Уникальная схема распределения функций и ответственности
Наличие фондов ОМС и подмена обязательств страховых организаций прямыми
гарантиями государства создали уникальный для международной практики ОМС
правовой прецедент, при котором две базовые функции страховщика (консолидация
страховых взносов и финансирование подрядчиков) разнесены по разным финансовым
организациям, которые к тому же имеют различную форму собственности. Юридически
это привело к так называемому разрыву ответственности, при котором налоговые
органы и фонды ОМС как бы «ещё не отвечают», а СМО «уже не отвечают» по
обязательствам государства. При этом органы государственного управления не имеют
отношения к распределению большой части финансовых ресурсов.
Такая государственно-коммерческая правовая конструкция обеспечивает
распределительным финансовым организациям наличие обособленной безубыточной
внутренней экономики, доходность которой зависит лишь от объема прошедших через
систему средств и никак не привязана к сложившемуся соотношению спроса и
предложения и рентабельности системы в целом. При этом реальным объектом
страхования является не столько здоровье людей, сколько хозяйственная
деятельность распределительных финансовых организаций и ЛПУ.
Российская Федерация является также единственной в мире крупной
цивилизованной страной, где существует практика коммерческого страхования от
болезней и травм по факту заболевания. То есть «страхования рисков»
непосредственно в момент получения медицинской помощи. Это значит, что наше
государство пока не относит к незаконным видам предпринимательской деятельности
случаи, когда страхование от угрозы нежелательного события оформляется уже после
того, как это событие состоялось. Вполне законной считается и процедура
страхового обслуживания, при которой величина страхового платежа вытекает из
фактической стоимости лечения каждого конкретного застрахованного, период
действия страхового полиса соотнесен со сроком пребывания пациента в лечебном
учреждении, а «страховое возмещение» начинается в день оформления договора ДМС.
В настоящее время легализация вынужденных соплатежей населения путем продажи
«одноразовых страховок» без реальной страховой деятельности является основным
источником доходов СМО в сфере добровольного медицинского страхования.
Все это резко увеличивает долю непроизводственных расходов в структуре
медицинской помощи. Сегодня фактический объем потребляемых ресурсов в отрасли, с
учетом теневого рынка и потерь на содержание гипертрофированного чиновничества и
посредническую деятельность, значительно превышает затраты государственного
здравоохранения в советские времена.
|