MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Организация национальных систем здравоохранения на основе монопольной государственной модели

История развития системы охраны здоровья в советский период связана с формированием в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах новой, не имеющей прежде аналогов в мировой практике модели государственного здравоохранения. Как известно, в этой системе практически полностью отсутствует рынок медицинских услуг, и государство выступает в качестве монопольного заказчика всех основных здравоохраненческих мероприятий. 100% государственный заказ в деятельности ЛПУ лежит в основе специфической формы взаимодействия между спросом и предложением. Практически спрос на услуги определяется (ограничивается) тем объемом предложения, которое заказывает и обеспечивает государство.

С точки зрения рыночного подхода основным недостатком такой модели является то, что государственные органы управления сами заказывают медицинские услуги в необходимом населению (как они определили) объеме и ассортименте, сами организуют производство этих услуг, сами финансируют (т. е. покупают) и сами же контролируют качество. Человек с его индивидуальными потребностями и запросами практически лишен возможности выступать в роли активного заказчика и покупателя, чему способствуют «крепостное» право участкового прикрепления и экономическая демотивация медицинского персонала.

Государственная система здравоохранения социалистического типа основывается на распорядительно-распределительном принципе управления. Она обычно ориентирована на централизованный механизм формирования бюджета отрасли, организацию материально-технического и лекарственного обеспечения на основе госзаказа и фондового снабжения по фиксированным ценам, формирование и развитие лечебной сети в соответствии с государственными нормативами по штатам, ресурсам, заработной плате и т.п.

Особенностью подобных систем является монопольное построение структуры лечебной сети, строгая регламентация видов медицинской помощи без возможностей предоставления дополнительных платных услуг и элитного гостиничного обслуживания (за исключением партийной и хозяйственной элиты), отсутствие конкурентной среды.

Финансирование медицинской деятельности осуществляется исключительно из госбюджета, причем бюджет не зависит от реальных налоговых поступлений и взносов от каждой конкретной территории, т.е. существует система единого заказчика медицинской помощи в лице государства. Схема управления здравоохранением не требует наличия отдельной независимой структуры заказчика, отвечающего за сбор средств и интересы населения на каждой территории. Поэтому система государственного управления фактически представлена только вертикалью исполнителя, включающей федеральный (Минздрав), территориальный (обл-, крайздравотделы), местные органы управления и учреждения здравоохранения.

Если применять традиционный, ограниченный вопросами «прав отдельного человека» и индивидуальными товарно-денежными отношениями подход в анализе здравоохранения советского периода, будет невозможно объяснить феномен его экономичности, высокой эффективности и социально-экономической устойчивости, признанной ВОЗ и мировым сообществом. Непреложным остается и тот факт, что советское здравоохранение (известное на западе как «модель Семашко») оказало в свое время огромное положительное воздействие на эволюцию систем охраны здоровья во всем мире, что особенно сильно проявилось в области расширения государственных обязательств, государственного регулирования затрат и программ профилактических мероприятий, а также переориентации общественного сектора от преимущественно лечебных функций к лечебно-оздоровительным.

Это связано с тем, что здравоохранение развивается по законам, значительно отличающимся от известных принципов функционирования потребительского рынка. Избыточный для других секторов рынка монополизм государства выгоден в тех случаях, когда возникает необходимость в организации массовых коллективных действий по борьбе с социальными заболеваниями, проведении противоэпидемических и профилактических мероприятий, диспансеризации населения*.

* - Благодаря созданию мощной государственной системы принудительных профилактических мероприятий и развитого государственного сектора в СССР при сравнительно небольших затратах и невысоком уровне качества жизни граждан удавалось поддерживать низкий уровень социальных заболеваний.

В то же время избыточная стандартизация помощи, бюрократизация управления и оценка деятельности ЛПУ по валовым показателям не дают возможности сверхцентрализованным государственным системам гибко реагировать и полноценно обеспечивать индивидуальные потребности каждого отдельного человека. Необходимо также иметь в виду, что в условиях рыночной экономики и демократической политической системы хозяйственный механизм советской модели здравоохранения не может быть эффективно воспроизведён в принципе.

Квалификационные признаки модели:

1.Объем государственных гарантий:

100% охват населения бесплатной медицинской помощью. Объем, ассортимент услуг и их технологический уровень определяется государством.

2. Источник финансирования услуг:

государственный бюджет.

3. Заказчик, его статус:

государство.

4. Исполнитель, его статус:

государственные ЛПУ.

5. Характер взаимодействия заказчика и исполнителя:

приказ.

6. Схема госуправления:

прямое управление всеми структурами здравоохранения, полное гособеспечение.

7. Роль госорганов:

организация работы всех структур. Полная ответственность за производство услуг и обслуживание населения.

8. Схема финансирования

госбюджет - орган управления - ЛПУ (по смете расходов)

9. Структуры, обеспечивающие права пациентов:

органы госуправления.

10. Структуры, обеспечивающие права производителей:

органы госуправления.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1704
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru