MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава 2. Развитие скорой и экстренной медицинской помощи в Узбекистане

В столице Узбекистана в г Ташкенте первая карета скорой помощи появилась в 1918 году. Пункт скорой помощи был организован на Мариинской улице в доме № 2. Тогда он имел в своем распоряжении 12 лошадей, из которых 10 были от секции здравоохранения по борьбе с голодом. В 1922 г впервые в г Ташкенте появился санитарный автомобиль.

В 1926 г функционирующий при больнице неотложной помощи пункт вырос в самостоятельную станцию скорой медицинской помощи.

В 1967 г при Городской станции скорой медицинской помощи был создан Республиканский оргметодотдел службы “03”, который в перспективе Минздрав РУз планировал реорганизовать в институт скорой помощи наподобие НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в Москве и И.И. Джанелидзе в Санкт-Петербурге.

В настоящее время Ташкентская городская станция скорой медицинской помощи – крупное медицинское учреждение, имеющее сто бригад, которые выполняют более 500 000 выездов в год. Она включает в себя 12 подстанций, расположенных в разных концах города со штатом около двух тысяч единиц врачебного, среднего и прочего персонала. Оказание экстренной медицинской помощи поставлено на современный уровень, несмотря на проблемы материально-технической базы.

В организации неотложной помощи в республике Узбекистан большую роль сыграли станции скорой помощи, санитарной авиации.

Станций скорой помощи, как одна из форм быстрого оказания помощи больным, до революции на территории нынешнего Узбекистана не было.

Вначале станции скорой помощи были укомплектованы главным образом фельдшерами, фельдшерско-акушерскими бригадами, а иногда только медицинскими сестрами. Но с увеличением числа врачей в городах и селах республики станции скорой помощи стали укомплектовываться врачами, а средний медицинский персонал стал осуществлять санитарную транспортировку. Оснащение станций скорой помощи вначале было скудным: санитарная сумка с крайне необходимыми медикаментами и перевязочным материалом. К больным приходилось добираться пешком, и лишь на дальние расстояния предоставлялась лошадь, осел или верблюд.

К 30 августу 1924 года в Самарканде появился экипаж с двумя лошадьми, в котором больных можно было перевозить в сидячем или полусидячем положении. Позднее станции скорой медицинской помощи стали оснащаться транспортными шинами, носилками, выделили санитарный транспорт: санитарные рессорные коляски, санитарные автомашины.

В 1921 году Скорая помощь в Самарканде самостоятельного штата не имела и обслуживалась медперсоналом лечебных учреждений в форме дежурств, этим же персоналом делались посещения на дому.

Впервые в 1922 году штат скорой помощи в Самарканде был выделен в количестве одной койки. К 1 апрелю 1923 года была организована амбулатория Скорой помощи и был выделен первый фаэтон, а в 1924 году первая автомашина «Оппель».

В 1922 году в целях широкого распространения Службы Скорой помощи (повсеместно), в том числе в Самаркандский Облздрав поступила копия приказа за подписью Наркомздрава Гельфгота. Вот что говорилось в оригинале приказа о скорой помощи:

«Скорая медицинская помощь представляет из себя организацию, имеющую цель, оказывать медицинскую помощь гражданам в экстренных, неотложных случаях, как тошнота, обморочное состояние, отсутствие сознания, кома, судороги, непрекращающаяся одышка, сердечная слабость, затруднение глотания, неукротимая рвота и понос, запор, при котором бессильны слабительные, кровотечения, различные отравления, ранние роды, ранения, переломы, ожоги и прочее.

Для оказания такого рода помощи медперсоналу должны предъявляться следующие требования:

А) уменье быстро ориентироваться;

Б) тщательная продуманность в каждом отдельном случае;

В) самообладание и уверенность в своих силах.

Скорая помощь должна оказываться по преимуществу врачами, в более легких случаях прочим медперсоналом, для чего при пунктах скорой помощи должны быть устроены дежурства медперсонала, а сам пункт, соединенный телефонной сетью с лечзаведениями и органами милиции, должен быть снабжен в достаточной мере необходимыми медикаментами, инструментарием с небольшой отдельной комнатой (типа операционной) для всякого рода срочных медицинских манипуляций, а также достаточным количеством перевязочных средств для выезда по вызовам.

Для усиления крайне слабо развитой в настоящее время сети пунктов скорой помощи в Туркреспублике:

Во всех городах Туркреспублики организовать пункты скорой помощи и следить за достаточным количеством медикаментов, инструментария и перевязочных средств. Число пунктов подачи скорой помощи должно быть увеличено до максимума и распределение их должно производиться главным образом по рабочим и беднейшим кварталам населенных мест, близ различного рода фабрик, заводов и предприятий, где трудящиеся подвергают свою жизнь наибольшей опасности.

Принципы советской медицины бесплатность и общедоступность должны быть сохранены и здесь, особенно для беднейшего трудящегося класса населения, для безработных, для застрахованных и служащих в государственных учреждениях, бездомных и инвалидов, красноармейских семей, учащихся, детей, лиц принадлежащих к Союзу коммунистов, молодежи, для лиц не занимающихся никаким продуктивным трудом должна быть установлена особая такса для оплаты за оказание первой медицинской помощи и за доставление больного в больницу или для перевозки из одного лечзаведения в другое.

Содержание пунктов Скорой помощи должно быть отнесено соответственно за счет страховых сумм.

Для обеспечения населению перевозки больных в лечзаведения рекомендуется организовать при скорой помощи на хозяйственный расчет перевозочный транспорт».

11 апреля 1923 года Исполнительное бюро Самаркандского уездного городского комитета постановило Облздравотделу открыть в г. Самарканде 2-ую Пролетарскую больницу в еврейском квартале, и там же была открыта служба Скорой помощи.

К 1 апрелю 1924 года всего в г. Самарканде функционировало шесть больниц с общим числом коек 145, а именно:

1) Областная больница на 55 коек

2) Хирургическая больница на 25 коек

3) Старо-Городская больница на 30 коек

4) Родильный приют на 15 коек

5) Больница при исправдоме на 10 коек

6) Приемный покой при роддоме на 10 коек

В городе Самарканде число амбулаторий составило 12, из них государственных самостоятельных 8, а именно:

1) 1-городская с отделениями по глазным болезням, болезням уха, горла и носа, венерическим болезням и общим терапевтическим болезням.

2) Амбулатории для туземных женщин и детей

3) Привокзальная амбулатория

4) Скорая помощь

5) Малярийная станция

6) 1-Зубная амбулатория

7) 2-Зубная амбулатория

8) Пастеровская станция.

Ввиду недостаточности городского коечного аппарата Самаркандского Облздрава, в силу чего бывали случаи отказа в приеме больных для стационарного лечения, а также с целью приблизить медпомощь к населению в первых числах апреля 1924 года была учреждена помощь на дому для застрахованных, в составе 2-х врачей, одного для нового города и одного для старого города (для последнего приглашен врач в совершенстве владеющий местным языком) и одного лекпома для выполнения разного рода технических манипуляций (банки, уколы и т.п). Первые два месяца, несмотря на многочисленные объявления, разосланные и расклеенные на всех видных местах, работа врачей для оказания помощи на дому не дала хороших цифр, но за то в дальнейшем этот институт блестяще оправдал свою жизнедеятельность. Обоими врачами в апреле было сделано 53 посещения, в мае 88 и в июне 61 посещение, что по нормам г. Москвы, составляет полную нагрузку врача для оказания помощи на дому. Для Самарканда, принимая во внимание его большую разбросанность, эта норма, по мнению Облздрава должна быть уменьшена.

Кроме амбулаторной и стационарной помощи застрахованные больные пользовались наравне с прочими гражданами услугами «Скорой помощи», к которой обратилось за отчетный период 1822 больных, в том числе 345 застрахованных.

В 1924 году Обще-Городская амбулатория и Скорая помощь были расположены в специальном здании. Центральное положение их являлось крайне ценным, особенно для скорой помощи, потому переносы их в другое не центральное место особенно при отсутствии необходимых помещений, являлось невозможным. Здесь по штату было: врачей -2, лекпомов -2, акушерок -1, конюх-санитаров – 3, т.е всего – 8 человек.

В докладе о деятельности Облздравотдела за 1925 г было указано, что к 1925 году величина территории в кв/верст в г. Самарканде было 14818, количество населения 71456, в городе с их уездами 352089 (Каттакурган, Джизак, Ходжент, Ура-Тюбе). При таком количестве населения Скорая помощь получила 2325 вызовов на дом и 744 больных было принято на месте.

К 1924 году врачей в скорой помощи было – 4, акушерок -1, конюх-санитаров -3, всего по штату – 8 ставок.

К 30 сентябрю 1924 года при заводах, различных учреждениях, кооперативах состояло 10 амбулаторий, так называемых «учрежденческих», из которых 7 – обслуживались врачами, а три - лекпомами. Эти амбулатории функционировали как пункты первой помощи и помощи на дому. Несмотря на кажущееся достаточное число амбулатории в г. Самарканде на каждую амбулаторию приходилось около 6000 человек населения, вследствие чего получалась перегруженность работой некоторых из них, особенно Скорой помощи.

В 1926 году Скорая помощь была организована в «новом» и «старом» городе Самарканда.

Имелся следующий штат:

Скорая помощь в «новом» городе:

заведующий (врач) – 1 ставка (оклад 125 руб),

врачи – 4 ставки (оклад 100 руб),

акушерка – 1 ставка (оклад 65 руб),

шофер – 4 ставки (оклад 45-50 руб),

сторож – 1ставка (оклад 23-40 руб),

Всего – 11 ставок

Скорая помощь в «старом» городе:

заведующий врач – 1 ставка (оклад 150 руб),

врачи – 4 ставки (оклад 125 руб),

акушерка – 2 ставка (оклад 65 руб),

шофер – 4 ставки (оклад 45-50 руб),

регистратор – 1 ставка (32 руб.),

Всего – 12 ставок.

С 1930 по 1934 года в Самарканде существовал Институт Неотложной помощи Самаркандского городского отдела здравоохранения. С 1935 года по настоящее время именуется Самаркандской Городской больницей.

В 1936 году после открытия самостоятельного Самаркандского медицинского института им академика И.П. Павлова городская больница была переименована в городскую клиническую больницу г. Самарканда и при ней впервые была организована первая подстанция скорой помощи. Населению города медицинскую помощь оказывали пять бригад общего профиля.

Известно, что в периоды с 1940 г. по 1972 годов служба скорой помощи была реорганизована в самостоятельную организацию.

Согласно плану местного бюджета по здравоохранению Самаркандской области, в 1941 году по скорой помощи имело недовыполнение плана по машинам на 28,6 %, по штатным врачебным должностям на 42,6%. На 1942 год для полного охвата по обслуживанию городского населения скорой помощью Облздрав планировал обслуживание довести до 7 машин и по врачебным должностям оставить также 7.

На 1942 год расчет стоимости содержания сельской станции скорой помощи по Самаркандской области составило следующее:

Врач – 1 ставка (зарплата – 350 рублей),

Сестер – 2,5 ставки (зарплата – 185 рублей),

Санитаров – 1 ставка (зарплата – 105 рублей),

Кучер-конюхов – 1 ставка (зарплата – 144 рубля)

Итого – 5,5 ставок

В 1944 году 30 мая государственная штатная комиссия при Совете Народных Комиссаров Союза ССР утвердила штат Самаркандской городской станции Скорой помощи в количестве 33 единиц с общей суммой зарплаты по должностным окладам в 4333 руб. в месяц.

Самаркандская станция скорой помощи в 1951 г. проделала большую работу при наличии работающих по штату трех машин. Медицинский персонал состоял из: врачей - 11 человек, среднего медперсонала - 16 человек, младшего медперсонала - 8 человек, прочих - 16 человек. Радиус обслуживания станции от 15 до 20 км. Всего обращений было - 13892. Выполнено вызовов - 9441. Отказов у станции было сделано 6,5%, причем из-за отсутствия транспорта - 0,5%, по несоответствию вызовов - 6 %. В основном станция скорой помощи выполняла вызовы на своем собственном транспорте, что составило 99,5 % выполненных вызовов, нa чужом транспорте выполнено - 0,5 %. Из этих вызовов в течение трех минут обслужено 98 %. Этот показатель считался неплохим. И все же за отчетный период 1951 года имели место запоздалые вызовы (свыше 15-30 минут), что составляло 2 %. Причина запоздалых вызовов объяснялась тем, что машины станции скорой помощи пришли в негодность, часто ломались. Кроме того, машины с медперсоналом задерживались в приемных покоях больниц по 15-30 минут. Следует отметить, что в приемных покоях I городской и республиканской больницы отсутствовал дежурный врач, и врачу, доставившему больного приходилось долго ждать прихода врача, вызванного из отделения. В среднем машины скорой помощи в больницах г. Самарканда в течение суток простаивали до 4 часов, а в течение месяца 120 часов.

В течение 1951 года станция скорой помощи из всех обслуженных больных госпитализировала 42%. Из амбулаторных больных госпитализировано 6,5%, всего госпитализировано - 5554 человека. Из них с диагнозом отравление составило - 0,7 %, роженицы - 12,5%, внезапные заболевания - 10 % и т.д.

Анализ работы Службы Скорой помощи показал, что станцией скорой помощи госпитализировано 42 % больных, а остальным больным была оказана помощь на месте, т.е оставшиеся дома больные могли быть обслужены участковыми врачами. Следует отметить, что в выходные дни, в ночное время, в послеобеденное время поликлиники и участковые врачи не обслуживали больных, и все они обращались в скорую помощь.

За 1951 год станция скорой помощи перевезла 1647 poжениц.

В будущем для улучшения работы станции скорой помощи, предлагалось привлечь к работе врачей клиник, т.к., подготовить кадры с определенной узкой специальностью для службы скорой помощи было невозможно.

Тем временем население г. Самарканда из года в год увеличивалось и составляло: в 1965 году – 243,8 тысяч, I967 - 256 тысяч, 1968 - 263,0 тысяч, 1969 – 270,8 тысяч, 1970 - 272 тысячи человек.

Самаркандская городская станция скорой помощи обслуживала кроме населения г Самарканда, также примерно 80.000 население Самаркандского сельского района.

Служба медицинской скорой помощи в Самаркандском сельском районе была организована только в 1965 году, однако в скором времени почему-то распалась.

Обращаемость в скорую неотложную помощь была следующая:

В абсолютных цифрах на 100 тысяч населения

1966 г - 73638 - 33,1

1967 г - 81536 - 33,1

1968 г - 65142 - 40,3

1969 г - 83264 - 31,8

1970 г - 93091 - 37,9

Анализ показывает, что обращаемость населения в службу Скорой помощи увеличивалась, а материальная база последней росла медленно. В 1966 г. служба скорой помощи имела на обслуживании 17 санитарных автомашин, в 1967 г. - 19, в 1968 г. - 21, в 1969 г. – 23 и в 1970 г. - 24 исправных санитарных автомашин.

По приказу Облздрава 570 в 1970 году для обслуживания населения г. Самарканда было необходимо по нормам 27,2 санитарных автомашин, а если учесть обслуживаемое население Самаркандского сельского района, то необходимо еще 8 автомашин, т.е станция скорой помощи должна была иметь 35 санитарных автомашин. В соответствии с этим необходимо было иметь следующие штаты медицинских работников: врачей 170 штатных единиц, средние медработники – 163 штатных единиц, младший персонал - 155 штатных единиц, прочий персонал – 155 штатных единиц.

Фактически станция скорой помощи была укомплектована следующими кадрами: врачи – 9,0 штатных единиц, средние медработники – 145 штатных единиц, младший персонал – 74 штатных единиц, прочий персонал – 114 штатных единиц.

В 1970 году для населения г. Самарканда с прилегающими населенными пунктами Самаркандского сельского района на станции Скорой помощи функционировали 18,5 круглосуточных бригад, из них 13,5 врачебные линейные бригады, четыре специализированные и одна транспортировочная бригада. По состоянию на первое января 1970 года на станции было зарегистрировано 360 штатных единиц, из них врачей 76, средних медицинских работников 122. В автопарке насчитывалось 22 санитарные автомашины, из них на ходу 20 (при норме 37).

Число вызовов-обращений в 1969 году составило 87759, из них несчастные случаи - 7663, заболевания на дому - 62948, перевозка больных-12653, амбулаторные-4495. Как видно 75,5% выполненных вызовов это заболевания на дому, 5,1 % больным оказывалась амбулаторная помощь на станции. Анализ показывает, что большое количество вызовов обслуживались с опозданием, и в 1969 году таких случаев было 7477, из них несчастные случаи составили 983 или 1,1 % к числу обслуженных.

В течение последующих 4-х лет (1970-1974) станция перешла на специализированное обслуживание, которое включало тромбоэмболическую, две педиатрические бригады и бригаду по борьбе с терминальными состояниями.

В 1969 году в службе скорой помощи были организованы врачебные и фельдшерские советы, которые заседали 1 раз в месяц, и помогали в работе по повышению квалификации врачей и фельдшеров, улучшали проведение конференций, санитарно просветительской работы. В том же году был проведен семинар по организации неотложной помощи. В связи с этим, значительно улучшено ведение документации, уменьшился процент расхождения диагнозов госпитализированных больных. На советах разбирался каждый смертный случай при враче скорой помощи, заведен отзыв “как вас обслужили” путем рассылки (выборочно) почтовых открыток, открыта аптека, служба передачи в диспетчерской, областной оргметодический кабинет, стол справок, который работал с 8-00 ч до 17-00 ч. Была введена должность дезинфектора, изготовлены и установлены на 20 автомашинах сигнал “Сирена” и радиостанции. С января 1969 года радиотелефоны перешли на круглосуточный режим работы, а затем была организована магнитофонная запись приема вызовов.

До 1972 года станция скорой помощи функционировала как самостоятельная организация, а затем на правах отделения станция скорой помощи была объединена с Городской больницей № 1, имеющей на своей базе 400 развернутых коек.

Отделение в своем составе к тому времени имело три подразделения

1. Центральная станция на ул. Коммунистическая, 92.

2. Подстанция № 1 на ул. Титова, функционирует с 1970 г.

3. Подстанция № 2 на территории Городской больницы № 1 - с 1973 года.

Согласно приказов 570 и 830 Минздрава СССР имелись следующие штаты: Врачи: положено - 174 единицы, фактически - 99 единиц, физических лиц - 59. Средний мед. персонал: поло- жено - 190, фактически - 155, физических лиц - 82. Младший медперсонал: положено - 150, фактически - 82, физических лиц—54. Прочие: положено - 170, фактически - 124, физических лиц - 69. Всего: положено по приказу - 684, фактически имелось - 460, физических лиц - 364.

В скорой помощи имелась 21 выездная бригада, из них 5 специализированных: 3 - педиатрических, 1-реанимационная, 1- тромбоэмболическая, 4 - акушерских, 12 линейных. Радиофицирование было осуществлено у 17 машин. Прием всех вызовов проходил через центральную станцию, где имелись три телефона “03” и один городской телефон для служебных переговоров. Часто телефоны выходили из строя, что значительно затрудняло работу. Вызовы, поступившие из районов обслуживались подстанцией № 1, передавались по телефону или рации. Вызовы, подле- жащие обслуживанию специализированными бригадами, также передавались на подстанцию в Горбольнице № 1.

Станция имела на своей базе 20 автомашин. Необходимо отметить, что среднесуточное количество дежурных машин было примерно 17-18 на 21 бригаду. Это объяснялось тем, что скорая помощь плохо снабжалась автозапчастями, автошинами и машины часто простаивали на ремонте и профилактике.

В 1973 г. среднесуточная нагрузка на врача скорой помощи была следующей: линейные врачи - 14-16 вызовов, педиатрическая бригада - 16-18 вызовов, реанимационная бригада - 6-8 вызовов, тромбоэмболическая бригада 6-4 вызовов

За I квартал 1974 г было осуществлено: линейными врачами - 15-18 вызовов, педиатрической бригадой 14-16 вызовов, реанимационной бригадой 8-12 вызовов, тромбоэмболической бригадой 6-7 вызовов.

Из приведенных данных необходимо отметить, что основная нагрузка приходилась на врачей линейных и педиатрических бригад, и превышала их норму в 1,5-2 раза. Если учесть, что наибольшая интенсивность поступления вызовов приходится на осенне-зимний период, то в этот период нагрузка была еще больше. Все это связано с недостаточностью автотранспорта и неукомплектованностью врачами согласно существующим нормам.

В каждой смене на станции дежурили старший врач смены, диспетчер, медсестра перевязочной. В перевязочной производилось комплектование врачебных сумок, централизованная стерилизация шприцов и инструментария. Бензидиновая проба ставилась по инструкции,

Во всех машинах имелся необходимый запас средств транспортной иммобилизации, укладки при ООИ.

Специализированные бригады были снабжены следующими аппаратами: ДПА-2 - дыхательный портативный аппарат, РПА - ручной портативный аппарат, КИ-3 - кислородный ингалятор, АН-8 - для дачи закиси азота, электроотсос, хирургический инструментарий и набор для переливания крови и ее заменителей, аппарат ЭКГ.

Необходимо отметить, что при вызовах реанимационной бригады кровь не переливали. Это было связано с трудностями по заготовке и хранению крови, а также отсутствием врачебных акушерских бригад.

С 16 декабря 1972 года по 7 января 1982 годов служба скорой помощи была вновь объединена и находилась в составе Гормедобъединения, куда кроме Городской станции скорой медицинской помощи были включены Городская клиническая больница и поликлиника. Это объединение произошло в целях концентрации специалистов, экономии материальных средств и централизованного управления. После объединения снабжение медикаментами станции скорой помощи производилось через аптеку городской больницы, что значительно затрудняло работу скорой. С мая 1974 г. станция скорой помощи медикаменты стала получать самостоятельно из аптекоуправления.

В 1976 году на улице Акмаль Икрамова, было построено типовое здание для Центральной станции скорой медицинской помощи мощностью 75-100 тысяч вызовов в год. Здесь также имелся утепленный гараж для стоянки санитарных автомашин, ремонтный зал с тремя смотровыми ямами, мастерская, склад и мойка для машин. Медицинскую помощь осуществляли 16 линейных бригад.

В январе 1982 года служба скорой медицинской помощи была вновь реорганизована в самостоятельную организацию, которая просуществовала до 1999 года.

С 1982 года Центр скорой медицинской помощи стал внекатегорийной организацией, т.к. в год осуществлялось более ста тысяч вызовов. Во время самостоятельной работы Центр имел следующее штатное расписание: врачей–5; средний медперсонал-199; младший медперсонал-121; прочий персонал–5. Штаты были укомплектованы полностью.

В 1982 году на Самаркандской станции скорой помощи рабо- тали 31 круглосуточная врачебная бригада: реанимационная - 1, педиатрическая реанимационная - 1, бригада интенсивной терапии - 1, кардиологические - 2, педиатрические - 5, линейные бригады - 17, акушерские - 3, транспортировочная бригада - 1.

Санитарные автомашины были оснащены аппаратурой: электрокардиографом - 6 шт, КИ-3М - 34 шт, АН-6 - 31 шт, ДП-2 – шт. В центре было 4 аппарата для вентиляции легких и 3 дефибриллятора.

Центральная станция имела восемь телефонов “03”, пять городских и прямую телефонную связь с милицией, и диспетчерской подстанцией.

К 1983 году Самаркандская станция скорой медицинской помощи обслуживала 504,5 тысяч жителей г. Самарканда и 80 тыс. населения Самаркандского района. В связи с этим радиус обслуживания больных был до 40 км.

При станции скорой помощи был создан организационно-методический кабинет, который осуществлял контроль и методическую помощь всей службе Самаркандской области. Ответственным за деятельность службы скорой помощи являлся главный хирург Облздравотдела.

Общий километраж санитарного транспорта за 1983 год составил 1631050 км. Средний километраж на 1 машину в сутки 112 км. Среднее время затраченное на 1 вызов составляло 44 минуты. Санитарный транспорт в течение года использовался также на обслуживание спортивных мероприятий, конференций, сопровождения делегаций, осуществлял доставку крови и консультантов не только в вечернее и ночное время, а так же в выходные и праздничные дни. Использование санитарного транспорта регулировалось старшими врачами смен и диспетчерами. Все санитарные машины были оснащены рациями типа “Гранит” 1-РТМ-А-2-ЧМ и 50-РТМ-А-2-ЧМ.

Первая подстанция была расположена по ул. Коммунистической, 92. В 1991 году в связи с аварийным состоянием первая подстанция была переведена на улицу Льва Толстого 61. К тому времени имелись 12 круглосуточных врачебных бригад. Вторая подстанция была организована в 1986 году по улице Помологической.

В 1987 году в Центральной скорой помощи впервые была организована психиатрическая бригада.

В отношении службы санитарной авиации следует отметить, что до начала Великой Отечественной Войны все города, поселки и 85% районов сельской местности уже имели санитарный транспорт, оснащенный всем необходимым для обеспечения больных квалифицированной медицинской помощью и быстрой санитарной эвакуации их в лечебные учреждения. Но в связи с ВОВ санитарный транспорт был мобилизован для нужд фронта, а оставшиеся значительно изношенные автомашины вышли в течение военных лет из строя. Начиная с 1948 года, станции скорой помощи стали укомплектовываться новыми санитарными автомобилями марки “Москвич”, “Победа”, “ЗИМ”. Это, безусловно, улучшило качество оказываемой медицинской помощи и в первую очередь хирургическую неотложную помощь. Сразу же после окончания войны была организована и санитарная авиация, но еще до создания санитарной авиации были случаи перевозки больных и раненных на пассажирских самолетах. Доктор Маркович описывает несколько случаев переброски в 1924-1925 гг. медикаментов и врачебного персонала в Хорезм, эвакуацию из кишлака Хаджи-Милк в Термез тяжело раненного командира. Профессор А.Ф. Кейзер сообщает о перевозке самолетом раненного из Куляба в Каганский военный госпиталь. Доктор Векслер перевозил раненного на самолете из Гарма в Сталинабад.

Исторически первый вылет санитарного самолета из Ташкента состоялся в августе 1934 года в совхоз “Далверзин” Бегаватского района. Пилот Кришталь и врач Гусев доставили в Ташкент больного брюшным тифом.

В 1934 году по решению правительства в Ташкенте при Институте неотложной помощи была организована первая в Средней Азии Центральная санитарно-авиационная станция, которая располагала двумя самолетами типа У-2 с носилками С-1 и одним самолетом типа П-5 (С-2). Кадры состояли из инспектора санитарной авиации, двух пилотов, двух профессоров, двух врачей и одного лекпома.

В 1938 году была организована республиканская станция санитарной авиации Наркомздрава Узбекистана с отдельным бюджетом, штатом и санитарным автотранспортом.

Первыми организаторами дела санитарной авиации были проф. А.Н. Козырев (бывший директор института скорой помощи в Ташкенте) и заслуженный врач Узбекистана А.П. Киваев - заведующий республиканской станцией санитарной авиации.

В этом аспекте очень характерны воспоминания заслуженного врача Узбекистана Воскобойникова. На конференции травматологов в Нукусе в 1952 году он рассказал: «В 1926 году мне нужно было срочно вызвать к тяжело больному хирурга из Турткукля. Я дал телеграмму, но оказывается, эта телеграмма была доставлена в Турткуль на верблюде лишь через 4 дня, теперь же высококвалифицированные специалисты, вызываемые из Нукуса, доставляются санитарными самолетами в течение часа».

В 1947 году была организована областная санитарно-авиационная станция в Самарканде для населения Самаркандской области и прилегающей к ней Кашкадарьинской области.

Указом Президента РУз от 10 ноября 1998 г по реформированию системы здравоохранения была создана концептуально новая национальная модель службы экстренной помощи. Этим указом государство обеспечивает бесплатное медицинское обслуживание по целому ряду заболеваний и состояний, среди которых одно из центральных мест занимает оказание экстренной медицинской помощи.

Нынешняя организационная структура Службы экстренной медицины (СЭМ) направлена на охват всех регионов и всех слоев населения Узбекистана. Во главе структуры стоит Республиканский Научный Центр экстренной медицинской помощи (РНЦЭМП). Во всех областных центрах страны и в г. Нукусе организованы филиалы РНЦЭМП., а в 171 районах и городских больницах служба скорой помощи “03” обслуживает все населенные пункты республики. Подобная структура, особый режим работы, бесплатность СЭМ обеспечили абсолютную доступность экстренной медицинской помощи для всех слоев населения страны. Кроме того, в функциональные обязанности подразделений СЭМ входят подготовка методической помощи и координация деятельности парамедиков по оказанию ими первой медицинской помощи на месте происшествия.

Мировая тенденция развития экстренной медицины последних лет ориентирована в сторону усиления внестационарного этапа неотложной помощи. Данное обстоятельство выражается в максимальном приближении всего объема медицинской помощи к месту происшествия, а не на первичную транспортировку больного в лечебные учреждения. В соответствии с этим, бригады скорой помощи оснащаются таким образом, чтобы уже на месте нахождения пострадавшего они, не теряя времени на транспортировку больного в стационар, начинали необходимую реанимационную и диагностическую помощь, обычно оказываемую в приемном отделении стационара.

В 1999 году на базе бывшей клиники № 2 Самаркандского медицинского института был организован Самаркандский филиал Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи (СФРНЦЭМП), и к нему была присоединена Городская скорая помощь вместе с подстанциями и службой санитарной авиации.

В настоящее время в Скорой помощи Самаркандского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи работают: врачей – 97 из которых 10 имеют высшую категорию, медицинских сестер – 137 из которых 9 имеют высшую категорию, санитарок - 83, водителей – 80, прочие – 37. Специализацию прошли: врачи - 9 человек и медицинские сестры - 23 человека.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1324
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru