 
граждан, определяемой в Законе об охране здоровья как комплекс мероприятий по 
транспортировке с применением лечебных мероприятий (п. 4, 5 ст. 35) в целях 
спасения жизни и сохранения здоровья, в том числе лиц, находящихся на лечении в 
медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой 
медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период 
беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, а также лиц, 
пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Отдельно в главе 5 Закона об охране здоровья регламентируется 
первая помощь, которую граждане вправе получить (до оказания медицинской помощи) 
от лиц, обязанных ее оказать при несчастных случаях, травмах, отравлениях и 
других состояниях, угрожающих их жизни и здоровью (п. 1 ст. 31). В Законе 
указано, что она оказывается лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с 
федеральным законом или со специальным правилом и имеющим соответствующую 
подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел РФ; сотрудниками, 
военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, 
спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. 
Водители же транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь 
при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Иными словами, есть 
соответствующая подготовка, водитель транспортного средства обязан оказывать 
первую помощь, если нет подготовки – не вправе оказывать первую помощь. 
Очевидно, что в реальной действительно оказание первой помощи будет 
выглядеть иначе. Законом об охране здоровья установлено, что Перечень состояний, 
при которых оказывается первая помощь, а также перечень мероприятий по оказанию 
первой помощи утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти. Им же 
разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ, 
примерные программы учебного курса, предмет и дисциплины по оказанию первой 
помощи. Напомним, что существующий регламентированный Перечень мероприятий по 
оказанию первой помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 
№477н “Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и 
перечня мероприятий по оказанию первой помощи”.
Важным для осуществления управления медицинской деятельностью 
является законодательное закрепление классификации медицинской помощи по видам, 
условиям и форме оказания (ст. 32) К видам медицинской помощи законодателем 
отнесены: первичная медико-санитарная помощь (ПМСП); специализированная, в том 
числе высокотехнологичная; скорая, в том числе специализированная; и впервые – 
паллиативная.
По формам оказания медицинская помощь разделена (на федеральном 
уровне это сделано впервые) на экстренную, неотложную, плановую и каждой форме 
законодателем дано правовое определение. 
Законодателем также определены условия получения пациентом 
медицинской помощи: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, 
в том числе скорой специализированной медицинской помощи), а также в 
транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно, в том числе на 
дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре и в стационаре с 
круглосуточным наблюдением. При этом подчеркнуто, что Положение об организации 
оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи 
устанавливается федеральным органом исполнительной власти. Изложенный подход к 
классификации и определению видов медицинской помощи, оказываемой гражданам 
страны, отражает одну из новелл Закона об охране здоровья.
Важным для определения уровня финансового обеспечения и оптимизации 
расходов на оказание помощи больным является определение критериев 
высокотехнологичной медицинской помощи (ст. 34), а также введение в Закон об 
охране здоровья норм о паллиативной медицинской помощи; медицинской помощи 
гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями и заболеваниями, 
представляющими опасность для окружающих (ст. 43); медицинской помощи гражданам, 
страдающим орфанными (редкими) заболеваниями (ст. 44). Также важным является 
выделение в отдельные статьи норм об организации и оказании медицинской помощи 
при чрезвычайных ситуациях (ст. 41) и особенностях организации оказания 
медицинской помощи населению отдельных территорий и работниками отдельных 
организаций (ст. 42). Повторим, впервые Закон об охране здоровья содержит норму, 
определяющую стандарты медицинской помощи и указывающую на порядок ее оказания 
(ст. 37).
Таким образом, структура главы 5 позволяет уяснить (в отличии от 
Основ), на чем базируется и каким путем осуществляется охрана здоровья граждан, 
что представляет собой государственная, муниципальная, частная системы 
здравоохранения (ст. 29); какие виды медицинской помощи оказываются гражданам 
страны (ст.ст. 31-36); что будут включать в себя порядки и стандарты медицинской 
помощи, чтобы обеспечить необходимую логистику и гарантировать гражданам 
необходимый уровень бесплатной медицинской помощи во всех регионах страны (ст. 
37).
Глава 8 Закона об охране здоровья (ст.ст. 66-68) охватывает вопросы 
правового регулирования медицинских мероприятий, осуществляемых в связи со 
смертью человека. В Основах этим мероприятиям был посвящен раздел 8 «Гарантии 
осуществления медико-социальной помощи гражданам» (ст.ст. 45-48). Однако именно 
с принятием новой главы 8 законодательное регулирование медицины терминальных 
состояний пополнилось ожидавшимися в обществе новыми правовыми предписаниями.
Так, ст. 66 Закона об охране здоровья устанавливается порядок 
определения смерти человека, в соответствии с которым констатация биологической 
смерти человека осуществляется врачом или фельдшером (п. 5), а диагноз смерти 
мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой 
находился пациент (п. 3). 
При этом в составе консилиума должны присутствовать 
анестезиолог-реаниматолог и невролог со стажем работы в отделении интенсивной 
терапии не менее пяти лет и не должны участвовать специалисты, принимающие 
участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей. 
Установлено также, что реанимационные мероприятия прекращаются только в случае 
признания их абсолютно бесперспективными или при констатации биологической 
смерти. 
Важно, что порядок определения момента смерти человека, в том числе 
критерии и процедура установления смерти человека, порядок прекращения 
реанимационных мероприятий и форма протокола установления смерти человека 
определяются Правительством Российской Федерации.
Нормы главы 8 существенно расширяют основания, при которых 
проводится патологоанатомическое вскрытие (ст. 67) Помимо случая подозрения на 
насильственную смерть оно обязательно будет проводиться при:
  - Невозможности установления заключительного клинического диагноза 
  заболевания, приведшего к смерти и (или) непосредственной причины смерти.
- Оказании умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в 
  стационарных условиях менее одних суток.
- Подозрении на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов 
  или диагностических препаратов.
- Необходимости судебно-медицинского исследования смерти.
- Смерти: 
а) связанной с проведением профилактических, диагностических, 
реанимационных, лечебных мероприятий; во время или после операции переливания 
крови и (или) ее компонентов; 
б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него; 
в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической 
верификации опухоли; 
г) от заболевания, связанного с последствиями экологической 
катастрофы; 
д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день 
послеродового периода) и детей в возрасте до 28 дней жизни включительно.
  - Рождении мертвого ребенка.
При этом законодателем подчеркнуто, что патологоанатомическое 
вскрытие проводится с соблюдением достойного отношения к телу умершего человека 
и сохранением максимально его анатомической формы. 
Подчеркнем, впервые на законодательном уровне (ст. 68 Закона 
№323-ФЗ) предусмотрена возможность использования тела, органов и тканей умершего 
человека в медицинских, научных и учебных целях (рис. 3).

Рис. 3. Правовое регулирование использования 
тела, органов и тканей умершего человека
Порядок передачи и использования невостребованного тела, органов и 
тканей умершего человека в указанных целях устанавливается Правительством 
Российской Федерации. Им же устанавливается максимальный срок их использования, 
после истечения которого невостребованное тело, органы и ткани умершего человека 
подлежат погребению в соответствии с законодательством Российской Федерации о 
погребении и похоронном деле.
Таким образом, новыми правовыми нормами, установленными в главе 8 
Закона об охране здоровья, гарантируется соблюдение права человека на достойное 
отношение к его телу после смерти, а также последующее обязательное погребение 
тела, органов и тканей, используемых в медицинских, научных и лечебных целях.
Следует также отметить более четкую регламентацию донорства органов 
и тканей человека их трансплантации (пересадки). И, хотя нормы Закона об охране 
здоровья (ст. 47) отчасти дублируют нормы давно существующих двух 
специализированных законов (Закона РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации 
органов и (или) тканей человека» и от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и 
похоронном деле»), ими впервые подробно регламентируется порядок донорства и 
пересадки органов и тканей человека, волеизъявления на этот счет граждан и их 
родственников, запрет на принуждение к изъятию органов и тканей человека для 
трансплантации и ряд других необходимых условий, определяющих порядок проведения 
такого рода операций.
Глава 10 «Программа государственных гарантий оказания гражданам 
медицинской помощи» (ст.ст. 80-81) выросла из ст. 20.1 раздела 
Рис. 4. Новые элементы законодательного 
обеспечения ПГГ
В рамках территориальной программы госгарантий органы 
государственной власти субъектов РФ устанавливают (ст. 81):
  - Целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с 
  критериями, установленными программой госгарантий.
- Перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, 
  оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований 
  бюджета субъекта РФ и средств бюджета территориального фонда ОМС.
- Порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки 
  ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке.
- Порядок реализации установленного законодательством РФ права внеочередного 
  оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских 
  организациях, находящихся на территории субъекта РФ.
- Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с 
  Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении 
  которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются 
  по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп 
  населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются 
  по рецептам врачей с 50% скидкой.
- Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной 
  программы госгарантий.
- Объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы 
  госгарантий и в соответствии с законодательство РФ об ОМС.
- Объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема 
  медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив 
  финансирования.
- Перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового 
  образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы госгарантий.
Отметим – приведенные нормы главы 10 Закона об охране здоровья 
полностью корреспондируются с нормами главы 11 «Финансовое обеспечение в сфере 
охраны здоровья» (ст.ст. 82-84). В ранее действовавших Основах о финансовом 
обеспечении системы охраны здоровья говорилось лишь в ст. 10 раздела 3 
«Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но и она утратила 
свою силу с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Именно для 
регулирования вопросов, связанных с законодательным определением источников 
финансового обеспечения сферы предоставления гарантированной медицинской помощи, 
в Законе об охране здоровья вводятся необходимые статьи:
  - ст. 82 «Источники финансового обеспечения сферы охраны здоровья»;
- ст. 83 «Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и 
  санаторно-курортного лечения»;
- ст. 84 «Оплата медицинских услуг».
Подчеркнем еще раз, среди источников финансового обеспечения в 
сфере охраны здоровья впервые на законодательном уровне названы средства 
граждан. Это тем более важно, что действующее Постановление Правительства РФ от 
13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг 
населению медицинскими учреждениями» до сих пор вызывает множество споров на 
предмет соответствия Конституции РФ. 
Включение в Закон об охране здоровья статьи «Оплата медицинских 
услуг» по существу направлено на разграничение порядка предоставления бесплатной 
медицинской помощи и платных медицинских услуг. В ней определены условия 
оказания платных медицинских услуг гражданам страны, а также установлен перечень 
медицинских услуг, которые не могут предоставляться гражданам на прямой платной 
основе. 
Обратим внимание, в Закон об охране здоровья в качестве отдельных 
глав не вошли разделы Основ:
  - раздел 5 «Права отдельных групп населения в области охраны здоровья»; 
- раздел 7 «Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию 
  репродуктивной функции человека»;
- раздел 11 «Международное сотрудничество».
Однако соответствующие законодательные установления, регулирующие 
права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних граждан, а также 
применение репродуктивных технологий, искусственное прерывание беременности и 
медицинскую стерилизацию в полной мере представлены в главе 6 «Охрана здоровья 
матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья». 
В общем виде с отсылкой к другим Законам Российской Федерации (без 
их указания) урегулированы вопросы финансового обеспечения оказания медицинской 
помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, а также лицам, задержанным, 
заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, 
лишения свободы или административного ареста (п. 7, 8 ст. 83).
Международным договорам и их роли в законодательстве об охране 
здоровья посвящена ч. 5 ст. 3, где зафиксировано следующее требование: в случае, 
если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем 
предусмотренные Федеральным законом № 323-ФЗ правила в сфере охраны здоровья, 
применяются правила международного договора. А о международном сотрудничестве 
Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе заключении 
международных договоров, как полномочий федеральных органов власти, говорится в 
п. 17 ч. 1 ст. 14 Закона об охране здоровья.
Глава 12 «Организация контроля в сфере охраны здоровья» не имеет 
аналога в Основах и содержит новые положения, регулирующие вводимую систему 
контроля за обеспечением законных прав граждан в сфере здравоохранения. Их можно 
объединить по нескольким направлениям.
Первое. Установлено, что контроль в сфере охраны здоровья включает 
в себя (ст. 85): 
а) контроль качества и безопасности медицинской деятельности; 
б) государственный контроль в сфере обращения лекарственных 
средств, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ об обращении 
лекарственных средств; 
в) государственный контроль при обращении медицинских изделий; 
г) государственный санитарно-эпидемиологический надзор, 
осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о 
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Второе. Описаны полномочия органов государственного контроля, 
включая размещение на официальном сайте в сети «Интернет» решения и предписания, 
принятых в процессе осуществления государственного контроля в сфере охраны 
здоровья и затрагивающих интересы неопределенного круга лиц (ст. 86).
Третье. Определены формы и пути осуществления контроля качества и 
безопасности медицинской деятельности. В общем виде они представлены на рис. 5.