MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

4. ЛЕЧЕНИЕ

4.1. Профилактика

Основы теории Бутейко позволяют сформулировать пути значительно снижения риска заболевания хронической формой болезни глубокого дыхания. Кроме имеющей иногда место пропаганды "здорового образа жизни" и опасности "вредных привычек", снижению заболеваемости будут способствовать:

1. Пропаганда научной информации о вреде глубоко дыхания среди населения.

2. Предписания врачам применять вытекающие из теории принципы тестирования, назначения и дозировки лекарств.

Вместе с тем, сопоставляя приведенное в работе определение цивилизации и выведенное эпидемиологическое заключение, легко видеть, что единственной мерой обуздания все большего распространения "болезней цивилизации" является обучение всего населения сознательному воздействию на механизм регуляции дыхания, т.е. методу Бутейко. Действительно, вряд ли возможно переселить все население в монастыри и в леса.

 

4. 2. Основные положения метода Бутейко

Гносеологически верно определить метод Бутейко, очевидно, следует как практическое применение теории Бутейко для оказания врачебной помощи. Несоблюдение гносеологических правил обращения с теорией породило в литературе и СМИ огромное количество искаженных представлений о ее практическом применении, т.е. о методе Бутейко. Его объявляли то дыхательной гимнастикой, то упражнениями, то задержками дыхания, то чем-то непонятным для непосвященных, то цепляли его к применению повышающих сопротивление дыханию аппаратов и т.д. и т.п. Иностранцам еще больше не повезло. Например, в английском переводе, вместо слова "метод" часто используют слово "техника".

О каких гимнастиках, техниках, упражнениях можно говорить, когда, например, в каком-то конкретном случае метод Бутейко может вылиться просто в рекомендацию "закрыть рот и не кашлять ни в коем случае". И человек выздоравливает.

О большом числе мелких ошибок и неточностей, очевидно, говорить не приходится.

Поэтому, представляется необходимым, в явном виде сформулировать вытекающие из теории основные положения метода Бутейко.

По традиции начнем с противопоказаний к применению метода Бутейко.

  • Не подлежат излечению методом Бутейко пациенты с типами патологий, при которых сам процесс действительного выздоровления представляет опасность для жизни или тяжелой травмы. В качестве примера можно привести патологии, связанные с тромбообразованиями. Действительно, процесс "растворения" тромба из-за меньшей толщины в области крепления к стенке сосуда с большой вероятностью может привести к тому, что он оторвется раньше полного исчезновения и вызовет закупорку жизненно важного сосуда. В результате – инвалидность или внезапная смерть.

Следующие противопоказания можно назвать относительными, так как они не позволяют применить теорию Бутейко в полном объеме, а только частично. Часть из них следует из 5-го принципа об активной роли пациента. Действительно, этот принцип диктует содержание метода Бутейко как обучение (самообучение) пациента умению управлять своим здоровьем. Другая часть относительных противопоказаний следует из ограничений предметной области теории Бутейко. В результате, например, имеем следующее относительное противопоказание:

  • Метод Бутейко не подлежит применению в полном объеме в случае полной или частичной потери пациентом способности к обучению, например при тяжелых формах склероза сосудов мозга, тяжелых формах психических расстройств и т.п.

Далее рассмотрим 4-й принцип. Поскольку он требует от пациента преодоление ощущений дискомфорта, то, очевидно, следует оценить систему ценностей в сознании пациента с целью определить относительный "вес" двух ценностей действительного здоровья и комфорта. При этом необходимо учесть, что это соотношение может быть искажено неверным представлением, что существует комфортный путь исцеления его болезни. Одним из способов преодоления этого искажения является предложение пациенту выяснить у представителей "медицины комфорта", является ли его заболевание "излечимым" с их точки зрения. Резюмируя, имеем 3-е относительное противопоказание:

  • Метод Бутейко не подлежит применению в полном объеме, когда в системе ценностей пациента комфорт "перевешивает" ценность действительного выздоровления.
  • Определим теперь показания к применению метода Бутейко. Показанием к применению метода Бутейко является отсутствие перечисленных выше противопоказаний.

    Самостоятельное применение метода Бутейко. Самостоятельное, т.е. без участия специалиста, применение метода Бутейко можно рекомендовать лишь в двух случаях.

    1. Пациент "нормально" здоров, т.е. правильно измеренная контрольная пауза больше 40 секунд.
    2. Для предотвращения перехода болезни в следующую стадию с условием, что он не допускает приближения своей контрольной паузы к границам между стадиями болезни не ближе чем на 2 секунды.

    Из вышеприведенного генезиса хронической болезни глубокого дыхания следует, что при переходе через границу, вследствие относительной непредсказуемости переходного процесса, в течении "реакции саногенеза" существует вероятность приближения одного или нескольких параметров организма к опасным для жизни значениям. При этом, поведение функциональных и диагностических параметров организма для обычных врачей представляет неразрешимую загадку. Поэтому, переход от более глубокой стадии болезни к менее глубокой ее стадии, обязательно должен осуществляться только под наблюдением специалиста по методу Бутейко (смотрите требования к кадрам).

    Рассмотрим теперь, в чем же состоит методическая основа обучению пациента применению теории Бутейко для собственного выздоровления. Из раздела "Логика теории" вытекает, что методическая основа состоит в формировании в его сознании причинно-следственных связей между его поступками и состоянием его здоровья. Отсюда сразу следует рекомендация о моменте обращения за врачебной помощью больных хронической формой болезни глубокого дыхания:

    Начинать обучение БОЛЬНЫХ методу Бутейко следует в период проявления симптомов болезни глубокого дыхания. Тогда, например, с помощью контролируемых углубления или уменьшения дыхания можно на практике сформировать у пациента причинно-следственную связь его дыхания с появлением или исчезновением симптомов. Также легко формируются связи между другими действиями пациента и его самочувствием.

    Методическая основа определяет также и программу обучения пациентов. В нее должны входить:

    1. Упрощенный вариант теории Бутейко по схеме рис. 4 в терминах, соответствующих уровню образования пациента.
    2. Обучение умению воздействовать на механизм регуляции и восстановления дыхания в сторону уменьшения с помощью расслабления и ассоциативных приемов, т.е. метод ВЛГД.
    3. Для тяжелых больных: обучение приемам прогнозирования и предотвращения приступов.
    4. Обучение умению правильно измерять контрольную паузу (диагностика).
    5. Принципы, методы и приемы привлечения факторов, уменьшающих дыхание и уклонения от факторов, углубляющих дыхание.

    Воспользовавшись случаем, исправим ошибку редколлегии, допустившей включение в ориентированной на специалистов книге [46, стр. 153], фразу о "расслаблении диафрагмы" из жаргонного разговора методиста с безграмотным в медицине пациентом. Согласно приведенным выше теоретическим основам метода ВЛГД, следует эту строчку изложить в виде "расслаблением и ассоциативными приемами" или хотя бы слово "расслабление" взять в кавычки, или выкинуть слово "диафрагма". Иначе у образованных в медицине специалистов возникает недоумение: как возможно мысленными командами управлять гладкой мускулатурой диафрагмы?

    Поскольку метод Бутейко представляет собой обучение пациента, то наивысшую эффективность будут иметь индивидуальные рекомендации.

    4.3. Действия методиста

    Здесь изложим, вытекающие из теории, требования к действиям специалиста по методу Бутейко при обращении к нему пациента за врачебной помощью.

    1. Принять решение о наличии показаний к применению метода Бутейко.
    2. Построить для себя конкретную формальную модель организма пациента и психологический портрет его личности. Согласно генезису болезни глубокого дыхания, здесь большую роль играет история развития симптомов у пациента, которая позволяет отследить и учесть именно те механизмы регуляции, которые следует включать в конкретную модель организма человека. Следует также выделить с помощью глубокодыхательной пробы [1, 44, 46] тот механизм регуляции, который наиболее активен в момент обращения пациента за помощью.
    3. Определить степень упрощения и стиль изложения теории данному пациенту.
    4. С учетом конкретной модели, разработать для данного пациента схемы применения лекарственных препаратов согласно следующим из теории принципам.
    5. На основе модели определить оптимальные скорость динамики выздоровления и особенности процесса "ухода" от имевшей ранее место лекарственной терапии.
    6. Подобать методические и психологические приемы для максимальной эффективности процесса обучения данного пациента.
    7. Выполнить, приведенную выше, программу обучения пациента методу Бутейко.

    4.4. Принципы организации реабилитационных учреждений

    Известно, что наряду с больницами, куда помещают пациентов в случае появления угрозы их жизни или при необходимости применения дорогого или нетранспортабельного оборудования, существует другой тип учреждений, предназначенных для повышения здоровья пациентов. Это всем известные санатории, профилактории и т.п. Очевидно, что целью таких реабилитационных учреждений является создание вокруг пациента максимальное количество факторов, способствующих его выздоровлению и, или препятствующих развитию болезни.

    Рассмотрим, вытекающие из теории Бутейко, принципы организации пребывания пациентов в реабилитационных учреждениях. Очевидно, это, перечисленные выше, факторы, уменьшающие дыхание. Здесь мы имеем еще одно экспериментальное и практическое доказательство теории Бутейко, состоящее в том, что человечество давно имеет в своем распоряжении учреждения, режим в которых практически полностью соответствует принципам уменьшения дыхания, например, церковные монастыри.

    Легко заметить, что режим обычных санаториев, профилакториев и т.п. несовместим с теорией и методом Бутейко, поскольку в них уделяется значительное внимание комфорту. Но пренебрежение теоретическими положениями приводит к постоянным попыткам некоторых, не понимающих теорию, но практикующих метод Бутейко, распространить свою практику в этих учреждениях, несмотря на то, что при этом никогда не наблюдается улучшения лечебного эффекта по сравнению с применением метода Бутейко в обычных условиях.

     

    4.5. Требования к обучению и подготовке кадров

    Очевидно, что в начальной стадии распространения любой идеи, главной задачей является увеличение количества последователей. Это вызывает снижения требований к качеству усвоения идеи отдельными последователями. Однако наступает период, когда относительно невысокое качество усвоения идеи отдельными последователями уже начинает мешать дальнейшему распространению вышеозначенной идеи. К сожалению, авторы только субъективно могут предположить, что такой период наступил в отношении теории Бутейко. Но это не препятствует формулировке требований, способствующих повышению качества подготовки специалистов, практикующих метод Бутейко.

    Как известно, медицина оперирует с одним из самых сложных в природе объектов – человеком. В результате, ее предметная область отличается поразительным многообразием и многомерностью фактического материала, нечеткостью многих показателей и т.п. Поэтому, с гносеологической точки зрения, успешная работа медицинских специалистов должна зависеть не только от суммы научных знаний и умению логически оперировать с ними, но, в значительной степени, и от природных или приобретенных талантов и способностей. Такой критерий отбора давно применяется человечеством в таких сферах как, например, искусство или спорт.

    Из особенностей предметной области следует, что в перечень талантов и способностей, необходимых медицинским специалистам любого профиля, должны входить внимательность и любознательность, понимаемая здесь как повышенный естественный интерес к отысканию причинно-следственных связей в окружающей человека действительности.

    В свою очередь, теория Бутейко оперирует с таким объектом, как сознание, и диктует необходимость обучения пациентов. Следовательно, в перечень необходимых талантов добавляются способности к педагогике и психологии.

    Следующие требования не требуют комментариев:

  • знание теории Бутейко,
  • знание основного арсенала методических приемов, накопленных в процессе развития метода Бутейко,
  • знание физиологии и патоизиологии,
  • умение разбираться в действиях лекарств,
  • знание и навыки из педагогики и психологии.

  • Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
    URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1316
    Главная страница сервера http://www.medlinks.ru