MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Современные теории о сознании

Существует множество теорий сознания. Сторонники каждой из теорий приводят аргументы в пользу той или иной из них [60], но ни одна из них не может претендовать на универсальность, охватывающую все стороны этого явления, но в каждой из этих теорий есть стороны, присущие сознанию.

Дуализм – это теория о том, что существует две и только две разновидности субстанций: сознание и физические объекты.

Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

Его достоинство в том, что он различает эти субстанции, сознание и физические объекты, которые мы называем реальностью, хотя и сомневается в существовании одной из них

Недостаток дуализма в том, что он все же не отвечает на вопрос, что представляет из себя сознание, и противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Но главное его противоречие в том, что если это мыслящая субстанция, то уже нет предмета для сомнения, потому что субстанция может существовать только в физическом мире и не является мыслью. Для Рене Декарта Я и сознание были одно и тоже.

Логический бихевиоризм есть теория о том, что быть в психическом состоянии означает либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению.

Но он не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. И, кроме того, не определено, что такое «поведение». Кроме того, если что-то находится в каком-то состоянии, то нужно различать это что-то и это состояние. Бихевиоризм различает состояние (психическое), но не выделяет Я в отдельную сущность.

Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия (Джордж Беркли, "быть — значит быть воспринимаемым"). Крайним проявлением идеализма является солипсизм, для которого существует только сознание, причем только в единственном числе. И опять идеализм не различает Я и сознание как отдельные сущности.

Материализм – это теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание – это свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания.

Для материалистов нет Я как отдельной сущности, для них Я и сознание – это одно и то же.

Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции.

Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность – свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.

Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атома водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими.

Как видим, согласно этим определениям, сознание – это:

  • субстанция (дуализм),
  • состояние психическое (логический бихевиоризм),
  • без материального носителя и первично (идеализм),
  • производное материи и носит физический характер (материализм),
  • третья реальность, а не физическая и не психическая (двухаспектная теория),
  • интенциональность (феноменология) и
  • свойство материи (эмерджентная теория).
  • Одно исключает другое, но общим для всех является только одно: сознание тем или иным образом отражает окружающую реальность. И при этом ни одна из теорий не различает Я и сознание как две отдельные сущности, как два явления. Для них Я и сознание – это одно и то же.

    Существует множество определений сознания. «...Сознание — это [60]:

  • восприятие индивидуумом самого себя.
  • способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)
  • способность к рефлексии
  • центр обработки информации и принятия решений (психософия)...»
  • Можно привести еще множество подобного рода определений, и, как видим, у них всех есть два общих качества:

  • они все говорят о том, что сознание – это отражение внешней реальности в сознании, которое можно назвать одним общим словом «рефлексия» и
  • они признают право иметь сознание только у человека.
  • Но только ли человек имеет право на сознание? Оно же не появилось сразу и вдруг и только у человека? Что-то должно было ему предшествовать у систем низших миров?

    Человек живет в условиях окружающей реальности, а его организм – это тоже реальность, но только внутренняя (реальность внутри системы, которая определяется взаимодействием ее частей), в отличие от окружающей реальности (вне системы, которая определяется взаимодействием систем вне данной системы). Рефлексия – это отражение этих реальностей. Чтобы понять, что такое сознание, мы должны рассмотреть все, что его определяет: внутреннюю и окружающую реальности, ее восприятие, оценка и Я (Эго). Попытки определить понятие сознания будут бесполезными и пустыми без понимания, чем является реальность и ее атрибуты (пространство, время и материя) и что значит «действие оценки».

    Поэтому мы последовательно рассмотрим все эти понятия: реальность, индивидуум (Я, Эго, субъект, личность), восприятие реальности и оценку реальностей и попытаемся понять, что это значит и каким образом можно воспринимать реальность и оценивать ее.

    Поскольку в Мире есть четыре подмира систем (миры минеральный, растительный, животный и человека), а сознание является атрибутом не всех систем, мы попытаемся понять, начиная с какого мира у систем есть Я и сознание, какова их роль и чем это определяется.

    Слово СО-ЗНАНИЕ состоит из двух слов: со- и знание – знание вместе или параллельно с кем-то. Отсюда: сознание не сущность, а действие сущности – знание нашего Я совместно с кем-то или чем-то (с Миром). Вот с этого и будем исходить. Есть Мир, который существует сам по себе и есть еще субъект (Я), который знает о том, что Мир существует и даже знает какие-то частности о нем. При этом Миром является все то, привносит ощущения в субъект (в Я). Следовательно, даже тело субъекта, включая его мозг является Миром. А субъекту остается только сознание.

    Обычно мы не делаем различий между понятиями Мир и Вселенная. Но, вероятно, различие все же есть. Мир – это абсолютно все сущее. Если Вселенная включает в себя все сущее, тогда Мир и Вселенная – тождественные понятия. Но если Вселенная произошла из хаоса, то Мир включает в себя нашу Вселенную, другие вселенные, если они существуют, и хаос, если он существует. Мы же существуем в нашей Вселенной. Следовательно, вокруг нас существует объективная окружающая реальность, которой являются объекты только нашей Вселенной и их действия. Объектами Вселенной являются только системы и результаты их действий. Наше тело также является обычной системой, но с очень высокой степенью организации и оно является объективной внутренней реальностью. Неясно, чем является сознание: то ли оно является чем-то вроде производного от каких-либо частей тела (частей системы), или оно является чем-то не материальным, но использующим тело как материальный носитель. Чтобы ответить на этот вопрос прежде всего рассмотрим, чем являются системы. Но сначала дадим несколько определений, которые помогут яснее понять предлагаемый материал.


    Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
    URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1539
    Главная страница сервера http://www.medlinks.ru