
ГЛАВА 3. Предельно критические величины в
здравоохранении
В Программе государственных гарантий, Территориальных программах
государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, а
также в медицинских организациях целесообразно вводить показатели, которые
характеризуют предельно критические величины обеспечения качества и доступности
медицинской помощи населению.
Метод предельно критических (пороговых) показателей изучения и
конструирования объектов и их функциональных связей давно и плодотворно
используется в различных областях научного знания [4].
В общественных науках данный метод используется относительно
недавно. В 1994 году в Институте социально-политических исследований РАН была
выдвинута идея применить метод предельно критических показателей для изучения
общества, и разработана шкала из 20 таких показателей [20].
По мнению Глазьева С.Ю. и Локосова В.В., предельно критическим
следует считать такое значение показателя, выход за границы которого
свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и
жизнедеятельности общества вследствие нарушения нормального течения отражаемых
этим показателем процессов. Обычно, в качестве предельно критического значения
определяется одно число, превышение (при растущем показателе) или снижение (при
падающем показателе) которого свидетельствует о вхождении системы в зону риска
[4].
Авторы также отмечают, что необходимо различать показатели и
соответствующие им предельно критические (пороговые) значения, определяющие
способность системы к простому воспроизводству и способность системы к развитию.
Выход за границы первых означает, что система утрачивает способность к
самосохранению — возникает угроза либо её разрушения, либо перехода в
качественно новое состояние [4].
Государственная система здравоохранения Российской Федерации
характеризуется высокой зависимостью от централизованных источников
финансирования (бюджеты разного уровня + средства ОМС) и не способна
самостоятельно к воспроизводству и развитию как общественная подсистема. В
условиях кризиса это неизбежно негативно отражается на воспроизводстве других
составляющих социально-экономической системы (демографической, производственной,
технологической и пр.). Так, снижение качества здоровья неизбежно отражается на
демографических процессах, а также качестве трудовых ресурсов, что в свою
очередь влияет на производственный сектор.
По нашему мнению, состав показателей предельно критических величин
и их индикаторов в здравоохранении должен базироваться на выделении уровней
оказания медицинской помощи (здравоохранение Российской федерации, субъекта
федерации, медицинская организация) и включать в себя показатели, отражающие
объем спроса и предложения на медицинские услуги, а также их ресурсное
обеспечение.
По сути, модель предельно критических величин и их индикаторов в
здравоохранении может основываться на планово-экономической модели
здравоохранения и медицинской организации (рис. 3) [8].
Рис. 3. Блок-схема экономической модели
здравоохранения и медицинской организации
Блок 1 включает показатели, которые отражают спрос населения
на медицинские услуги. Спрос характеризуется синтетическими показателями,
отражающими объемы госпитальной, амбулаторно-поликлинической, в условиях
дневного стационара и скорой медицинской помощи, рассчитанные в соответствии с
нормативами ПГГ (ТПГГ).
Блок 2 характеризует предложение со стороны учреждений
здравоохранения. Блок характеризуется такими синтетическими показателями, как
плановая численность пролеченных больных в стационарах, количество посещений и
обращений в поликлиниках, пациенто-дней в дневных стационарах и вызовов скорой
медицинской помощи, рассчитанных в соответствии с нормативами ПГГ (ТПГГ). Планы
в виде государственного задания (заказа) по оказанию населению бесплатной
медицинской помощи ежегодно централизованно доводятся органами управления
здравоохранением до медицинских организаций.
Блоки 3, 4 и 5 характеризуют плановые показатели использования
ресурсов здравоохранения (финансовых, материально-технических и трудовых) или
тарифы в расчете на единицу медицинской услуги (в стационаре – законченный
случай; в поликлинике – посещение, обращение; в дневном стационаре —
пациенто-день; на скорой медицинской помощи – вызов).
Блок 6 характеризует плановые показатели, отражающие медицинскую
результативность, экономическую и социальную эффективность системы
здравоохранения и ее отдельных субъектов (глава 2).
В таблицах 51-53 сформулированы рекомендуемые предельно критические
величины, характеризующие состояние здравоохранения Российской Федерации, на
уровне субъекта Российской Федерации и непосредственно медицинской организации.
По мнению автора, измерители предельно критических величин (индикаторы) должны
устанавливаться Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таблица 51
Рекомендуемые предельно критические величины, характеризующие
состояние здравоохранения Российской Федерации
Показатель |
Предельно критическое значение |
Фактическое состояние |
Фактическое значение
к предельно критичес
кому (процентов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доля государственных расходов на здравоохранение (в процентах
от ВВП) |
не менее 5 % |
|
|
Дефицит программы государственных гарантий оказания населению
бесплатной медицинской помощи (процентов) |
0 % |
|
|
Доля расходов на стационарную помощь (процентов) |
не более 50 % |
|
|
Доля расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь (процентов) |
не менее 40 % |
|
|
Соответствие плановых объемов медицинской помощи на численность
населения (спрос) действующей сети и мощности медицинских организаций
(предложение); процентов |
100 % |
|
|
Удельный вес расходов на оплату труда с начислениями в общей
структуре расходов на здравоохранение (процентов) |
не более 60 % |
|
|
Удельный вес медицинских организаций, укомплектованных
медицинским оборудованием в соответствии с табелем оснащения (процентов) |
100 %
|
|
|
Удельный вес инвестиций в основной капитал (медицинское
оборудование) в структуре расходов на здравоохранение (процентов) |
не менее 15 % |
|
|
Износ активной части основных производственных фондов –
медицинское оборудование (процентов) |
не более 60 % |
|
|
Доля импортного оборудования в медицинских организациях
(процентов) |
не более 30 % |
|
|
Доля импортных лекарственных средств в медицинских организациях
по номенклатуре (процентов) |
не более 30 % |
|
|
Фондовооруженность врачей от активной части основных
производственных фондов (тыс. рублей) |
* |
|
|
Коэффициент накопления медицинского оборудования |
* |
|
|
Укомплектованность врачами без учета совместительства
(процентов) |
не менее 80 % |
|
|
Укомплектованность средним медицинским персоналом без учета
совместительства (процентов) |
не менее 90 % |
|
|
Уровень совместительства у врачей |
не более 1,2 |
|
|
Соотношение численности врачей и средних медицинских работников |
1 : 3 |
|
|
Удельный вес медицинских организаций, перешедших на стандарты
медицинской помощи (КСГ, клинические протоколы); процентов |
не менее 90 % |
|
|
Доля платных медицинских услуг в общих доходам на
здравоохранение (процентов) |
не менее 10 % |
|
|
Уровень неэффективного использования ресурсов (процентов) |
не более 10 % |
|
|
Доля неэффективных медицинских организаций (процентов) |
не более 5 % |
|
|
Удельный вес российских наукоемких медицинских технологий
(процентов) |
не менее 60 % |
|
|
Удовлетворенность населения качеством медицинских услуг
(процентов) |
не менее 70 % |
|
|
Таблица 52
Рекомендуемые предельно критические величины, характеризующие
состояние здравоохранения субъекта Российской Федерации
Показатель |
Предельно критическое значение |
Фактическое состояние |
Фактическое значение к предельно критическому
(процентов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Дефицит территориальной программы государственных гарантий
оказания населению бесплатной медицинской помощи (процентов) |
0 % |
|
|
Доля расходов на стационарную помощь (процентов) |
не более 50 % |
|
|
Доля расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь (процентов) |
не менее 40 % |
|
|
Соответствие плановых объемов медицинской помощи на численность
населения (спрос) действующей сети и мощности медицинских организаций
(предложение); процентов |
100 % |
|
|
Удельный вес расходов на оплату труда с начислениями в общей
структуре расходов на здравоохранение (процентов) |
не более 60 % |
|
|
Удельный вес расходов на оплату труда с начислениями в
структуре тарифа на медицинские услуги (процентов) |
не более 60 % |
|
|
Удельный вес медицинских организаций, укомплектованных
медицинским оборудованием в соответствии с табелем оснащения (процентов) |
100 % |
|
|
Удельный вес инвестиций в основной капитал (медицинское
оборудование) в структуре расходов на здравоохранение (процентов) |
не менее 15 % |
|
|
Износ активной части основных производственных фондов –
медицинское оборудование (процентов) |
не более 60 % |
|
|
Доля импортного оборудования в медицинских организациях
(процентов) |
не более 30 % |
|
|
Доля импортных лекарственных средств в медицинских организациях
по номенклатуре (процентов) |
не более 30 % |
|
|
Фондовооруженность врачей от активной части основных
производственных фондов (тыс. рублей) |
* |
|
|
Коэффициент накопления медицинского оборудования |
* |
|
|
Доля импортных лекарственных средств в медицинских организациях
(процентов) |
не более 30 % |
|
|
Укомплектованность врачами без учета совместительства
(процентов) |
не менее 80 % |
|
|
Укомплектованность средним медицинским персоналом без учета
совместительства (процентов) |
не менее 90 % |
|
|
Уровень совместительства у врачей |
не более 1,2 |
|
|
Соотношение численности врачей и средних медицинских работников |
1:3 |
|
|
Удельный вес медицинских организаций, перешедших на стандарты
медицинской помощи (КСГ, клинические протоколы); процентов |
не менее 90 % |
|
|
Доля платных медицинских услуг в общих доходам на
здравоохранение (процентов) |
не менее 10 % |
|
|
Уровень неэффективного использования ресурсов (процентов) |
не более 10 % |
|
|
Доля неэффективных медицинских организаций (процентов) |
не более 5 % |
|
|
Удовлетворенность населения качеством медицинских услуг
(процентов) |
не менее 70 % |
|
|
Таблица 53
Рекомендуемые предельно критические величины, характеризующие
состояние медицинской организации
Показатель |
Предельно критическое значение |
Фактическое состояние |
Фактическое значение к предельно критическому
(процентов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Дефицит финансирования медицинской организации (процентов) |
0 % |
|
|
Соответствие плановых объемов медицинской помощи (спрос)
мощности медицинской организации (предложение); процентов |
100 % |
|
|
Удельный вес расходов на оплату труда с начислениями в
структуре тарифа на медицинские услуги (процентов) |
не более
60 % |
|
|
Укомплектованность медицинской организации медицинским
оборудованием в соответствии с табелем оснащения (процентов) |
100 % |
|
|
Удельный вес инвестиций в основной капитал (медицинское
оборудование) в структуре расходов медицинской организации (процентов) |
не менее
15 % |
|
|
Износ активной части основных производственных фондов –
медицинское оборудование (процентов) |
не более
60 % |
|
|
Доля импортного оборудования в медицинской организации
(процентов) |
не более
30 % |
|
|
Доля импортных лекарственных средств в медицинских организациях
по номенклатуре (процентов) |
не более
30 % |
|
|
Фондовооруженность врачей от активной части основных
производственных фондов (тыс. рублей) |
* |
|
|
Коэффициент накопления медицинского оборудования |
* |
|
|
Укомплектованность врачами без учета совместительства
(процентов) |
не менее
80 % |
|
|
Укомплектованность средним медицинским персоналом без учета
совместительства (процентов) |
не менее
90 % |
|
|
Уровень совместительства у врачей |
не более 1,2 |
|
|
Соотношение численности врачей и средних медицинских работников |
1 : 3 |
|
|
Удельный вес объема медицинской помощи, оказываемой в
соответствии со стандартами медицинской помощи (КСГ, клинические протоколы);
процентов |
не менее
90 % |
|
|
Доля платных медицинских услуг в общих доходам медицинской
организации (процентов) |
не менее
10 % |
|
|
Уровень неэффективного использования ресурсов медицинской
организации (процентов) |
не более
10 % |
|
|
Удовлетворенность населения качеством медицинских услуг,
оказываемых медицинской организацией (процентов) |
не менее
70 % |
|
|
В настоящее время в здравоохранении Российской Федерации
отсутствуют научные разработки, которые позволили бы путем анализа предельно
критических величин определить возможность системы здравоохранения Российской
Федерации, субъектов федерации и непосредственно медицинских организаций
оказывать населению доступную и качественную медицинскую помощь. К сожалению,
ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ содержит показатели
доступности и качества медицинской помощи, которые весьма абстрактны, не имеют
измерителей, что не позволяет использовать их в практической деятельности как
здравоохранения в целом, так и медицинской организации (глава 2).
Зададимся вопросом. Может ли система здравоохранения Российской
Федерации обеспечить доступную и качественную медицинскую помощь при доле
государственных расходов на здравоохранение в пределах 3 % от ВВП, дефиците
Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной
медицинской помощи в пределах 20 %, удельному весу расходов на оплату труда с
начислениями в общей структуре расходов на здравоохранение более 70 %, удельному
весу инвестиций в основной капитал (медицинское оборудование) в структуре
расходов на здравоохранение менее 5 %, износу активной части основных
производственных фондов (медицинское оборудование) более 60 %,
укомплектованности врачами без учета совместительства в пределах 50 %.
Аналогичный вопрос возникает, например, при дефиците финансирования
медицинской организации в пределах 20 %, удельному весу расходов на оплату труда
с начислениями в структуре тарифа на медицинские услуги в пределах 90 %,
величине инвестиций в основной капитал (медицинское оборудование) в структуре
расходов медицинской организации в пределах 5 %, износу активной части основных
производственных фондов (медицинское оборудование) в пределах 80 %,
укомплектованности врачами без учета совместительства в пределах 50 %. Очевидно,
что ни система здравоохранения, ни медицинские организации при таком дефиците
ресурсов и износе медицинского оборудования не способны оказывать доступную,
качественную и, что, особенно важно, безопасную медицинскую помощь, а,
следовательно, не способны обеспечить медицинскую результативность и
экономическую эффективность.
Следовательно, предельно критические величины и должны стать
показателями доступности и качества медицинской помощи на всех уровнях
управления. Отсутствие показателей предельно критических величин не позволяет
объективно оценить состояние системы здравоохранения и медицинских организаций,
а, следовательно, принять управленческие решения, направленные на повышение
эффективности здравоохранения.
Примером могут явиться результаты реализации Программы модернизации
здравоохранения в 2011-2012 годы (далее – Программа). Финансовое обеспечение
Программы составило 664,3 млрд руб., в т.ч. на укрепление
материально-технической базы учреждений здравоохранения, обеспечение завершения
строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт, приобретение
медицинского оборудования — 343,9 млрд руб. [17].
Вместе с тем, в итоговом отчете «Об итогах работы Министерства
здравоохранения Российской Федерации в 2013 году и задачах на 2014 год»
отсутствует анализ состояния и эффективности использования
материально-технической базы здравоохранения Российской Федерации. В разделе 4
отчета «Реализация программы модернизации здравоохранения субъектов Российской
Федерации» в частности констатировано «Закуплено и поставлено 389 706 единиц
медицинского оборудования в 5 761 учреждении здравоохранения, включая
оборудование для оснащения бортовой аппаратурой ГЛОНАСС – почти 23 тыс. единиц,
более 700 единиц магнитно-резонансных и компьютерных томографов, более 6500
единиц рентгеновского и ангиографического оборудования в 5,8 тыс. учреждений
здравоохранения. В рамках реализации программ модернизации здравоохранения
обеспечено функционирование 187 единиц мобильных комплексов для проведения
диспансеризации населения, ...». Однако в итоговом отчете отсутствует анализ
состояния, движения и эффективности использования основных производственных
фондов, в т.ч. медицинского оборудования, что свидетельствует об отсутствии
должного мониторинга за материально-техническими ресурсами отрасли.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат),
опубликованным в статистическом сборнике «Здравоохранение России. 2013», в
разделе 7 «Основные экономические показатели здравоохранения» представлен только
ограниченный перечень показателей, характеризующих состояние и движение основных
фондов здравоохранения (табл. 54) [26].
Из таблицы следует, что за время реализации программы модернизации
ввод в действие основных фондов увеличился на 85,8 %. При этом степень износа
основных фондов практически не изменилась, а коэффициент обновления основных
фондов увеличился только на 2 %? Это объясняется тем, что объем вновь введенных
основных фондов в 2010-2012 годах колебался всего в пределах от 7,3 до 11,1 % от
стоимости всех основных фондов. В свою очередь это свидетельствует о том, что
вновь введенные основные фонды в 2011-2012 годах в силу небольшого масштаба
существенно не изменили состояние материально-технической базы здравоохранения.
Таблица 54
Показатели состояния и движения основных фондов здравоохранения
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2010 |
Наличие основных фондов (на конец года; по полной учетной
стоимости), млрд руб. |
2175,8 |
2372,8 |
2650,3 |
121,8 % |
Ввод в действие основных фондов, млрд руб. |
159,3 |
205,6 |
295,9 |
185,8 % |
Степень износа основных фондов (на конец года),
процентов |
53,3 |
53,9 |
52,8 |
99,1 % |
Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах),
процентов |
4,6 |
5,3 |
4,7 |
1,02 % |
Коэффициент выбытия основных фондов
(в сопоставимых ценах), процентов |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
100 % |
К сожалению, ни Минздрав России, ни Росстат в своих отчетах не
использовали показатели оценки эффективности использования финансовых,
материально-технических и трудовых ресурсов. Следует учитывать и тот факт, что
оборудование, поступившее по программе модернизации, уже в 2016-2017 годах будет
иметь полный износ. В этот период здравоохранение вновь попадет в
технологическую ловушку. На фоне продолжающегося системного кризиса для
здравоохранения уже через 2-3 года вновь станет актуальным вопрос об источнике
обновления основных производственных фондов в отрасли.
Таким образом, предельно критические величины — это объективный
инструмент оценки состояния здоровья здравоохранения, позволяющий реально
оценить возможность отрасли оказывать населению доступную и качественную
медицинскую помощь. Программа модернизации по представленным данным официальной
статистической отчетности (данные Росстата) существенно не изменила состояние
материально-технической базы здравоохранения.
|
|