Финансовые шаблоны и стереотипы мышления
Ещё большее негативное влияние данный способ нормирования оказывает на
психологию управления и философию медицинской деятельности как таковой.
Руководящие органы здравоохранения перестают относиться к медицинской помощи
населению, как миссии государства по компенсации ущерба здоровья граждан и
начинают воспринимать экономику здравоохранения только через призму потребностей
в содержании конкретной лечебной сети.
Творческий потенциал врачебных коллективов уже не воспринимается как важный
ресурс экономического взаимодействия с властью, а согласование схемы
ценообразования с врачебными сообществами не становится обязательным условием
стандартизации. Более того, нестандартные подходы к ведению больных и творческая
инициатива врачей на местах считаются факторами, дестабилизирующими «отлаженную»
органами госуправления систему взаиморасчётов и контроля качества!
В результате власть лишается доступа к альтернативным организационным
технологиям и, зачастую, даже не подозревает об их существовании. Так как при
тарификации по шаблонам нестандартные варианты решений автоматически исключаются
из текущей медицинской деятельности и перестают воспроизводиться уже самой
системой здравоохранения.
В этих условиях поводом для пересмотра стандартов и тарифов скорее становятся
изменения внешних возможностей финансирования (предвыборные PR-акции
властей, рост налоговых поступлений, инфляция, изменение общего объема
государственных обязательств), чем, например, анализ себестоимости
предоставления одного и того же вида помощи учреждениями, относящимися к разным
уровням системы здравоохранения, или прогноз экономической эффективности
перехода на систему корпоративной ответственности врачей. Подобная «обратная
связь» побуждает врачебные коллективы строить свои экономические отношения с
властью с акцентом на затраты, а не на социально-экономическую эффективность.
Необходимо отметить, что особенностью метода финансирования по стандартным
шаблонам является то, что он пригоден лишь для достаточно простых линейных
систем. Например, по заранее запланированным сметам расходов с упрощенной схемой
тарификации трудозатрат (по ЕТС, в зависимости от должностной ставки, стажа или
квалификационной категории, и т.п.). Попытка приспособить его к использованию в
сложных многофакторных сферах человеческой деятельности уже, как правило,
наталкивается на неразрешимые системные противоречия. Ведь, с одной стороны,
эффективность схемы финансирования напрямую зависит от её способности учитывать
как можно большее число возможных вариантов. А с другой, - увеличение количества
ценообразующих факторов приводит к непомерному росту числа необходимых шаблонов
и поправочных коэффициентов. Причем в геометрической прогрессии!
Практика показала, что состояние здоровья пациентов и технологии их лечения
плохо поддаются широкой унификации и стандартизации. А все разработанные и
внедренные схемы учета пока имеют существенные недостатки с точки зрения их
адекватности и статистической репрезентативности. Поэтому поиск разумного
баланса между «ширпотребом» и «индпошивом» в практике общественного
здравоохранения является одной из важнейших задач экономической статистики.
(Подробнее см. Часть II, разделы «Пакетное
ценообразование», «Программа государственных гарантий»).
По большому счёту, принцип тарификации работ и услуг по стандартизованным
шаблонам вообще не пригоден для финансирования творческих видов деятельности,
одним из которых, безусловно, является работа врачей и врачебных коллективов. И
здесь уже речь может идти не только о вопросах чисто экономических. Куда более
важно, какой вектор перспективному развитию здравоохранения задаст используемый
властью принцип финансирования, и какая в результате сложится философия
врачевания. Будем ли мы готовить врачей, как специалистов по использованию
стандартных алгоритмов действия или сделаем ставку на творчески мыслящих людей,
обладающих способностями к анализу, интуиции и принятию нестандартных решений? |