1.2. Социально-экономическая значимость профессиональной
ориентации
Как известно, работа играет важную роль в жизни каждого человека.
Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на общее качество жизни
(Митина Л.М., 2003), определяют степень его социальной активности в
профессиональной среде: повышение квалификации, инновационную деятельность
(рационализаторство, изобретательство), высокую трудовую дисциплину, уровень
удовлетворенности специальностью (Шайхисламов Р.Б., 1979).
Американские исследователи установили, что правильно выбранная профессия
повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе (Erickson E.H.,
1968; Kalanidi M.S., Deivasenapathy P., 1980; Dore R., Meachum M., 1983),
сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем (Portugal
A.H., 1976), усиливает удовлетворенность жизнью (Schmitt N., Mellon P.M., 1980).
Многие авторы связывают задачи профориентации с управлением движением
трудовых ресурсов. Например, профориентация трактуется как один из путей
улучшения использования трудовых ресурсов; один из рычагов планомерного
распределения и перераспределения трудовой силы (Баркарь А.А., 1982); как
инструмент регулирования различных видов и форм трудовой мобильности (Титова
Н.А., 1985); одно из звеньев механизма регулирования воспроизводства трудовых
ресурсов, особенно на стадиях формирования и распределения, сбалансирования
потребностей в кадрах и возможностей их удовлетворения (Назимов И.Н., 1985).
Титова Н.А. (1985) подчеркивает социальное значение профориентации в том, что
«от эффективного использования форм и методов профориентации в определенной мере
зависит уровень нравственного и духовного потенциала, которым обладает наше
общество в настоящее время и будет располагать в ближайшем будущем».
Ошибочный профессиональный выбор становится причиной ухода молодежи из
профессии на различных этапах, в том числе в период получения медицинского
образования (Кузьмин В.А., 1996; Сторожаков Г.И. с соавт., 2002; Williams K.N.,
Lockcett B.A., 1974; Carefoot N., Gibson H., ed., 1984). К примеру, высокий
уровень оставляющих учебы (30%) рассматривают в Дании как одну из основных
проблем подготовки медицинских кадров (Вартанян Ф. с соавт., 2000).
Отсев студентов на разных стадия обучения, переход молодых врачей в
коммерческие структуры, смена профиля деятельности специалистов наносит
государству значительный экономический ущерб, связанный с необоснованными и
неоправданными затратами на медицинское образование (Засеева С.П., 1978; Новиков
Ю.В. с соавт., 2002).
Неправильная ориентация молодежи в выборе профессии не только проблема
конкретного человека, но и общества в целом (Казарин Л. с соавт., 1992; Бляхеров
И. с соавт., 2003; Смирнова Е.Е., 2003). Это нашло отражение в следующем
высказывании: «Для человека, севшего не в тот поезд, цена ошибки пропорциональна
расстоянию между остановками. Но в случае неверно выбранного пути образования
потери несет также и общество» (Казарин Л. с соавт., 1992).
Несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными
качествами человека создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию
личности, вызывает текучесть кадров и другие нежелательные экономические,
моральные и психоневрологические последствия (Климов Е.А., 1996). От правильного
выбора профессии зависит и производительность труда: у человека, сделавшего
неправильный выбор профессии и работающего без желания, производительность труда
составляет 30% (Васильев Ю.К., 1972).
Отсев обучающихся с первых курсов медицинских вузов, текучесть медицинских
кадров, неудовлетворенность части работников здравоохранения своей работой ряд
авторов связывают с несовершенством системы профориентации абитуриентов (Борисов
В., 1972; Витенко И.С. с соавт., 1982; Семенков Н.Н., 1995).
Многолетний зарубежный опыт применения профессионального отбора молодежи в
различных сферах деятельности показал, что его эффективность является
чрезвычайно высокой. В частности, отсев «непригодных» в процессе обучения
снижается с 30 - 40% до 5 - 8%, аварийность по вине персонала уменьшается на 40
- 70%, затраты на подготовку специалистов снижаются на 30 - 40% (Бодров В.А. с
соавт., 1984). По данным американских ученых правильный выбор профессии в 2 -
2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 - 15% увеличивает производительность
труда, в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения.
По данным НИИ труда (г. Москва), потери из-за текучести кадров трудовых
ресурсов без подсчета наносимого нравственного ущерба, ухудшения
социально-психологического климата в коллективе, снижения престижа составляют
около 5 млрд. рублей в год (Захаров Н.Н., 1979). По подсчетам социологов и
экономистов профориентация, организованная на хорошем уровне, может дать
экономический эффект до 12 млрд. рублей в год (Семенков Н.Н., 1996).
Возможность повышения эффективной профессиональной деятельности специалистов
за счет целенаправленной их подготовки доказана. Во всех развитых странах
функционируют системы профконсультаций, создана и продолжает наращиваться
библиотека всевозможных тестов, используемых для самопознания, выбора профессии,
образовательного учреждения.
Массовый характер профориентации молодежи предполагает создание
соответствующей службы и значительные расходы на эти мероприятия. Как считают
специалисты (Власов В. с соавт., 1998), затраты, необходимые для
профориентационной деятельности, окупаются многократно за счет снижения
неоправданных убытков, связанных с уходом от приобретенной специальности
значительной части выпускников. |