План поэтапного внедрения
Поэтапный план внедрения системы государственного медицинского страхования в
общественном секторе здравоохранения может быть осуществлен в течение 7-10 лет и
включать следующие этапы.
Период подготовки (ориентировочно 2 года)
Необходимо:
1. Выделить зоны экспериментальной апробации новых правил функционирования с
учетом социально-экономических, демографических и географических особенностей
государственного устройства (мегаполис, отдаленный депрессивный регион, типичный
провинциальный город, типичный сельский район, район крайнего севера и т.п.).
Подготовить пилотные проекты для внедрения.
2. Для экспериментальных территорий:
2.1.Исключить из финансовых потоков ГМС коммерческие страховые организации,
преобразовав местные фонды ОМС в фонды ГМС. Переориентировать их работу на
прямое финансирование лечебных учреждений по государственным заказам на
обслуживание конкретной территории или прикрепленного населения. Отменить
действие полисов ОМС.
2.2. Развернуть в зоне сопряжения поликлиники и стационара новый патронажный
уровень обслуживания и рассчитать нормативы финансирования на основе нулевой
рентабельности. Обеспечить интеграцию его работы с другими уровнями обслуживания
и создать условия для самопроизвольного перераспределения кадров и ресурсов в
наиболее эффективные сектора системы на основе межуровневой конкуренции.
2.3. Пересмотреть алгоритм работы врачей первичного звена и скорой помощи с
учетом произошедших структурных преобразований. (см. Приложение 5, проект 1). По
мере перераспределения лечебной нагрузки на систему патронажного обслуживания
все больше ориентировать работу на участке в направлении профилактических
мероприятий и диспансеризации.
2.4. Развивать в экспериментальных ЛПУ систему коллективного самоуправления и
перевести деятельность врачей на принципы корпоративной ответственности (см.
Приложение 5, проект 2). Создать экономические предпосылки для этого. Отменить
«сметный» принцип формирования и исполнения бюджета больничных учреждений (где
он культивировался) и гонорарный метод оплаты «за пролеченного больного» где
финансирование осуществлялось через страховые компании. Приступить к
финансированию работы ЛПУ по правилам корпоративной ответственности.
2.5. Внедрить систему сертификации специалистов на основе индивидуальных
допусков к работе и организовать внутреннее распределение фонда оплаты труда и
средств обеспечения на основе квазирыночных отношений. Отменить схему начисления
зарплаты по разрядам Единой тарифной сетки и квалификационной категории.
2.6. Внедрить новую систему стандартизации медицинской деятельности и
приступить к наработке статистической базы данных, пригодной для формирования
экономически обоснованной и технологически детализированной схемы страхового
обеспечения (прообраза Программы государственных гарантий).
2.7. Сформировать бюджет общественного здравоохранения в экспериментальных
территориях с учетом реальной стоимости Программы государственных гарантий и
заключить соглашения о финансировании ЛПУ на основе государственного заказа.
3. Определить порядок коммерческого использования
государственно-муниципальной лечебной базы и механизм ценообразования. Запретить
хозяйственное посредничество в государственных и муниципальных ЛПУ и определить
их в качестве единственного доходополучателя от данного вида деятельности.
Разработать систему льготного налогообложения платных услуг.
4. Приступить к формированию автономного коммерческого рынка
негосударственного страхования и платных услуг. Способствовать развитию
индивидуальной предпринимательской медицинской деятельности, частных медицинских
учреждений и добровольного коммерческого страхования населения (ДМС) с
использованием негосударственной лечебной базы.
Период внедрения (3-4 года)
5. Окончательно отработать в экспериментальных территориях новую систему
страхового обеспечения и государственных гарантий. Уточнить методологические
подходы и схему формирования территориальных программ государственных гарантий
на основе нового понятийного аппарата и новой статистической базы данных по
структуре потребительского спроса и возможностей его обеспечения. Предусмотреть
необходимую дифференциацию государственной поддержки прикрепленного населения по
принципу нуждаемости.
6. Завершить в экспериментальных территориях реструктуризацию системы
медицинского обслуживания и провести анализ полученных эффектов, включая анализ
критериев экономической эффективности, систем контроля и управления, соотношения
производственных и непроизводственных расходов в бюджете экспериментальных
территорий, общих показателей состояния здоровья граждан и отношения населения к
произошедшим изменениям. Приступить к широкому внедрению новой структуры
лечебной сети.
7. Завершить формирование системы коллективного самоуправления (СКС) и
корпоративной ответственности, окончательно отрегулировать функции СКС и порядок
взаимодействия с органами власти и населением. Способствовать консолидации
общественных профессиональных объединений врачей и формированию единой
общероссийской медицинской корпорации.
8. Приступить, там, где это возможно, к внедрению принципов пакетного
ценообразования.
9. Подготовить полное методическое обоснование алгоритма работы в новых
условиях первичной медицинской помощи, скорой помощи, службы экстренной
транспортировки больных (современной «скорой помощи»), патронажного
обслуживания, госпитальной помощи, оздоровления и реабилитации и других структур
практического здравоохранения, пригодное для массового заимствования с учетом
территориальных, экономических и прочих особенностей. Доработать методические
материалы по алгоритму формирования программ государственных гарантий,
нормированию медицинской деятельности, экономическому и производственному
планированию, управлению качеством и пр. Приступить к массовому внедрению.
10. Проанализировать результаты внедрения пилотных проектов в
экспериментальных территориях и на этой основе доработать общую концепцию
построения перспективной модели здравоохранения РФ. Провести общественную
экспертизу проекта перспективной модели здравоохранения. Подготовить комплексную
программу реализации концепции и детальный поэтапный план (общефедеральный и
территориальные) достижения намеченной цели.
11. Подготовить проекты законодательных актов, необходимых для массового
перехода здравоохранения РФ на систему государственного медицинского
страхования.
12. Создать условия и приступить к массовой переподготовке управляющих кадров
с учетом особенностей функционирования системы ГМС.
Период окончательного перехода на работу по правилам ГМС
13. По всей вероятности, этот период займет ещё 4-5 лет. Тем не менее,
основные элементы системы (многоуровневая схема обслуживания населения, логичная
схема государственных гарантий и механизм формирования на её основе бюджета
отрасли, коллективное врачебное самоуправление, новая система нормирования и
стандартизации медицинской деятельности) могут быть в целом сформированы уже в
первые 3-4 года.
|