MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.2. Социально-экономическая значимость профессиональной ориентации

Как известно, работа играет важную роль в жизни каждого человека. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на общее качество жизни (Митина Л.М., 2003), определяют степень его социальной активности в профессиональной среде: повышение квалификации, инновационную деятельность (рационализаторство, изобретательство), высокую трудовую дисциплину, уровень удовлетворенности специальностью (Шайхисламов Р.Б., 1979).

Американские исследователи установили, что правильно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе (Erickson E.H., 1968; Kalanidi M.S., Deivasenapathy P., 1980; Dore R., Meachum M., 1983), сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем (Portugal A.H., 1976), усиливает удовлетворенность жизнью (Schmitt N., Mellon P.M., 1980).

Многие авторы связывают задачи профориентации с управлением движением трудовых ресурсов. Например, профориентация трактуется как один из путей улучшения использования трудовых ресурсов; один из рычагов планомерного распределения и перераспределения трудовой силы (Баркарь А.А., 1982); как инструмент регулирования различных видов и форм трудовой мобильности (Титова Н.А., 1985); одно из звеньев механизма регулирования воспроизводства трудовых ресурсов, особенно на стадиях формирования и распределения, сбалансирования потребностей в кадрах и возможностей их удовлетворения (Назимов И.Н., 1985).

Титова Н.А. (1985) подчеркивает социальное значение профориентации в том, что «от эффективного использования форм и методов профориентации в определенной мере зависит уровень нравственного и духовного потенциала, которым обладает наше общество в настоящее время и будет располагать в ближайшем будущем».

Ошибочный профессиональный выбор становится причиной ухода молодежи из профессии на различных этапах, в том числе в период получения медицинского образования (Кузьмин В.А., 1996; Сторожаков Г.И. с соавт., 2002; Williams K.N., Lockcett B.A., 1974; Carefoot N., Gibson H., ed., 1984). К примеру, высокий уровень оставляющих учебы (30%) рассматривают в Дании как одну из основных проблем подготовки медицинских кадров (Вартанян Ф. с соавт., 2000).

Отсев студентов на разных стадия обучения, переход молодых врачей в коммерческие структуры, смена профиля деятельности специалистов наносит государству значительный экономический ущерб, связанный с необоснованными и неоправданными затратами на медицинское образование (Засеева С.П., 1978; Новиков Ю.В. с соавт., 2002).

Неправильная ориентация молодежи в выборе профессии не только проблема конкретного человека, но и общества в целом (Казарин Л. с соавт., 1992; Бляхеров И. с соавт., 2003; Смирнова Е.Е., 2003). Это нашло отражение в следующем высказывании: «Для человека, севшего не в тот поезд, цена ошибки пропорциональна расстоянию между остановками. Но в случае неверно выбранного пути образования потери несет также и общество» (Казарин Л. с соавт., 1992).

Несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию личности, вызывает текучесть кадров и другие нежелательные экономические, моральные и психоневрологические последствия (Климов Е.А., 1996). От правильного выбора профессии зависит и производительность труда: у человека, сделавшего неправильный выбор профессии и работающего без желания, производительность труда составляет 30% (Васильев Ю.К., 1972).

Отсев обучающихся с первых курсов медицинских вузов, текучесть медицинских кадров, неудовлетворенность части работников здравоохранения своей работой ряд авторов связывают с несовершенством системы профориентации абитуриентов (Борисов В., 1972; Витенко И.С. с соавт., 1982; Семенков Н.Н., 1995).

Многолетний зарубежный опыт применения профессионального отбора молодежи в различных сферах деятельности показал, что его эффективность является чрезвычайно высокой. В частности, отсев «непригодных» в процессе обучения снижается с 30 - 40% до 5 - 8%, аварийность по вине персонала уменьшается на 40 - 70%, затраты на подготовку специалистов снижаются на 30 - 40% (Бодров В.А. с соавт., 1984). По данным американских ученых правильный выбор профессии в 2 - 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 - 15% увеличивает производительность труда, в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения.

По данным НИИ труда (г. Москва), потери из-за текучести кадров трудовых ресурсов без подсчета наносимого нравственного ущерба, ухудшения социально-психологического климата в коллективе, снижения престижа составляют около 5 млрд. рублей в год (Захаров Н.Н., 1979). По подсчетам социологов и экономистов профориентация, организованная на хорошем уровне, может дать экономический эффект до 12 млрд. рублей в год (Семенков Н.Н., 1996).

Возможность повышения эффективной профессиональной деятельности специалистов за счет целенаправленной их подготовки доказана. Во всех развитых странах функционируют системы профконсультаций, создана и продолжает наращиваться библиотека всевозможных тестов, используемых для самопознания, выбора профессии, образовательного учреждения.

Массовый характер профориентации молодежи предполагает создание соответствующей службы и значительные расходы на эти мероприятия. Как считают специалисты (Власов В. с соавт., 1998), затраты, необходимые для профориентационной деятельности, окупаются многократно за счет снижения неоправданных убытков, связанных с уходом от приобретенной специальности значительной части выпускников.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1928
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru