MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава 1. Структура функциональных систем в традиционной китайской медицине.

     В традиционной китайской медицине выделяется двенадцать основных функциональных систем. Пять систем органов обычно называемых плотными или внутренними или инь органами и пять систем внешних или полых или ян органов. Кроме того, и пять плотных и пять полых органов имеют дополнительные системы или органы, объединяющие их деятельность. Пять плотных органов обозначают известными терминами: печень, сердце, селезенка - поджелудочная железа, легкие, почки. Пять полых органов фигурируют под именами: желудок, тонкая кишка, толстая кишка, желчный пузырь, мочевой пузырь. Функциональная система, объединяющая в себе свойства и функции плотных органов, называется обычно перикард; систему, объединяющую свойства полых органов принято называть три обогревателя.
     Функциональная система перикард имеет мало общего с анатомическим образованием, известным в западной медицине под этим термином. Система три обогревателя вообще не имеет в западной медицине никаких аналогий. Вероятно, названия систем перикард и три обогревателя не очень точный и не очень верный перевод древнекитайских терминов, но эти обозначения прочно укоренились в литературе и, дабы избежать дополнительной путаницы, оставим их без изменений. Тем более что названия лишь форма и принципиального значения для понимания не имеет.
     Следует сразу оговорится: органы и полые, и плотные нужно воспринимать не анатомически или структурно, а именно как функциональные системы или программы, выполняющие в организме определенные задачи. В общем, вся китайская медицина должна осознаваться как совокупная деятельность функциональных систем или программ.
     Функциональная система - программа есть некий деятельный алгоритм с определенным набором свойств и качеств, объеденных общими задачами, достаточно автономный, связанный с определенными анатомическими структурами в организме и взаимодействующий с другими алгоритмами, системами, программами.
    Когда мы будем говорить: плотный орган сердце или полый орган желудок, или система мочевого пузыря, или программа печени, или просто почки, селезенка, легкие, тонкая кишка, подразумевается именно функциональная система, программа, алгоритм. Каждая такая система включает в себя, как правило, известные анатомические образования: сердце, печень, мочевой пузырь или толстую кишку, часть артериальных и венозных сосудов, часть нервной системы и центральной и периферической, определенные ткани, составляющие наш организм, органы чувств, участки эндокринных образований и прочее. Здесь существует принципиальное различие в понимании нашего организме между медицинскими системами запада и востока. Классическая, западная научная медицина традиционно "разъединяет" организм человека по структурно-анатомическим признакам: сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, нервная, эндокринная система, печень, мочевыделительная система, кровь, опорно-двигательный аппарат и т. д. Восточная медицина, китайская в том числе, исходит из общности функционирования. Если западная медицина считает главными управляющими структурами нервную и эндокринную системы, выделяя и описывая их, прежде всего с точки зрения анатомии, то в китайской медицине главными управляющими программами являются плотные органы: сердце, легкие, печень, почки, селезенка - поджелудочная железа, а функции нервной, эндокринной, иммунной и других систем распределены между двенадцатью программами плотных и полых органов.
     Допустимо провести следующую аналогию, представить программы-системы полых и плотных органов в организме, как программы в компьютере. В этом случае анатомические структуры в организме, непосредственно органы: почки, печень, мочевой пузырь и другие, есть нечто вроде компьютерного "железа", и сами по себе мало что значат, если не имеют должного программного обеспечения. Различие заключается в том, что компьютер, если в него не привнести необходимые для работы программы, так и останется "железом". Человек от рождения, даже от зачатия, уже имеет в себе все необходимые для жизни программы и в процессе развития и взросления происходит лишь наладка, настройка, формирование программной конфигурации каждой личности. И болезни, посещающие человека, есть именно нарушение в функционировании этих программ, а лишь потом возникают повреждения непосредственно в органах и тканях, то есть в структуре, "железе", анатомических составляющих человека.
     Традиционная китайская медицина выделяет пять плотных органов, как главные функциональные системы в организме, определяющие работу всех вторичных, подчиненных, зависимых систем. Сердце, печень, почки, селезенка, легкие - "задают тон" для всех иных систем: от слизистой желудка до кончиков волос и ногтей. Все они являются в организме равнозначными, пользуясь компьютерной терминологией, операционными системами, формирующими деятельность для всех остальных систем, программ, органов, тканей и других анатомических образований. Каждому плотному органу "подчинен" один из полых органов, являющийся в некотором смысле исполнителем "воли и желаний" плотных органов. Плотному органу сердце "помогает реализовать задуманное" полый орган тонкая кишка, системе легкие "подчинена" система толстая кишка. Программа селезенка - поджелудочная железа "управляет" программой желудок, функционирование желчного пузыря зависит от деятельности печени, мочевого пузыря от почек.
     Система-программа перикард, вбирающая в себя функции плотных органов, управляет программой-системой трех обогревателей, вмещающей в себя функции полых органов. Полые органы, хотя и зависимы в деятельности своей от руководящих ими плотных органов и являются в определенной степени исполнительными программами, сами имеют в подчинении определенные системы. Тонкая кишка контролирует работу мышечной ткани, как гладкой, так и поперечно-полосатой. Кроме того, программа тонкая кишка отвечает за деятельность осязания, как органа чувств. Желудок, как система, управляет органом вкуса и подкожно-жировой клетчаткой. Толстая кишка отвечает за деятельность обоняния и непосредственно кожу. Система мочевого пузыря формулирует обменные процессы в костной ткани, а также ответственна за слух, как чувственный орган. Желчный пузырь управляет соединительной тканью (обозначаемой в традиционной литературе термином "связки") и системой зрения.

Таблица 1.

Сердце Тонкая кишка Мышцы Осязание
Селезенка Желудок Подкожная Вкус клетчатка
Легкие Толстая кишка Кожа Обоняние
Почки Мочевой пузырь Кости Слух
Печень Желчный пузырь Соединительная Зрение ткань

     Подобного рода таблицы читатель найдет практически в любом руководстве по традиционной китайской медицине, необходимо лишь подчеркнуть,что каждое из внесенных в таблицу терминов или обозначений следует понимать именно как функциональную систему или программу. Только при соответствующем восприятии, можно понять структуру китайской медицины и взаимоотношения органов-программ между собой. Вообще, для определения темы настоящей работы рациональнее использовать название медицина систем, нежели традиционная китайская медицина, поскольку терминов программа или система в первоисточниках, трактатах по древнекитайской медицине найти не удастся.
     Именно по причине терминологической неопределенности и возникает несуразное восприятие китайской терминологии изучающими медицину субъектами. Когда-то с такой проблемой сталкивался и автор. Если в тексте сказано орган, сердце или мочевой пузырь, читатель, образованный в постулатах европейской медицины и, как правило, с интеллектом, организованным западным мировоззрением, воспринимал сердце, как мышечный насос для перекачки крови, а мочевой пузырь, как "мешочек" для сбора мочи. Поневоле возникал вопрос, какое отношение "мешочек", мочевой пузырь имеет к костной ткани или органу слуха? Каким образом деятельность сердца соотносится с осязанием, гладкой и поперечно-полосатой мускулатурой?
     Не ведали древнекитайские исследователи, авторы-эскулапы компьютеров, терминов программы, системы, но ясно понимали функциональную зависимость, взаимоотношения органов чувств, тканей организма с внутренними анатомическими структурами. Они воспринимали мир в единстве, некой общности свойств и качеств, рассматривали его не только как преобразование материи, но иначе. Оставим пока медицину и обратимся к философии, как основе миропонимания, иначе разобраться в структуре китайской медицины или медицины систем и взаимодействиях функциональных программ невозможно. Попытаемся сблизить мировоззренческие позиции, попробуем научиться видеть окружающую действительность не столь однобоко и примитивно, как того требует "окультуренное" цивилизацией западное сознание.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1362
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru