MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава № 3. Задачи и организация выездной неонатологической консультативно-реанимационной бригады

В задачи реанимационно-консультативной бригады РКЦ входит проведение и обеспечение проведения реанимационных и лечебно-диагностических мероприятий новорожденным детям в родильных домах города, оказание консультативной помощи неонатологам в диагностике неотложных состояний, транспортировка детей в специализированные отделения больниц, скорая помощь на дому детям первого месяца жизни.

Бригада РКЦН состоит из врача неонатолога-реаниматолога, фельдшера и водителя автомашины.

В Санкт-Петербурге для транспортировки больных используются автомашины марки «Форд». В других европейских странах используются другие марки автомашин. Например, в Италии “FIAT Ducato maxi 2800 turbo diesel”, специально адаптированный для неонатального транспорта. Инкубатор в эту машину погружается при помощи специального подъемника, расположенного сбоку. Существует возможность загрузки двух инкубаторов, система фиксации выдерживает до 10 g., что является обязательным требованием для всех машин «скорой помощи».

Для успешного выполнения поставленных задач в автомобиле реанимационно-консультативной бригады должно быть нижеперечисленное оборудование:

1. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА:

– Кювез (переносной или перевозной). Необходимо отметить, что он должен находиться на гидравлической системе, нивелирующей вибрацию автомобиля при движении;

- «Печка» для обогрева салона автомобиля;

- «Космическое одеяло» – термоизолирующая пленка для ребенка;

- Грелки (1-2 шт.) для обогрева ребенка;

- Белье для ребенка (одеяло, пеленки и т.д.);

2. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕСПИРАТОРНОЙ ПОДДЕРЖКИ:

- Кислородные баллоны (объемом 10 л) –2шт, (объемом 1-2 л) –4 шт

- Воздушный компрессор для проведения ИВЛ и использования вакумных систем (Например, в Италии компрессоры воздуха, установленные в передвижном модуле, автомобиле, дают до 12 литров воздуха в минуту. В Голландии используют баллоны с кислородом и воздухом);

- Дозиметр О2 для стационарного и переносного баллонов;

- Аппарат ИВЛ (“Babylog 2” или транспортный «Stephan») системой увлажнения и обогрева дыхательной смеси;

-Кислородный смеситель;

-саморасправляющийся дыхательный мешок ("Ambu", "Dreger", "Laerdal", "Penlon" и др.) с клапаном сброса избыточного давления;

-Система Айра с манометром;

-Набор масок разных размеров для ИВЛ;

-оральные воздуховоды;

- система СРАР;

3. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИНТУБАЦИИ ТРАХЕИ И САНАЦИИ ВОЗДУХОПРОВОДЯЩИХ ПУТЕЙ:

-Ларингоскоп с прямыми клинками № 0 (для недоношенных) и № 1 (для доношенных) и интубационные трубки разных диаметров (D= 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0), запасные лампочки и элементы питания для ларингоскопа;

-проводник для эндотрахеальной трубки;

-Электрический или вакуумный отсос и наборы отсосных катетеров (импортные: 5, 6, 8, 10 Fr, отечественные: №№ 6, 8, 10);

4. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ МЕДИКАМЕНТОВ:

-Инфузионные помпы (2-3 штуки на аккумуляторах);

-Набор для венесекции и катетеризации пупочных сосудов, центральных и периферических вен, пупочные катетеры: импортные - №№ 3,5, 4,9, 5, 6 Fr отечественные - №№ 6, 8; Периферические катетеры типа «Venflon» различного диаметра;

-Системы для инфузии, шприцы различных объемов, переходники, удлинители, иглы-«бабочки» 25, 24, 21, 18 G, тройники;

5. МЕДИКАМЕНТЫ:

-Жидкости для вв инфузий (5%, 10%, 40% глюкоза, 0,9% хлорид натрия, 5%, 10% альбумин, 4% сода, 10% кальция хлорид и глюконат). Инотропные препараты, атропин, налоксон. Миорелаксанты. Глюкокортикоиды. Седативные и противосудорожные препараты и т.д. Лейкопластырь на матерчатой основе иили гипоаллергенный пластырь шириной 0,5 - 1,0 см. ;

6. ПРОЧИЕ:

-Монитор ЭКГ и АД с набором манжет и датчиков, пульсоксиметр с набором датчиков;

-Набор для проведения плевральной пункции и дренирования плевральной полости;

-Лампа-кронштейн и столик для проведения манипуляций;

-Назогастральные зонды разных размеров;

- Стерильные перчатки;

-Экспресс лаборатория (рН, кальций, глюкоза, время свертывания крови и длительность кровотнчения, показатели «красной крови»);

- Спиртовые тампоны;

-Поляроидная камера;

-Средства фиксации ребенка при транспортировке.

-Часы с секундной стрелкой;

-Хирургические пинцеты, скальпель, ножницы;

-Термометр электронный или спиртовой;

-Стерильные пеленки;

-Фонендоскоп;

-Шкафчики для хранения оборудования и расходных материалов;

Таким образом, оборудованная автомашина с бригадой РКЦН должны представлять собою «миниатюрное передвижное отделение реанимации новорожденных». В зависимости от региона нашей страны в автомашине возможно наличие сурфактанта и системы для ингаляции оксида азота, как это присутствует в европейских службах срочного неонатального транспорта.

Конечно, развитие регионарной специализированной помощи новорожденным, а также техника и объем помощи будет зависеть от особенностей региона (его размеров, географического положения, экономических условий и т.д.), но, тем не менее, учитывая опыт г. Санкт-Петербурга, считаем необходимым подчеркнуть, что успешное функционирование данной системы будет осуществляться, если имеются четкие рекомендации по:

- Оборудованию, необходимому для оказания помощи и мониторинга, которое будет находиться в родильных домах, РКЦН и реанимационном отделении ДГБ;

-Штатам медперсонала родильных домов, РКЦН и реанимационных отделениях ДГБ;

-Лечебным и диагностическим процедурам, которые должны и могут выполнять врачи и средний медперсонал на каждом этапе оказания помощи больному. Это касается венозных доступов, плевральных пункций, введения сурфактанта и т.д.;

По нашему мнению, должна существовать открытая и доступная связь между неонатальным центром ДГБ, реанимационно-консультативным центром и родовспомогательным учреждением на всех уровнях (администрации, врачей и медицинских сестер). Кроме того, должна осуществляться постоянная консультативно-методологическая помощь со стороны крупных неонатальных центров родовспомогательным учреждениям. Также целесообразна консультативно-методическая помощь со стороны учебных заведений (медицинских академий или университетов) врачам неонатальных центров.

Конечно, идеально, если женщину группы высокого риска транспортируют в перинатальный центр еще до рождения ребенка, но это не всегда возможно, а иногда специализированная помощь, прежде всего оперативные вмешательства, возможны только в условиях крупного многопрофильного стационара.

В транспортировке нуждаются новорожденные, имеющие патологию, полноценное обследование и лечение которой возможно только в условиях больницы.

По рекомендациям европейской ассоциации перинатальной медицины (1999) показаниями для транспортировки беременной в перинатальный центр (антенатального трансфера) являются следующие состояния:

ожидаемые роды до 32 недели гестации с преждевременным разрывом оболочек или без него;

многоплодная беременность до 34 недели;

тяжелая задержка роста плода до 34 недели;

врожденные аномалии развития плода, требующие немедленной постнатальной помощи;

тяжелая изоиммунизация по группе крови и Rh-фактору;

водянка плода;

тяжелое много- и маловодие;

тяжелая преэклампсия или гемолиз, повышенный уровень печеночных ферментов, сниженное количество тромбоцитов, HELLP – синдром;

метаболические заболевания плода (требующие лечения сразу после рождения);

тяжелые заболевания матери, осложнения беременности (такие как инсулин-зависимый диабет, сердечные заболевания);

Транспортировка противопоказана в случаях отрыва плаценты, тяжелого кровотечения или если женщина нуждается в срочном лечении.

Показаниями для перевода новорожденного в неонатальный центр являются следующие состояния:

1) тяжелая дыхательная недостаточность (недостаточность газообмена, ожидаемая длительная искусственная вентиляция легких, персистирующая легочная гипертензия);

2) тяжелая повторяющаяся брадикардияапноэ;

3) серьёзные врожденные аномалии;

4) тяжелая перинатальная асфиксия;

5) срок гестации менее 30 недель или вес при рождении менее 1000 грамм;

6) тяжелые гематологические заболевания (тромбоцитопения, тяжелая гемолитическая болезнь новорожденных), включая те, которые требуют заменного переливания крови;

7) другие клинические состояния, которые требуют интенсивной терапии (метаболические заболевания, внутричерепное кровоизлияние и др.). Желательно, чтобы в случае неонатального трансфера мать также была переведена, как только она будет находиться в стабильном состоянии.

Условно можно выделить следующие группы детей:

- Стабильный ребенок с заболеванием периода новорожденности переводится в ДГБ в срочно-плановом порядке бригадой РКЦ, чаще всего опытным фельдшером.

- Ребенок, угрожаемый по ухудшению состояния («интенсивный»). Стратегия на этапе перевода - на шаг впереди патологического состояния, предвидя вероятные ухудшения состояния во время транспортировки. Переводится только бригадой РКЦН в срочном порядке.

- Ребенок в критическом состоянии (реанимационный). Стратегия на этапе перевода – максимальная поддержка витальных функций (АД, микроциркуляции, оксигенации, терморегуляции и т.д.). Переводится бригадой РКЦН после стабилизации состояния и подготовки места в реанимационном отделении ДГБ. Подготовка места подразумевает нагретый кювез или столик с источником лучистого тепла (включенный), настроенный аппарат ИВЛ с заданными параметрами, подготовленные инфузионные помпы с инотропными и волемическими препаратами, работающее мониторное обеспечение. При необходимости должен быть настроен и подключен аппарат активной аспирации. Полная готовность аппаратуры должна быть проконтролирована врачом и «респираторным терапистом».

Помимо транспортировки между разными этапами оказания помощи существует и транспортировка внутри больницы (проведение КТ, МРТ, оперативных вмешательств и т.д.). Для данного вида транспортировки в отделениях реанимации новорожденных должен имется мобильный, автономно работающий кювез с аппаратурой ИВЛ, инфузионными помпами, запасом кислорода и транспортными мониторами с возможностью контроля сатурации, АД, ЭКГ или ЧСС.

Подчеркнем, что вся аппаратура, используемая для осуществления транспортировки (автомашина скорой помощи, транспортный кювез и.т.д.) должны находиться в режиме постоянной готовности. Особенно это актуально для холодного времени года. Например, для разогрева двигателя и создание температуры в салоне автомобиля более 17?С может уходить более 1,5 часов.

В г. Санкт-Петербурге, учитывая высокий риск воспламенения, только автомашинам, предназначенным для транспортировки новорожденных, разрешено находится в «режиме постоянной готовности», включающим постоянный круглосуточный разогрев.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1345
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru