MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава 8. Управление доступностью, качеством и безопасностью медицинской помощи населению ДФО

Все достижения отечественной медицины мы видим по телевизору, а все ее дефекты скрывает «мать сырая земля».
Налогоплательщик

Планируемый переход отечественной экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу 1 предполагает возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Целевыми макроэкономическими индикаторами долгосрочного развития России является увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75-ти лет, возрастание расходов на здравоохранение до 6-7 % ВВП. Однако государство, привыкшее считать и использовать жизни своих граждан не единицами, а миллионами, по-прежнему не выделять достаточно средств на охрану их здоровья. Самих же граждан приучают везде и за все платить, причем платить и за медицинскую помощь негарантированного качества.

Важность вопросов обеспечения качества объясняется, прежде всего, ухудшением в последние годы показателей здоровья россиян. Переход к рыночным отношениям с присущей переходному периоду экономической нестабильностью и обострившимся дефицитом финансовых ресурсов тяжелой ношей лег на систему здравоохранения. Перестали обновляться и поддерживаться основные фонды многих ЛПУ, снизилось финансирование технологических процессов, стали сворачиваться программы профилактики, заметно ухудшила свои параметры система подготовки и переподготовки кадров, были приняты беспрецедентные меры к децентрализации управления отраслью и др. Отражением этих процессов стали системные провалы в обеспечении населения доступной, качественной и безопасной медицинской помощью.

Дальний Восток России в течение всей своей истории развития представлял средоточие проблем как социально-экономического, так и климатогеографического характера, что обусловливало перекосы развития региона в сторону добывающих отраслей промышленности, военно-промышленного комплекса в ущерб развития социальной инфраструктуры, в том числе и здравоохранения. Эти и другие проблемы не могли не повлиять на уровень качества медицинского обслуживания пациентов. Население региона, привыкшее за последние годы к снижению качества товаров и услуг, достаточно болезненно воспринимает недостаточный уровень развития медицины. Надежды на введение в стране системы медицинского страхования и последующего повышения качества и доступности медицинской помощи, к сожалению, до сих пор не оправдались.
Падение с 26 до 131 места в мире по уровню развития отечественного здравоохранения в результате социально-экономических реформ управляющие структуры системы здравоохранения пережили достаточно спокойно. Сейчас, когда экономическая ситуация стала улучшаться, выросла потребность в собственных трудовых ресурсах. В результате требуются программные управленческие решения с соответствующим уровнем экономической и политической поддержки, поскольку по собственной инициативе сделать попытку к обратному движению с 131 места в рейтинге ВОЗ, хотя бы к месту в третьей десятке, отечественное здравоохранение пока не торопится.

С другой стороны, было бы неправильным не замечать усилий Правительства России по реализации национального проекта «Здоровье», Региональных программ модернизации 2011–2012 гг. с реальным финансированием и реализацией технологии контроля над расходованием средств. Результаты этих усилий уже с 2009 года почувствовали жители больших городов − на много лет пустовавших участках территориальных поликлиник стали появляться постоянные участковые врачи и патронажные медицинские сестры. Однако, до полной победы было еще очень далеко, поскольку сохранялась главная проблема отечественной медицины: продолжающееся снижение доступности, качества и безопасности медицинской помощи для граждан на фоне высокого уровня неконкурентной, монополистической среды в сфере производства медицинских услуг.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3398
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru