 
  
        
        
        ГЛАВА Х 
 
Так как философам до сих пор не приходилось еще заниматься 
вопросом о психологии вытеснения, то позволительно в связи с 
неизвестной сущностью этого явления составить себе наглядное 
представление о процессе образования сновидения. Несмотря на 
сложность принятой нами схемы, мы все-таки не можем удовлетвориться 
более простой схемой. По нашему мнению, в душевном аппарате 
человека имеются две мыслеобразующие инстанции, из которых вторая 
обладает тем преимуществом, что ее продукты находят доступ в сферу 
сознания открытым; деятельность же первой инстанции бессознательна и 
достигает сознания только через посредство второй. На границе обеих 
инстанций, на месте перехода от первой ко второй, находится цензура, 
которая пропускает лишь угодное ей, а остальное задерживает. И вот то, 
что отклонено цензурой, находится, по нашему определению, в 
состоянии вытеснения. При известных условиях, одним из которых 
является сновидение, соотношение сил между обеими инстанциями 
изменяется таким образом, что вытесненное не может уже быть вполне 
задержано; во сне это происходит как бы вследствие ослабления 
цензуры, в силу которого вытесненное приобретает возможность 
проложить себе дорогу в сферу сознания. Но так как цензура при этом 
никогда не упраздняется, а лишь ослабляется, то она довольствуется 
такими изменениями сновидения, которые смягчают неприятные ей 
обстоятельства; то, что в таком случае становится осознаваемым, есть 
компромисс между намерениями одной инстанции и требованиями 
другой. Вытеснение, ослабление цензуры, образование компромисса - 
такова основная схема возникновения как сновидения, так и всяких 
психопатических представлений; при образовании компромисса как в 
том, так и в другом случае наблюдаются явления сгущения и смещения и 
возникают поверхностные ассоциации, знакомые уже нам по работе 
сновидения. 
 
Нет нужды скрывать, что известную роль в созданном нами объяснении сыграл 
элемент демонизма при работе сновидения. У нас действительно возникло 
впечатление, что образование неясных сновидений происходит так, как будто одно 
лицо, находящееся в зависимости от другого, желает сказать то, что последнему 
неприятно слушать; путем такого уподобления мы создали понятие об искажении 
сновидения и о цензуре и затем постарались перевести свое впечатление на язык 
несколько грубой, но зато наглядной психологической теории. К чему бы ни свелись 
наши первая и вторая инстанции при дальнейшем исследовании, мы все же ждем 
подтверждения нашего предположения, что вторая инстанция распоряжается доступом 
к сознанию и может не допустить к нему первую инстанцию. 
 
По пробуждении цензура быстро восстанавливает свою прежнюю силу и тогда может 
отобрать все, что было завоевано у нее в период ее слабости. Что забывание 
сновидения - по крайней мере отчасти - требует именно такого объяснения, это 
явствует из опыта, подтвержденного бесчисленное количество раз. При пересказе 
сновидения, при анализе его нередко случается, что отрывок, считавшийся забытым, 
вдруг вновь выплывает в памяти; этот извлеченный из забвения отрывок дает 
обыкновенно наилучший и ближайший путь к истолкованию сновидения; вероятно, в 
силу этого обстоятельства данный отрывок и был подавлен, т. е. забыт. 
 
 |  
  |