MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава 5. Скорая медицинская помощь

Скорая медицинская помощь (СМП) одно из трудных звеньев здравоохранения. Организация СМП населению строилась, начиная с первых лет развития здравоохранения в соответствии с основными принципами - государственности, бесплатности и общедоступности квалифицированной медицинской помощи, тесной связи практической деятельности с достижениями медицинской науки.

За последние годы органы здравоохранения осуществили ряд мероприятий по совершенствованию и дальнейшему развитию СМП. Значительно расширена сеть станции СМП, осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы. Однако планомерная работа, направленная на постоянное совершенствование организационных и методических форм оказания СМП, продолжает отставать от развития клинических проблем.

За прошедшие десятилетия организационные формы, структура и содержание работы учреждений СМП на разных этапах её развития изменялись и совершенствовались.

Положение дел службы СМП в г. Самарканде на сегодня поставило администрацию службы СМП перед необходимостью осуществить её техническое перевооружение, готовить кадры и непрерывно повышать их квалификацию, изменить систему управления, руководства.

Возникла острая потребность в новых научнообоснованных рекомендациях по рациональной организации работы и перспективному планированию всех звеньев СМП. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова от 10 ноября 1998 г.“0 государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан” предусматривается создание в 1999 г. системы экстренной неотложной медицинской помощи с образованием Республиканского Научного Центра экстренной медицинской помощи населению с региональными филиалами.

В обязанности научного Центра экстренной медицинской помощи входит:

- обеспечение оперативности и высокого качества лечебно-диагностической работы;

- участие в ликвидации медицинских последствий природных и техногенных катастроф в тесном взаимодействии с подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;

- оказание консультативной, методической и технической помощи Каракалпакскому и областным филиалам;

- координирование практической деятельности и научных исследований региональных филиалов в области неотложной медицинской помощи;

- обеспечение высокого уровня научных исследований по созданию новых технологий профилактики, диагностики и лечения неотложных состояний;

- подготовка предложений по совершенствованию службы неотложной медицинской помощи;

- предоставление своей клинической базы для подготовки, специализации и повышения квалификации медицинских кадров в области неотложных состояний.

Исходя из обязанностей Центра по совершенствованию службы неотложной медицинской помощи создание координационно-диспетчерской службы (КДС), как головной структуры в управлении работы скорой помощи, санитарной авиации, бригад чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны является мерой по совершенствованию организации управления.

Для них это новый вид деятельности, но все эти структурные подразделения взаимосвязаны одной идейной целью - оказание экстренной медицинской помощи населению. Каждая структурная единица регламентируется приказами и положениями. Работа скорой медицинской помощи - Приказом № 10 от 13.01.1993: “О мерах по дальнейшему совершенствованию скорой неотложной помощи населению”, санитарной авиации - Приказом № 382 от 14.08.1995: “О станции санитарной авиации Министерства здравоохранения”, МЧС - Приказом № 655 от 1.03.1999: “О государственной службе экстренной медицинской помощи при Чрезвычайных Ситуациях Республики Узбекистан”,

Мы видим, что СМП выступает по отношению к учреждениям и организациям, входящим в объединение как вышестоящий орган, так как первой получает информацию о надобности в оказании экстренной медицинской помощи населению и отличается от других видов медицинской помощи тем, что существенное место в ней занимает догоспитальный этап. Свыше 70% всех больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи, начинают получать её на догоспитальном этапе. Скорую медицинскую помощь мы рассматриваем как важный этап, от качества оказания помощи на котором нередко зависят дальнейший благополучный исход заболевания и предупреждение последующих тяжелых осложнений. В связи с этим генеральной целью программы считаем совершенствование организации диспетчерской службы, так как быстрое и грамотное решение диспетчера способствует возрастанию оперативности, профильности в направлении бригад и следовательно, госпитализации тяжелобольных и пострадавших в специализированные отделения и центры в ранние сроки, снижение летальности на догоспитальном этапе и в стационаре.

Одна из более трудных задач в работе диспетчеров оперативного отдела направление бригад на поступивший вызов. Низкий уровень работы бригад объясняется в ряде случаев невозможностью определения по телефону предполагаемого диагноза и состояния больного. Повод к вызову зачастую не дает достаточных ориентиров для направления бригады скорой помощи и может не соответствовать виду и тяжести заболевания или травмы. В зависимости от компетентности диспетчеров оперативного отдела СМП будет определяться профильность выездов бригад. Однако диспетчеры не всегда принимают должное решение о направлении бригад на вызов по профилю, что обусловлено отсутствием контроля за работой диспетчеров со стороны заведующего станции СМП, разработанной системы обучения диспетчеров. В этих условиях диспетчер исходит из решения лишь однозначной задачи: как можно быстрее направить любую бригаду на вызов. При этом специализированная бригада часто не получает профильного направления, а в тоже время линейная бригада направляется на вызов, который должен быть отдан специализированной бригаде.

В процессе работы диспетчер оперативного отдела обязан обеспечить:

- высокоэтическую форму приёма вызова;

- быстрое направление бригады на вызов;

- точный выбор бригад по профилю;

- постоянную информацию с территориальных подстанций о свободных и занятых на вызовах линейных и специализированных бригадах;

- заполнение медицинской документации по установленной форме.

Чтобы ориентироваться в отборе вызовов, диспетчер должен получить определенный запас знаний в процессе профессиональной подготовки. Он должен знать профиль специализации бригад, наличие свободных бригад; иметь краткие сведения о больном (обращался ли прежде вызывающий за скорой помощью или в поликлинику, лечился ли раннее и по поводу какого заболевания) и, кроме того, учитывать сезонные влияния на заболеваемость, сводку климатических, барометрических и других показателей погоды текущего дня; источник вызова (медицинское учреждение, предприятие, квартира); время суток поступления вызова.

Существенно облегчит работу службы СМП знания диспетчерами:

- списка хронических больных по территории;

- дат дней “магнитных бурь” на текущий месяц;

- знание закономерностей поступления вызовов по дням недели, часам суток, сезонам, месяцам, что позволит определить наиболее напряженные периоды в работе скорой помощи.

Новым подходом к повышению работы является использование диспетчерами “матрицы вызова” благодаря чему при рациональной организации диалога диспетчера с лицом, вызывающим бригаду скорой помощи, повод к вызову обретает высокую информативность. Эта матрица является рабочим инструментом для диспетчера, позволяющим принять оптимальное решение. Опыт работы диспетчера с матрицей повышает точность направления бригад.

Этими разработками определяется еще одно направление путей совершенствования экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Служба санитарной авиации, организуемая в целях оказания населению соответствующей территории экстренной квалифицированной медицинской помощи путем вылетов и выездов специалистов, а также для проведения неотложных санитарно-противоэпидемических мероприятий, строится по той же схеме, что и служба “03”: вызов —> выезд бригады по адресу. Вызов принимает дежурный фельдшер-диспетчер, который является ответственным лицом по приёму и выполнению поступающих вызовов из лечебных учреждений областей и Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

В решении задач защиты сохранения жизни и здоровья населения в чрезвычайных ситуациях решающее значение имеет чётко организованное медико-санитарное обеспечение при возникновении катастроф природного и техногенного характера. Медико-санитарное обеспечение населения в ЧС представляет совокупность мероприятий по охране здоровья населения и поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия в зонах катастроф, на маршрутах и этапах эвакуации населения и районах его расселения, по своевременному оказанию экстренной медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации и лечению с целью уменьшения случаев летальности и инвалидности, восстановления трудоспособности. Медико-санитарное обеспечение населения в ЧС включает лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые службой медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий при возникновении ЧС.

В системе лечебно-эвакуационных мероприятий предусматривается оказание первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной, медицинской помощи, лечение пораженных и больных в зависимости от вида и масштаба ЧС, характера медико-тактической обстановки, наличия и состояния готовности сил и средств службы медицины катастроф.

Врач бригад принимает участие в утренней отчетной конференции отделений. Он же привлекается к ведению научных исследований. Отрабатывает на догоспитальном этапе новые методы и приёмы лечения неотложных состояний, апробирует лечебно-диагностическое оборудование и медикаменты, поступающие для клинических испытаний в условиях скорой помощи.

Преемственность в ведении организационно-методической работы выражается в отработке различных расчетно-нормативных показателей, а также в обобщении опыта и исследований, направленных на совершенствование организации медицинской службы в городе. Под руководством организационно-методического кабинета больницы проводят работы, направленные на уточнение потребности населения в бригадах. Правильно поставленная и постоянно проводимая организационно-методическая работа дает возможность совершенствовать качество оказания медицинской помощи.

Опыт работы крупных станций СМП Москвы, Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), Киева и других городов определил несколько вариантов подготовки кадров, но наибольшее распространение получил вариант обмена сотрудниками на определенный период времени в системе учреждений скорой медицинской помощи (станция-больница). Также возможен вариант включения в бригады скорой помощи сотрудников Центра или врачей-специалистов отделений. Это возможно в условиях больницы СМП, когда имеются единые штатные единицы больницы, станции «03» и санитарной авиации. В этих условиях все специалисты, работающие в составе Центра, станции скорой помощи и санитарной авиации, обеспечивают работу на догоспитальном этапе.

Прохождение курсов усовершенствования врачей на базе специализированных центров, соответствующих кафедр Институтов по установленной программе с полным отрывом от основной работы наиболее продуктивно, однако количество обучающихся здесь нужно регулировать через график.

Реализация всех проблем данной программы позволит значительно улучшить организацию скорой медицинской помощи, качество диагностики и лечения больных на догоспитальном этапе и в стационаре, снизить летальность и инвалидность.

Республиканский Научный Центр Экстренной Медицины включает в свой состав, постоянно действующий диспетчерский пункт, оперативную группу управления со средствами, предназначенной для немедленного выдвижения в район ЧС, бригады экстренной специализированной медицинской помощи постоянной готовности.

Таким образом из вышеизложенного следует, что все эти структурные подразделения взаимосвязаны не только одной идейной целью - оказание экстренной медицинской помощи населению, но и методами работы: ситуация —> вызов—> выезд бригады.

Оказание помощи на догоспитальном этапе зависит не только от квалификации каналов получения информации о больном, но и от уровня медицинской подготовки персонала, лечебно-диагностического оснащения.

Врач скорой помощи, врач санитарной авиации и специалист из специализированной бригады чрезвычайных ситуаций, оснащенный соответствующим лечебно-диагностическим оборудованием, может получить достаточную информацию о состоянии больного для постановки диагноза.

В условиях работы врача СМП на догоспитальном этапе чаще встречаются патологические состояния, обусловленные недостаточностью функции органа или систем организма. Поэтому на догоспитальном этапе достовернее выявляются функциональные нарушения или отдельные симптомы, которые дают возможность лишь предполагать причинность их возникновения и проводить лечебные мероприятия, направленные на купирование выявленных нарушений на месте осмотра больного или пострадавшего и во время транспортирования. Поэтому в сложных случаях установление точного клинического диагноза требует динамического наблюдения за больным в стационаре. Из чего следует, что преемственность в работе бригад СМП и отделений больницы СМП, приобретает существенное значение.

Многолетний опыт работы скорой помощи определил эту преемственность в нескольких направлениях: лечебном, научном, организационно-методическом, кадровом и административном.

Бригады санитарной авиации, скорой помощи и Чрезвычайных Ситуаций направляются к различному по степени тяжести контингенту больных. Преемственность в лечебном процессе определяется тесной функциональной связью между бригадами и отделениями стационара. Ответственность за ведение лечебного процесса возложена на директора Центра. Он ежедневно принимает отчет об объеме и характере лечебной работы на догоспитальном этапе, во время транспортирования и о состоянии больных в стационаре. Такая преемственность позволяет осуществлять единый подход к лечебному процессу, контролировать и определять качество работы бригад.

Единство тактики специалистов на догоспитальном и госпитальном этапе по вопросам ранней диагностики, медицинской сортировки, лечения и эвакуации по профилю определяет, в конечном итоге, качество работы.

5.1. Координационно-диспетчерская служба в системе экстренной медицинской помощи, перспектива ее развития

Ежегодно служба скорой медицинской помощи г. Самарканда выполняет более 72000 вызовов. Вместе с тем, сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению, ориентированная на оказание пациентам максимального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной. Как показывает анализ, почти в 60 процентах случаев служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинической службы по оказанию помощи на дому и транспортировке больных. Значительное количество выездов бригад скорой медицинской помощи к потерпевшим, на место происшествий выполняется несвоевременно.

Крайне неэффективно используются специализированные врачебные бригады, простаивающие большую часть времени или выполняющие непрофильные вызовы.

Продолжает оставаться на низком уровне оказание скорой медицинской помощи сельскому населению Самаркандской области.

Положение усугубляется нарастающими в условиях финансового дефицита проблемами оснащения службы санитарным автотранспортом, современными средствами связи, обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием.

К необоснованному увеличению нагрузки на станции скорой и неотложной медицинской помощи привели недостатки в работе амбулаторно-поликлинической службы. Из года в год увеличивается число вызовов по обслуживанию хронических больных.

Большинство поликлиник прекращает прием вызовов врача на дом за 4-6 часов до завершения своего рабочего времени. Больные с хроническими заболеваниями годами не наблюдаются поликлиниками, не получают противорецидивного лечения, что приводит к обострению заболеваний и возникновению осложнений, требующих экстренной помощи. Активные вызовы станций скорой и неотложной медицинской помощи в поликлиники не передаются или передаются в ограниченном количестве.

Произошла грубая деформация работы скорой помощи. Бригады выполняют несвойственные им функции: снятие ЭКГ, инъекции, в том числе онкологическим больным, по назначению врачей поликлиник, лечение больных с острыми простудными заболеваниями, обострением хронических заболеваний. В то же время нагрузка участковых врачей по оказанию помощи больным на дому остается в целом по городу недостаточной.

Организация специализированной службы на станциях скорой и неотложной медицинской помощи не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. В городе организовано 5 видов специализированных бригад. Из-за своей узкопрофильности специализированные бригады имеют нагрузку в 2-3 раза меньше линейных (ожидание “своего вызова”). Профильность работы бригад низкая, не обеспечивается своевременность прибытия бригад на место и начало лечения. Имеет место недопустимая потеря времени линейными бригадами в ожидании прибытия специализированных бригад при вызове “на себя”, во многих случаях задерживается начало лечения больных с тяжелыми заболеваниями. Отсутствует взаимозаменяемость специализированных бригад. В отдельных случаях одни специализированные бригады вызываются другими.

Государственная программа совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению Республики Узбекистан направленная, в основном на переоснащение службы санитарным автотранспортом, средствами связи, медицинским оборудованием выполняется не в полном объеме.

Негативно сказывается на конечных результатах скорой медицинской помощи отсутствие системы подготовки населения по вопросам оказания первичной медицинской само- и взаимопомощи. Ее приемами не владеют даже работники милиции, государственной автоинспекции, пожарной службы.

Все это свидетельствует о необходимости существенного совершенствования службы скорой медицинской помощи. Основными ее задачами на современном этапе должно являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться, в основном, фельдшерскими бригадами. Учитывая это, соотношение бригад скорой медицинской помощи должно постепенно перерасти в сторону преобладания фельдшерских.

Необходимо повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, узкоспециализированных бригад.

Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с вопросами совершенствования работы амбулаторно-поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому и т.д.

В 1999 году на базе РНЦЭМП во всех областях, созданы областные филиалы. В приложении 8 к Указу Президента РУз от “10” ноября 1998 г. № УП 2107 дана схематичная структура РНЦЭМП. В этой структуре есть указание о координационно-диспетчерской службе (КДС), однако, какова ее цель, задачи и структура освещается недостаточно. Поэтому нами в 2002 году на базе РНЦЭМП Самаркандского филиала создана новое отделение - КДС. Хотелось бы подробнее остановится на этой службе.

Целью создания координационно-диспетчерской службы является организация на современном уровне и координация служб экстренной медицинской помощи в сфере оказания населению своевременной квалифицированной и специализированной экстренной медицинской помощи.

Задачей КДС является:

1. централизация управления;

2. уменьшение числа необоснованных вызовов;

3. повышение качества предоставляемой помощи;

4. сокращение времени прибытия бригад;

5. обеспечение преемственности в лечении больных;

6. автоматизация и обработка всех вызовов на всех уровнях.

В состав КДС входят следующие структуры: подстанции скорой медицинской помощи (СМП), диспетчерская “03”, диспетчерская санитарной авиации (СА), штаб чрезвычайной ситуации (ЧС), специализированные бригады, склад ЧС с медикаментами.

Развитие КДС предусматривает несколько этапов:

На первом этапе в связи созданием КДС приказом директора Самаркандского филиала РНЦЭМП за 2002 год декабря месяца, для координированной деятельности службы “03”, санитарной авиации и штаба ЧС, закреплена функциональная обязанность ответственного врача руководить не только диспетчерским пунктом “03”, но и диспетчерами санитарной авиации и штаба ЧС.

Работу диспетчерской возглавляет ответственный врач смены. Он должен проводить оценку качества оказания медицинской помощи, контролировать работу диспетчеров по приему вызовов, своевременность обслуживания вызова, обоснованность госпитализации, расхождение диагнозов скорой помощи и стационаров. При необходимости ответственный врач смены может прослушать любой разговор диспетчера 03, поднять в течении 15-20 секунд любой вызов за любой промежуток времени.

Весь персонал диспетчерской в течение короткого времени должен овладеть работой на персональных ЭВМ для заполнения всех данных вызовов от населения г. Самарканда. Прием вызовов и руководство бригадами осуществляется в КДС.

Из средств связи КДС имеет: 4 ввода «03» для приема вызовов от населения. Необходимо наладить прямую связь со службами 01, 02. Внутри КДС необходима селекторная связь для осуществления моментальной связи с отделениями филиала и бригадами постоянной готовности. Нужно наладить постоянную круглосуточную запись всех телефонных переговоров диспетчеров по приему вызовов. Записи сохраняются в течение 6 месяцев.

Организовать стол справок, подключенный к локальной компьютерной сети и тогда поиск вызова займет не более 15-20 секунд.

В автоматизированную систему будут включены терминалы директора СФРНЦЭМП и начальника КДС. Постоянно осуществляется контроль за оперативной обстановкой, оценивается качество работы дежурного ответственного врача смены, а также оценка деятельности каждого врача скорой помощи и диспетчеров индивидуально.

К 2004 году необходимо провести модернизацию компьютерного терминала ответственного врача смены и установить электронную карту города Самарканда, которая позволит получать информацию со всех улиц и объектов города, вплоть до отдельно стоящих домов, а также состояние бригад на территории города в режиме реального времени. В соответствии с имеющейся электронной картой, возможно перераспределение вызовов с вариантами “А” и “Б” и др., в соответствии с количеством машин и бригад по подстанциям, масштаба ДТП.

Для повышения эффективности деятельности КДС необходимо оснащение всех машин скорой помощи современными рациями, что позволить сэкономить время и расходы на горюче-смазочные материалы.

Для повышения эффективности работы КДС необходимо заключить договора о совместной деятельности в оказании экстренной медицинской помощи больным со всеми медицинскими стационарами и амбулаторно-поликлиническими учреждениями.

Вторым этапом для успешной работы КДС в случаях ЧС необходимо заключить договора с УВД, ГАИ, МЧС, СНБ и пожарными о создании единой службы по типу американской системы “911” и наладить прямую связь с каждым из этих органов управления, что повысит оперативность и мобильность бригад постоянной готовности в случаях ЧС.

На третьем этапе развития КДС предусматривается интегрировать в сферу влияния КДС все районные подразделения скорой помощи, т.е. субфилиалы Самаркандской области, что позволит регулировать деятельность всех структур скорой помощи в областном масштабе.

На четвертом этапе планируется внедрение КДС во всех филиалах РНЦЭМП, что позволит координировать деятельность структур скорой экстренной медицинской помощи в масштабе Республики Узбекистан.

Для реализации всех этапов необходимо:

Провести углубленный анализ состояния и эффективности деятельности службы скорой медицинской помощи с учетом медико-демографической ситуации в регионе, проводимой структурной реформы амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, разработать территориальные программы развития службы скорой медицинской помощи, предусмотрев в них следующие основные направления:

- развитие сети материально-технической базы учреждений и подразделений скорой медицинской помощи, и санитарной авиации;

- подготовку и переподготовку медицинских кадров для службы скорой медицинской помощи;

- обучение основам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи работников государственной автоинспекции по безопасности дорожного движения, пожарной охраны, милиции, водителей всех видов транспорта и других категорий населения;

- оптимизацию использования имеющихся ресурсов амбулаторно-поликлинических учреждений с целью освобождения службы скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций;

- постепенное расширение объема скорой медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими бригадами, с сохранением врачебных бригад в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, других узкоспециализированных бригад;

- внедрение в практику работы учреждений и подразделений скорой медицинской помощи автоматизированных систем управления работой, в том числе оперативных и статистических отделов;

- оказание скорой медицинской помощи с использованием утвержденных норм, правил и стандартов для фельдшерского и врачебного персонала службы скорой медицинской помощи;

обеспечение персонала службы скорой медицинской помощи сезонной одеждой и обувью.

Также необходимо разработать:

- научно - обоснованный стандарт качества экстренной скорой медицинской помощи, усовершенствовать медико-статистическую службу;

- разработать новые должностные инструкции для всех категорий работников службы скорой и неотложной медицинской помощи;

- создать систему подготовки и усовершенствования кадров для службы скорой и неотложной медицинской помощи;

- разработать и внедрить комплексную автоматизированную систему управления экстренной медицинской помощью населению крупного города (КАСУ);

- разработать долгосрочную целевую программу развития скорой и неотложной медицинской помощи.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации деятельности
координационно-диспетчерской службы

1. Общие положения

1.1. Координационно-диспетчерская служба (КДС) является структурой, предназначенной для организации и координации деятельности в оказании круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

1.2. В состав КДС входят: оперативный диспетчерский отдел, подстанции скорой помощи, санитарная авиация, штаб ЧС с бригадами постоянной готовности, склад ЧС, контрольно-линейная бригада.

1.3. КДС возглавляет начальник КДС, который руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Узбекистан, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, приказами, распоряжениями вышестоящего органа управления здравоохранением, настоящим положением.

Начальник КДС осуществляет текущее руководство деятельностью КДС на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным к его компетенции.

1.4. Основной функциональной единицей КДС и подстанции скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная, интенсивной терапии и другие узкопрофильные специализированные бригады).

1.5. Бригады создаются в соответствии со штатными нормативами с расчетом обеспечения круглосуточной посменной работы.

1.6. В структуре КДС предусматриваются:

- оперативный (диспетчерский) отдел;

- отдел связи;

- отделение медицинской статистики с архивом;

- помещение для хранения медицинского оснащения бригад и подготовки к работе медицинских укладок;

- помещение для хранения запаса медикаментов, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией;

- комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, водителей санитарных автомашин;

- помещение для приема пищи дежурным персоналом;

- административно-хозяйственные и другие помещения.

В структуру станции могут быть включены и другие подразделения.

1.7. Отдел связи организует коммуникационную связь между всеми подразделениями подстанции скорой медицинской помощи. КДС должна быть обеспечена городской телефонной связью, радиосвязью с выездными бригадами и прямой связью с лечебно-профилактическими учреждениями.

1.8. Транспорт КДС и подстанции скорой медицинской помощи должен иметь специальные опознавательные знаки, установленные ГОСТом.

1.9. Санитарный автотранспорт бригад скорой медицинской помощи должен систематически подвергаться дезинфекционной обработке в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологической службы. В случаях, когда транспортом станции скорой медицинской помощи перевезен инфекционный больной, автомашина подлежит обязательной дезинфекции, которая осуществляется персоналом больницы, принявшей больного.

1.10. КДС ведет учетно-отчетную документацию, утвержденную Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

2. Основные задачи КДС

2.1. КДС функционирует в режиме повседневной работы и режиме чрезвычайных ситуаций.

2.2. Задачи КДС в режиме повседневной работы:

2.2.1. Организация и координация оказания скорой медицинской помощи заболевшим и пострадавшим на месте происшествия и во время их транспортировки в стационары.

2.2.2. Проведение систематической работы по совершенствованию профессиональных знаний, практических навыков медицинского персонала.

2.2.3. Развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания скорой медицинской помощи населению, внедрение современных медицинских технологий, повышение качества работы медицинского персонала.

2.3. В режиме чрезвычайной ситуации станция действует по указанию положения о ЧС Министерства Здравоохранения Республики Узбекистан, а также руководствуется документами штаба (управления, комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

2.3.1. Направляет в зону чрезвычайной ситуации выездные бригады скорой медицинской помощи согласно плану работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

2.3.2. Проводит лечебно-эвакуационные мероприятия пострадавшим при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.4. Обеспечивает проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации деятельности оперативного отдела КДС

1. Общие положения

1.1. Оперативный отдел является структурным подразделением КДС, обеспечивающим круглосуточный централизованный прием обращений (вызовов) населения, своевременное направление выездных бригад скорой медицинской помощи на место происшествия, оперативное управление их работой.

1.2. Оперативный отдел КДС организуется в городах с численностью населения не менее 400 тысяч.

1.3. Дежурный персонал оперативного отдела имеет необходимые средства связи со всеми структурными подразделениями станции скорой медицинской помощи, подстанциями, выездными бригадами, учреждениями здравоохранения, а также прямую связь с оперативными службами города. Оперативный отдел должен иметь автоматизированные рабочие места, компьютеризированную систему управления.

1.4. На должность заведующего оперативным отделом назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности "лечебное дело", "педиатрия" и сертификат врача скорой медицинской помощи.

1.5. Заведующий оперативным отделом скорой медицинской помощи руководствуется в работе законодательством Республики Узбекистан, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Уставом станции скорой медицинской помощи, приказами и распоряжениями директора СФРНЦЭМП, настоящим положением.

1.6. В структуру оперативного отдела входят:

- диспетчерская приема и передачи вызовов;

- стол справок.

 

2. Основные задачи и функции оперативного отдела КДС

2.1. Основной задачей оперативного отдела является организация централизованного приема обращений, обеспечение доступности населения за скорой медицинской помощью круглосуточно, организация своевременного выполнения поступивших вызовов.

2.2. Управление и контроль за работой выездных бригад, обеспечение организации скорой медицинской помощи в зависимости от сложившейся оперативной ситуации.

2.3. Организация скорой медицинской помощи при возникновении чрезвычайной ситуации.

2.4. В соответствии с поставленными задачами оперативный отряд выполняет следующие функции:

- прием вызовов с обязательной записью диалога на магнитную ленту, подлежащую хранению в течение 6-ти месяцев,

- сортировка вызовов по их срочности,

- своевременная передача вызовов выездным бригадам,

- контроль плотности поступающих вызовов и регулирование их потока в зависимости от срочности или повода вызова,

- осуществление контроля за своевременной доставкой экстренных больных, рожениц, пострадавших в приемные отделения соответствующих стационаров,

- обеспечение информации населения о больных и пострадавших,

- сбор оперативной статистической информации, ее анализ, подготовка ежедневных сводок для руководства станции скорой медицинской помощи,

- обеспечение взаимодействия с органами местной власти, Управлением внутренних дел, ГАИ, пожарными частями и другими оперативными службами города.

- контроль и учет работы санитарного автотранспорта,

- осуществление мероприятий по выполнению норм и требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, соблюдению правил техники безопасности.

ПОЛОЖЕНИЕ
об ответственном враче смены КДС

1. Общие положения

1.1. На должность ответственного врача КДС назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности "лечебное дело", "педиатрия", диплом и сертификат специалиста скорой медицинской помощи.

1.2. Ответственный врач в своей работе подчиняется начальнику КДС.

1.3. Ответственный врач в своей работе руководствуется законодательством Республики Узбекистан, нормативными документами Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Уставом станции скорой медицинской помощи, настоящим положением, приказами, инструкциями, распоряжениями директора СФРНЦЭМП.

1.4. Ответственный врач КДС назначается на должность и увольняется директором СФРНЦЭМП в установленном законом порядке.

2. Обязанности.

Ответственный врач КДС обязан:

2.1. Осуществлять оперативное руководство медицинским персоналом подстанции по выполнению возложенных на него функций оказания скорой медицинской помощи.

2.2. Организовывать и контролировать работу диспетчерской службы и выездных бригад.

2.3. Проводить анализ качества оказания медицинской помощи выездными бригадами и при необходимости обеспечивать динамическое наблюдение за больными, оставленными на дому.

2.4. Оказывать консультативную и методическую помощь бригадам, находящимся на вызовах.

2.5. Организовывать работу подстанции скорой медицинской помощи, санитарной авиации и штабом ЧС при чрезвычайных ситуациях.

2.6. Немедленно рассматривать и принимать необходимые решения по жалобам населения на работу медицинского персонала станции.

3. Основные функции подстанции скорой медицинской помощи

3.1. Круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах в стихийных бедствиях.

3.2. Своевременная транспортировка экстренных больных, в том числе инфекционных пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи.

3.3. Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно в подстанцию.

3.4. Обеспечение преемственности в работе с лечебно-профилактическими учреждениями города по оказанию скорой медицинской помощи населению.

3.5. Взаимодействие с органами местной власти, Управлением внутренних дел, ГАИ, пожарными частями и другими оперативными службами города.

3.6. Проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоянного неснижаемого запаса перевязочного материала и медикаментов.

3.7. Извещение органов управления здравоохранением административной территории и соответствующих органов обо всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в зоне обслуживания подстанции.

3.8. Равномерное комплектование выездных бригад медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно табелю оснащения.

3.9. Выполнение норм и правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.

3.10. Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.

3.11. Контроль и учет работы санитарного автотранспорта.

 

4. Организация работы подстанции скорой медицинской помощи

4.1. Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляется фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) подстанции скорой медицинской помощи.

4.2. Пострадавшие (больные), доставленные выездными бригадами станции скорой медицинской помощи, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения стационара с отметкой в карте вызова времени их поступления.

4.3. В целях координации лечебно-профилактической работы, улучшения преемственности в обслуживании больных администрация Центра и подстанции проводит регулярные совещания с руководством лечебно-профилактических учреждений, расположенных в зоне обслуживания.

4.4. Подстанция скорой медицинской помощи не выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, и судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения.

Выдает устные справки при личном обращении населения или по телефону о месте нахождения больных и пострадавших. При необходимости выдает справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации деятельности выездной бригады
скорой медицинской помощи

1. Общие положения

1.1. Выездная бригада скорой медицинской помощи является структурно-функциональной единицей подстанции скорой медицинской помощи.

1.2. Выездные бригады скорой медицинской помощи (далее - бригады) подразделяются на фельдшерские и врачебные.

Фельдшерская бригада включает в свой состав 2-х фельдшеров, санитара и водителя и оказывает необходимую медицинскую помощь в пределах компетенции, определенной отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи.

Врачебная бригада включает в свой состав 1 врача, 1 фельдшера, санитара и водителя и оказывает необходимую медицинскую помощь в пределах компетенции, определенной нормами, правилами и стандартами для врачебного персонала по оказанию скорой медицинской помощи.

1.3. Состав и структуру бригады утверждает директор СФРНЦЭМП.

1.4. Бригада руководствуется в своей деятельности настоящим Положением, нормативно-методическими документами вышестоящих органов управления здравоохранением и администрации СФРНЦЭМП, в состав которой входит подстанция скорой медицинской помощи.

1.5. Бригада работает по утвержденному графику. В свободное от вызовов время персонал бригады обязан находиться в помещении подстанции, отделения скорой медицинской помощи.

1.6. Обеспечение бригады должно соответствовать утвержденному табелю оснащения.

2. Основные задачи и функции

2.1. Основной целью деятельности бригады является оказание круглосуточной экстренной медицинской помощи взрослому и детскому населению при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар.

2.2. В соответствии с поставленной целью бригада решает следующие задачи:

- немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия) в пределах норматива времени, установленного для данной административной территории;

- установление диагноза, осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента и, при наличии медицинских показаний, транспортировка его в стационар;

- передача пациента и соответствующей медицинской документации дежурному врачу (фельдшеру) стационара;

- обеспечение сортировки больных (пострадавших) и установление последовательности оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, отравлениях, травмах и других чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение и проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.

2.3. При обнаружении трупа умершего (погибшего) бригада обязана привлечь сотрудников Управления внутренних дел данной территории, зафиксировать в “Карте вызова” все необходимые сведения. Эвакуация трупа с места происшествия не допускается.

В случае смерти в салоне санитарного автомобиля бригада обязана сообщить фельдшеру по приему и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) и получить разрешение на доставку трупа в судебно-медицинский морг.

ПОЛОЖЕНИЕ
об ответственном враче подстанции
скорой медицинской помощи

1. Общие положения

1.1. На должность ответственного врача подстанции скорой медицинской помощи назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности "лечебное дело", "педиатрия", диплом и сертификат специалиста скорой медицинской помощи.

1.2. Ответственный врач в своей работе подчиняется ответственному врачу и начальнику КДС.

1.3. Ответственный врач в своей работе руководствуется законодательством Республики Узбекистан, нормативными документами Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Уставом КДС и подстанции скорой медицинской помощи, настоящим положением, приказами, инструкциями, распоряжениями директора СФРНЦЭМП.

1.4. Ответственный врач подстанции скорой медицинской помощи назначается на должность и увольняется директором СФРНЦЭМП в установленном законом порядке.

 2. Обязанности ответственного врача подстанции скорой медицинской помощи:

2.1. Осуществлять оперативное руководство медицинским персоналом подстанции по выполнению возложенных на него функций оказания скорой медицинской помощи.

2.2. Организовывать и контролировать работу диспетчерской службы подстанции и выездных бригад.

2.3. Проводить анализ качества оказания медицинской помощи выездными бригадами и при необходимости обеспечивать динамическое наблюдение за больными, оставленными на дому.

2.4. Оказывать консультативную и методическую помощь бригадам, находящимся на вызовах.

2.5. Организовывать работу подстанции скорой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

2.6. Немедленно рассматривать и принимать необходимые решения по жалобам населения на работу медицинского персонала станции.

Любой вызов для оказания экстренной медицинской помощи в первую очередь получает КДС, которая должна в свою очередь координировать деятельность всех служб для оказания быстрой, достаточно необходимой специализированной помощи экстренному больному.

Для достаточно четкой работы и обработки всех получаемых вызовов КДС оснащено современным PC - персональным компьютером модели Pentium. В PC - компьютере заложена специальная программа базы данных. Имеется четыре отдельных базы данных: для скорой медицинской помощи «03», диспетчерской санитарной авиации, штаба ЧС и для склада ЧС. В базу данных СМП заносятся все данные вызовов получаемых от населения по телефону «03», также данные, полученные в результате выезда линейных бригад скорой помощи к больному. В базу данных диспетчерской санитарной авиации регистрируются звонки или вызовы, получаемые от дежурных врачей районных, сельских больниц. А также окончательные данные после поездки к больному врачей консультантов.

В базу данных ЧС заносятся все случаи чрезвычайной ситуаций медицинского характера. В базу данных склада ЧС заносятся данные о наличии в данный момент лекарственных средств и анализируется потребность в том или ином медикаменте. Все эти четыре базы данных ежесуточно обрабатываются в службе КДС. Следовательно, получая полную информацию о состоянии дел в каждой службе мы можем изучать и устранять ошибки, а также координируя деятельность всех вышеперечисленных служб, повышать потенциал и возможности экстренной медицинской помощи населению.

В схеме 1 представлена структура КДС Центра Экстренной медицинской помощи.

Схема структуры координационно-диспетчерской службы центра экстренной медицинской помощи

Схема структуры координационно-диспетчерской службы центра экстренной медицинской помощи

За структурную деятельность КДС отвечает начальник КДС и штаба ЧС, который в свою очередь подчиняется директору Центра и заместителю директора по скорой помощи и санитарной авиации. Начальнику КДС подчиняется контрольно-линейная служба, а также под его контролем находится склад ЧС. В складе ЧС имеется весь необходимый запас медикаментов, перевязочных материалов и медицинских наборов (противошоковый, травматологический, ожоговый и т.д.) на случай возникновения ЧС. Контрольно-линейная бригада необходима для контроля выездов и качественной работы линейных и специализированных бригад. Начальник КДС руководит и координирует деятельность подстанций скорой помощи, диспетчерской «03», диспетчерской санитарной авиации и службу специализированных бригад.

Если в подстанции Скорой помощи до сегодняшнего времени существовали такие бригады как кардиологическая, психиатрическая, педиатрическая и бригада интенсивной терапии, то нами в Самаркандском филиале созданы новые бригады, такие как кардиореанимационная, токсикологическая, нейрореанимационная, ожоговая. Все эти бригады подчиняются заведующему службой специализированных бригад.

В соответствии с этой структурой нами разработаны следующие новые штаты (на ста- дии утверждения):

Начальник КДС и штаба ЧС, заведующий службой специализированных бригад, контрольно-линейная бригада, диспетчеры «03», диспетчеры СА, старшая медсестра КДС, старшая медсестра СА, санитарки диспетчерской «03», санитарки СА, врач специализированной бригады, медсестра специализированной бригады, врачи СА, программист КДС, оператор КДС.

Таким образом, созданная нами служба КДС позволила централизованно управлять четырьмя структурами: скорой помощью, санитарной авиацией, штабом ЧС и специализированной бригадами.

Такой подход к работе незамедлительно отразился на деятельности всех служб в лучшую сторону. При оценке работы скорой медицинской помощи было выявлено, что показатели за период 1999-2000 гг, 2001, 2002 годов характеризуют работу СМП при Самаркандском филиале РНЦЭМП до создания КДС, а 2003 год показывает период работы новой службы КДС при Центре. При анализе работы СМП отмечено, что с образованием КДС вызовы стали более координированными, уменьшилось количество ложных вызовов, вызовов к хроническим больным, поэтому количество вызовов в 2003 году уменьшились на 7,9% по сравнению с 2002 годом, на 20,3% по сравнению 1999-2000 гг. (диаграмма 1).

По разным причинам в каждом периоде отмечались отказы от вызовов, составившие не более 3,1 % от количества вызова (диаграмма 2). Меньше всего отказов (2,1 %) отмечено в 2003 году, что можно объяснить увеличением количества вызовов и высокими организационными требованиями руководства Самаркандского филиала к работе СМП.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Основными причинами отказов от вызовов являются несвоевременный приезд бригады СМП к больному, улучшение состояния больного, помощь больному оказано знакомым или соседом врачом, больной вывезен своей машиной в ближайший стационар. Для уменьшения количества отказов, во-первых, необходимо проработать программу четкой и слаженной работы связки: вызов - диспетчер - линейная бригада. Во-вторых, необходимо проводить широкую разъяснительную работу населению через средства массовой информации о том, какие показания требуют вызова, а какие не требуют (необходимо исключить вызовы к хроникам, преимущество в вызове имеют экстренные больные). Часто в работе СМП возникают случаи безрезультативных вызовов. Основными причинами могут быть хулиганские звонки, неправильный адрес, улучшение состояния больного, больной обслужен другим врачом (знакомым, соседом). Самый высокий уровень безрезультативных вызовов (диаграмма 3) наблюдалось в 1999-2000 годах, составивших 16,9 % (по отношению к количеству вызовов в данном периоде).

Диаграмма 3

Уменьшение числа безрезультативных вызовов в 2003 году (11,6 %) связано с:

- введением матриц для направления бригад по профилю;

- уменьшением количества вызовов к хроническим больным;

-установкой телефонных аппаратов с автоопределением номера уменьшается количество хулиганских вызовов.

Анализируя работу СМП, выявлено уменьшение количества опозданий в 2003 году, составившей всего 0,3 % (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Смерть больных до приезда СМП в 1999-2000 гг. была довольно высокой (1,1%), но в последующие годы (2001, 2002, 2003 гг.) находится примерно на одинаковом уровне (0,7-0,8 %) (диаграмма 5).

Диаграмма 6

Анализируя летальность больных до приезда врачей, мы попытались исследовать временной аспект обслуживания, который в конечном итоге мог стать одной из причин летальности. Как видно на диаграмме 6, выезд скорой помощи в большинстве случаев осуществляется до 4 минут.

Диаграмма 7

Летальность больных в возрастном аспекте остается на прежнем уровне. Больше удельный вес составляют лица старше 70 лет (диаграмма 7).

Диаграмма 8

При сравнительном анализе летальности по диагнозам выявлено, что в 2002 году в 0,34% диагноз не ставился (против 0,25% в 2003 году), или в талонах писали просто смерть до приезда СМП (диаграмма 8). В 2002 году смерть больных вследствие острого инфаркта миокарда встречалась чаще (0,48 % случаев), чем в 2003 (0,26 %). Это объясняется тем, что в 2003 году были созданы специализированные кардиологические бригады, которая своевременно выезжали на эти вызовы. В остальных случаях смерть соматического (инсульты, рак и т.д.), криминального характеров (ножевое ранение, самоповешение и т.д.) и смерть из-за автоаварии в 2002 и 2003 годах были примерно одинаковы.

Строгий контроль и грамотная работа КДС Самаркандского филиала принесла свои плоды по результатам количества повторных вызовов, которые были ниже в 2003 году по сравнению с 1999-2000 гг (диаграмма 9).

Диаграмма 9

Организация работы КДС привела к увеличению числа госпитализации больных, которая была самой высокой в 2003 году- 29,7 % (диаграмма 10).

Диаграмма 10

Диаграмма 11

В диаграмме 11 представлены данные пребывания бригад СМП в приемном покое Самаркандского филиала. Как видно в 2001 году врачи скорой помощи пребывали в приемном покое для госпитализации больного в среднем до 30 минут. Это связано с тем, что им приходилось ждать осмотра больного нужным специалистом (терапевтом, нейрохирургом, педиатром, травматологом и т.д.) для постановки окончательного диагноза, а в некоторых случаях больного обратно отвозили домой. Благодаря организации КДС в 2003 году время пребывания бригад СМП в приемный покой стационара сокращено до 5 минут.

Таким образом, организация КДС повышает качество работы СМП по всем оснавным показателям.

5.2. Специализированные бригады.

Специализация службы скорой помощи - одно из важных условий совершенствования лечебного процесса основанного на использовании специалистов высокой квалификации.

На основании изучения заболеваемости населения, структуры обращаемости по нозологиям специализированная помощь на догоспитальном этапе оказывается по следующим направлениям: кардиологическим, психиатрическим, нейрореанимационным, педиатрическим, ожоговым.

Известно, что своевременный приезд специализированной бригады во многом зависит от диспетчера.

В систему работы диспетчера входит:

  • произвольная диалоговая система расспроса по телефонному коду 03;
  • работа в определенном регламенте по заранее отработанным матрицам (таблицам)
  • работа на основании алгоритмизации лечебно-диагностического процесса.
  • компьютерная обработка данных.

Специализированные бригады станции скорой помощи состоят из врача-специалиста , среднего медицинского работника и имеют специальное техническое и медицинское оснащение.

Направление бригад интенсивной терапии осуществляется как по вызову врачей и среднего медперсонала, так и по вызову населения в случаях поражения электрическим током, тяжелой травмы, обильного кровотечения, механической асфиксии и др.

Медицинский персонал этих бригад владеет современными методами реанимации. Специализированные бригады оснащены дыхательной и наркозной аппаратурой, ЭКГ, дефибриляторами, кардиостимуляторами, лабораторными укладками, имеют ассортимент и запас лекарственных средств, позволяющих производить на догоспитальном этапе интенсивную терапию вплоть до электроимпульсной, внутриполостной кардио-стимуляции, форсированного диуреза, искусственной вентиляции легких и т.д. Большинство специализированных бригад может при необходимости помогать друг другу при проведениии реанимационных мероприятий.

Использование специализированных бригад способствует улучшению качества диагностики и лечения на догоспитальном этапе.

В настоящий момент у нас существуют следующие специализированные бригады: 1) нейрореанимационная, 2) педиатрическая, 3) ожоговая, 4) токсикологическая, 5) кардиореанимационная, 6) психиатрическая, и 7) акушерская.

Эти бригады подчиняются заведующему 4 - специализированной подстанции, а в ночное время ответственному врачу диспетчерской «03». В случае ЧС специализированные бригады автоматически подчиняются начальнику штаба ЧС.

Наиболее важными задачами специализированных бригад являются:

- оказание пострадавшим максимально полной лечебно-диагностической помощи;

- срочная доставка больных в Центр экстренной медицинской помощи;

- применение в практике новейших методов экспресс-диагностики и лечения;

- экстренная помощь при чрезвычайных ситуациях;

- разработка и усовершенствование тактики оказания скорой медицинской помощи при наиболее тяжелых состояниях (шок, острое нарушение кровообращения);

- совершенствование табеля оснащения специализированных машин;

- проведение учебно-методической работы.

Объем лечебно-диагностической помощи, оказываемый профильными специализиро-ванными бригадами, всегда значительно больший, чем у линейных бригад. Врачи нейрохирургического профиля, должны при необходимости на месте происшествия остановить кровотечение, иммобилизовать конечность (шею), восстановить целостность ран, т.е провести противошоковые мероприятия, а затем транспортировать в профильные отделения Центра экстренной медицинской помощи.

Врачи кардиореанимационной, педиатрической бригад имеющимися в их распоряжении средствами могут на месте оказать максимальную лечебно-диагностическую помощь, поэтому их задачей является провести качественный осмотр и лечение больного на месте, потом уже решать вопрос об эвакуации в специализированный стационар.

Токсикологическая бригада по жизненным показаниям должна на месте максимально вывести яд, токсины из организма, пока не наступили необратимые изменения. Поэтому их машины оснащены зондами и отсосами для выведения яда из желудка, средствами для проведения клизмы, антидотами и аппаратом для проведения гемосорбции и т.д.

В распоряжении ожоговой бригады имеются наборы для ожоговых больных и все средства для выведения больных из шокового состояния.

Задачи специализированной бригады постоянно уточняются и обновляются, что отражается на качестве лечебно-диагностической работы и улучшения их результатов.

ПОЛОЖЕНИЕ
О враче специализированной выездной бригады станции скорой и неотложной медицинской помощи

1.Врач специализированной бригады должен иметь стаж работы в неотложной медицинской помощи и иметь специальную подготовку по профилю специализированной бригады и реаниматологии.

2.Врач специализированной бригады станции скорой и неотложной медицинской помощи подчиняется администрации и старшему врачу станции (отделения).

3.Врач специализированной бригады руководствуется положением о враче выездной бригады, приказами и распоряжениями администрации, специальными инструкциями, методическими указаниями, рекомендациями, действующим законодательством.

4. Врач специализированной бригады обязан:

- владеть методами ургентной диагностики и интенсивной терапии терминальных состоянии и реанимации;

- оказывать консультативную помощь врачам линейных бригад;

- участвовать в ликвидации ЧС.

Известно, что задачами бригады интенсивной терапии являются, оказание первой медицинской помощи больному на месте и при необходимости госпитализации его в стационар. Уровень госпитализации больных бригадами интенсивной терапии в стационар в 2003 году составила 58 % (диаграмма 12).

Диаграмма 12

Нами, на основе компьютерного анализа базы данных КДС, разработана матрица направления специализированных бригад по профилю. Эта матрица создана для диспетчеров, которые в короткое время должны принять быстрое решение о направлении той или иной бригады на помощь больным.

Основными поводами вызовов специализированных бригад являются массовые катастрофы, автоаварии, падения с высоты, асфиксия, электротравма, отравления, инфаркт миокарда, кровотечения и т.д. Известно, что вызывающий скорую помощь всегда эмоционален и может преувеличивать случившееся событие. Поэтому, диспетчер получивший первым сообщение, должен успокоить вызывающего и выяснить данные о случае, уточнить профиль направляемой бригады. После сбора необходимой информации в срочном порядке определенная специализированная бригада направляется на место происшествия. В случае отсутствия в данный момент этой бригады, проводится вынужденная замена ее другой бригадой в соответствии с данной матрицей.

Матрица для направления специализированных бригад по профилю

Повод к вызову Данные о случае Вопросы уточняющие профиль бригады Профиль бригады Вынужденная замена
Массовые катастрофы столкнулось несколько машин, столкнулся автобус, опрокинулся автобус и т.д. Возник ли пожар, количество пострадавших, есть ли среди пострадавших дети Нейрореанимационная, Кардиореанимационная, Ожоговая, Педиатрическая Токсикологическая, Линейная
Автоаварии Столкнулись две машины, опрокинулась машина, машина наехала на препятствие, машина наехала на пешехода, машина наехала на велосипедиста, пассажир выпал из машины. Количество пострадавших Сознание (да, нет) Дыхание (да, нет) Кровотечение (да, нет) Кричит от болей (да, нет) Нейрореанимационная Кардиореанимационная, Линейная
Кровотечение Кровотечение из носа
Кровавая рвота
Лежит в крови, потеря сознания
Чем болел (язва желудка, высокое артерииальное давление) Кардиореанимационная Линейная
Инфаркт миокарда Умирает, посинел, боли в области сердца. Сердцебиение, перебои с остановкой сердца, одышка Боли в области сердца (продолжительность, иррадиация); были ли в анамнезе инфаркты, высокое артериальное давление Кардиореанимационная Линейная
Отравление Отравился случайно или преднамеренно, Без сознания, Не дышит Наименование препарата,время приема яда
Сознание (да, нет)
Судороги (да, нет)
Дыхание (да, нет)
Пена изо рта(да, нет)
Токсикологическая, Нейрореанимационная, Кардиореанимационная,
Электротравма Ударило током
Без сознания,
Умирает
Цвет кожных покровов (розовый, синюшний)
Дыхание (да, нет)
Ожоги (да, нет)
Ожоговая Кардиореанимационная,
Линейная
Тяжелая производственная травма Взрыв, пожар, завалило землей, стеной, попал в станок Количество пострадавших, сознание (да, нет)
Дыхание (да, нет)
Кровотечение и наложен ли жгут
Нейрореанимационная, Ожоговая Линейная
Асфиксия Повешен, задохнулся - от чего, умирает, Во время еды подавился, задохнулся, во время смеха Цвет из кожных покровов. Дыхание (да,нет). Седцебиение (да, нет).
Сознание (да, нет). Принимал пищу.
Нейрореанимационная Кардиореанимационная,
Педиатрическая,
Линейная.

 

Парализовало Были головные боли, Без сознания, судороги, умирает Потеря речи (да, нет) Сознание (да, нет) Шумное дыхание, захрапел Судороги (да,нет) Нейрореанимационная Кардиореанимационная
Укус насекомым Укус от неизвестного насекомого, боли, умирает Резкая аллергическая реакция, трудно стало дышать Токсикологическая Кардиореанимационная, Педиатрическая
Роды Принятие родов Когда начались схватки Акушерская Линейная
ЧМТ Выпал в окно, сбит машиной, избит Сознание - есть, нет

Обстановка травмы

Нейрореанимационная,

Кардиореанимационная

Линейная
Падение с высоты Упал с дерева, с …этажа, умирает Сознание - есть, нет Кровотечение - есть, нет Нейрореанимационная, Кардиореанимационная
Огнестрельное или ножевое ранение Произошел выстрел, взрыв, ударили ножом Локализация ранения

Дыхание (да, нет)

Кровотечение и наложен ли жгут

Нейрореанимационная, Кардиореанимационнаяя
Пожары Массовые несчастные случаи По вызову пожарных, милиции Сколько пострадавших,  Оказывается ли помощь Нейрореанимационная, Токсикологическая Кардиореанимационная, Линейная

5.3. Санитарная авиация.

Станция санитарной авиации (СА) входит в состав КДС. В табеле оборудования средств СА предусмотрено укомплектование их медицинскими аппаратами, приборами (в т.ч. кислородными), инструментарием, медицинскими сумками, специальными врачебными наборами, перевязочным материалом, бельем, а также медикаментами для ухода за транспортируемыми больными и оказания на месте квалифицированной медицинской помощи.

Воздушная авиация используется в случаях вызова высококвалифицированного врача из г. Ташкента, а также для транспортировки тяжелых больных. В Самаркандской области широко используются наземный санитарный транспорт. По вызову Центральных районных больниц из СФРНЦЭМП выезжают высококвалифицированные врачи для оказания экстренной и консультативной помощи тяжелым больным, которых не в состоянии квалифицированно обслужить врачи из районных больниц. Врачи Центра ЭМП помимо консультативной помощи в районных больницах, проводят экстренные операции на месте. При необходимости производят перевод и транспортировку больных в Центр для дальнейших лечебно-диагностических мероприятий.

Впервые в Самаркандском филиале РНЦЭМП введен “активный вызов”. Что это означает? После первичной консультации больных или проведения операции на месте, на следующий день без вызова из района врач-специалист Центра выезжает повторно на консультацию к этому же больному. Активный вызов позволяет врачу контролировать лечебный процесс у тяжелого больного, тем самым уменьшить число осложнений. Приведем пример “активного вызова”: больной А. 51 лет 15.06.03 поступил в Кушрабадский субфилиал ЭМТ. Из анамнеза: больной упал на железобетонную балку. Диагностирован разлитой перитонит. Хирургом по линии СА производена лапаротомия, ушивание разрыва брыжейки тонкого и толстого кишечника, ушивание разрыва двенадцатиперстной кишки.

На следующий день по активному вызову больной был повторно консультирован опытным хирургом и переведен в Самаркандский филиал. Операция релапаротомия, наложение переднего гастроэнтероанастомоза по Вельфлёру с Браунским межкишечным анастомозом, отключение 12-перстной кишки по А.А.Шалимову на зонде. Второй зонд проведен через желудок в отводящей отдел тонкой кишки для энтерального питания. Область 12-перстной кишки тампонирована и дренирована. Послеоперационный период больного протекал тяжело. Больной был выписан 05.07.03 в удовлетворительном состоянии.

Известно, что в районных больницах нет узко профилированных специалистов, поэтому нейрохирургами проведено больше всех не только оперативных вмешательств (93 %), но и активных вызовов. За 9 месяцев 2003 года общее количество активных вызовов, проведенных нейрохирургами по районам, составило-26, причем больше всего активных выездов было в Пастдаргомский (7) и Иштыханский (4) районы. При активных вызовах оперативное вмешательство было произведено в 13,1% случаев. Из всех активных вызовов с нейрохирургической патологией в 57,7 % случаев больные переведены в Самаркандский филиал, а в 7,7 % случаев они оперированы.

По линии СА врачи-специалисты выезжают в 14 районов Самаркандской области и в город Каттакурган (Акдарья, Булунгур, Ургут, Кушрабад, Джамбай, Иштыхан, Пайшанба, Пастдаргом, Пайарик, Нурабад, Нарпай, Самаркандский, Пахтачи, Тайлак), при необходимости в другие области Республики Узбекистан (Навоискую, Кашкадарьинскую, Джиззакскую).

Анализируя деятельность СА за 2002 г. было отмечено, что больше всего вызовов было в Пастдаргомский район (240), далее в порядке убывания идут Ургутский район (234), Булунгурский район (219), Иштыханский район (192) и т.д (диаграмма 13).

Диаграмма 13

В 2002 году вызовов было больше, чем в 2003 году.

По линии СА вызываются врачи-консультанты 30 специальностей (акушер-гинеколог, нейрохирург, травматолог, гематолог, онколог и т.д.). Так за 2002 г. больше всего были вызваны нейрохирурги (688), далее в порядке убывания идут хирурги (382), реаниматологи (241), акушер-гинекологи (158), инфекционисты (141) и т.д. В 2003 году распределение вызовов специалистов было следующее: больше были вызваны нейрохирурги – 538 раз, далее реаниматологи – 265, хирурги – 227, акушер-гинекологи – 137, детские реаниматологи – 106 раза и т.д. Как мы видим, с уменьшением количества вызовов в 2003 году по сравнению с 2002 годом уменьшилось и количество специалистов вызываемых в районы Самаркандской области (см. диаграмму 14). Это связано с тем, что в КДС активно проводится дифференцировка вызовов, а также улучшена работа в субфилиалах.

Диаграмма 14

Несмотря на уменьшение вызовов, в 2003 году оперативная активность у нейрохирургов выше, чем в 2001 и 2002 годах (диаграмма 15). Необходимо подчеркнуть, что до 2002 года практиковались консультативные, не экстренные вызовов, а также проведение плановых операций в районах. Улучшению результатов в 2003 году способствовала организация КДС.

Диаграмма 15

Таким образом, с созданием новой организационной структуры - КДС повысились результаты и качество работы не только скорой помощи, но и санитарной авиации.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1327
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru