Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Глава 1. Ятрогенные болезни. Происхождение, классификация,
распространение и динамика
Сегодня в гражданском сообществе России наступило осознание проблемы разрыва
между потребностями населения в получении доступной, качественной и безопасной
медицинской помощи и системой здравоохранения, которая не может удовлетворить
этих ожиданий. В то же время высокая социальная значимость обеспечения
баланса качества и цены медицинской помощи наибольшему числу граждан, особенно
претендующих на её безопасность, порождает острую необходимость в «медицине,
основанной на доказательствах», т.е. области знаний которые формируются в рамках
«клинической эпидемиологии». Эта, пока ещё недостаточно
прижившаяся в России фундаментальная клиническая наука формирует у врача основы
для понимания современной клинической информации и оценки уровня риска для
пациента при оказании ему медицинской помощи. Ситуация осложняется тем, что
отечественный врач клиницист, читая публикации о результатах, обосновывающих
эффективность того или иного метода лечения (стандарта), зачастую просто не
понимает, о чем идет речь, поскольку его подготовка прошло за пределами
принципов доказательной медицины.
На современном этапе развития здравоохранения, когда агрессивность
диагностики и лечения часто не соответствует уровню тяжести течения самого
заболевания, резко увеличивается риск развития патологических синдромов
спровоцированных самими медицинскими услугами. Это ятрогении и проблема их
формирования и распространения по мере усложнения медицинских технологий вышла
на новый виток развития. Согласно Международной классификации болезней (МКБ),
любой патологический процесс, возникший в результате медицинского мероприятия,
является ятрогенией (МКБ 10, 1995; Автандилов Г.Г., 2006).
С целью унификации учета, сопоставлений и задач статистического анализа
предложено классифицировать ятрогении по причинному признаку: медикаментозные,
инструментально-диагностические, хирургические, наркозно-анестезиологические,
трансфузионно-инфузионные, септические, профилактические, информационные и др.
(Каминский Ю.В., Тимошенко В.С., 2007). Предлагается включать в число ятрогений
и некоторые случаи расхождений прижизненного и посмертного диагнозов, а также
случаи поздней диагностики, если они повлияли на исход заболевания. Значительную
долю ятрогенной патологии составляют побочные эффекты лекарственной терапии,
которые регистрируются у 10—20% госпитальных больных.
Аналитические исследования проблемы ятрогений говорят о том, что
научно-технический прогресс в медицине ведут к росту числа, разнообразия и
тяжести ятрогенных патологических процессов. Отдельные клиницисты и организаторы
здравоохранения все чаще соглашаются с мнением экспертов, которые считают, что
по мере усложнения организации и технологий производства медицинских услуг
уровень их безопасности снижается, а распространенность ятрогений принимает
характер эпидемии (Федченко Т.М. Дмитриева О.А. , 2001; Сундуков Д.В., Баринов
Е.Х., Ромодановский П.О., 2011). В этой связи следует отметить, что арсенал
методов лечения становится всё более «агрессивным» по отношению к больному, а
современные медицинские технологии вошли в противоречие с древней медицинской
заповедью «не навреди». Управляющие структуры, в силу ряда обстоятельств,
не решаются или не могут решить сформировавшуюся проблему безопасности
медицинской помощи, что вынуждает наше общество обращаться к международному
опыту (Долецкий С.Я. , 1988; Саркисян Б.А., Шапкина Н.Б., Новоселов В.П., 2010).
Именно международный опыт показывает, что когда вопросы безопасности
пациентов предаются общественной гласности, начальный период публичных
обсуждений всегда характеризуется лавинообразным потоком тревожных и возмущенных
выступлений. Чем больше открытости и готовности к изменениям демонстрируют
органы управления здравоохранения, тем более активно пациенты выражают свое
недовольство качеством услуг или делятся индивидуальным и семейным опытом
перенесенных неблагоприятных последствий и ошибок при получении медицинской
помощи (Тареев Е.М., 1978; Вовк А.И., 2007; Понкина А.А., 2012).
Это не должно вызывать удивления по вполне понятным причинам. Переход от
замалчивания дефектов при производстве медицинских услуг или их кулуарного
обсуждения к честной и открытой публичной дискуссии повышает частоту выявляемых
отклонений от стандартных технологий, о которых сообщают как медицинские
работники, так и пациенты. Поэтому на ранних стадиях такие дебаты могут
становиться весьма бурными и эмоциональными. Кроме того, на этой начальной
стадии процесса гласности у всех может возникнуть ложное впечатление, что
частота дефектов постоянно растет, и это, разумеется, не прибавляет авторитета
производителям медицинских услуг. В результате, чрезмерно осторожные или
неуверенные в себе руководители ЛПУ, как правило, предпочитают скрывать от
общества число ятрогений во избежание утери доверия людей к системе
здравоохранения, что только усугубляет положение дел обеспечения безопасности
медицинской помощи (Сергеев Ю.Д., Ерофеев С.В., 1998; Рыков В.А., 2003).
Таким образом, проблема ятрогений весьма актуальна для здравоохранения России
и является весьма «популярным» предметом исследований, как в среде врачей,
так и юристов. С переходом от бесплатной и общедоступной модели медицинской
помощи к производству и продаже медицинских услуг по рыночным критериям
медицинские учреждения уже не могут просто, без каких-либо объяснений, оправдать
свои профессиональные неудачи. Кстати сказать, и общество и
государство уже вполне созрело для того, чтобы широко обсуждать профессиональные
неудачи медицинских работников. Хотя, справедливости ради следует отметить, что
в любой сфере деятельности делать это трудно, а в сфере производства медицинских
услуг это особенно сложная задача, поскольку последствия недостаточно
ответственного отношения врачей и других медицинских работников к выполнению
своих профессиональных обязанностей чрезвычайно серьезны – это недееспособность,
инвалидность и даже смерть пациентов.
Статистика дефектов в сфере производства медицинских услуг вызывает
правомерную озабоченность. По разным оценкам, в США от этих дефектов ежегодно
умирают более 100 тыс. человек, в Великобритании – 70 тыс., в Германии – 100
тыс., в Италии - около 90 тыс. пациентов. Более того, в США дефекты производства
медицинских услуг занимают 5-е место среди причин смертности: каждые 15 минут в
этой стране по вине врачей или недобросовестности медицинского персонала умирают
пятеро пациентов (Антонов С.В., 2007; Leape L., 19978; Lazarou J, Pomeranz B,
Corey P., 1998; Barker KN
et al., 2002).
В России ситуация в этом отношении, вероятно, не лучше. Однако статистика
ятрогений в отечественной медицине до сих пор остается «дверью за семью
печатями» (Витер В.И., 2007). Лишь отдельные случаи становятся известными
широкой аудитории с помощью СМИ (печатные издания, телевидение, интернет и
т.п.). В то же время по разным оценкам только более трети всех лекарственных
осложнений можно считать ятрогенными, причем большинство из них является
серьезными, требующими госпитализации или ее продления, приводящими к стойкой
потере или снижению трудоспособности, представляющие угрозу для жизни и даже
приведшие к смерти пациентов (Бобров О.Е., 2007). В аналогичном ключе
следует рассматривать ятрогении иного происхождения: диагностические,
хирургические, наркозно-анестезиологические, трансфузионно-инфузионные,
септические, профилактические и информационные. Учитывая доказанным фактом
замалчивание информации о случаях ятрогений управляющими структурами
отечественного здравоохранения и неэффективном функционировании системы контроля
безопасности лекарств, правомерно предположить, что в реальной ситуации
отечественная медицина производит значительное число услуг сомнительного уровня
качества и безопасности (Дьяченко В.Г., 2007).