1.4. Международный опыт отбора студентов на медицинские
специальности
Практика отбора студентов в медицинские вузы за рубежом различна. Она
адаптирована к локальной и национальной ситуации и напрямую зависит от системы
обучения в стране. При отборе используется система Паттернов профессиональной
пригодности, разработанная в 70-х годах и используемая для определения уровней
пригодности по соответствующим способностям (U.S. Department of Labor, 1979,
1980).
В США существует трехступенчатая система подготовки врачей. Она складывается
из следующих уровней: двухгодичная общеобразовательная подготовка и
домедицинское образование в медицинских колледжах, затем четырехгодичная
подготовка при колледжах, дающая среднее медицинское образование, додипломное
медицинское образование в высших учебных заведениях (медицинских школах). По
мнению американских специалистов, такая многоступенчатая система позволяет
корректировать дальнейшую учебу студентов в направлении решения проблем
профессиональной ориентации в зависимости от их интересов и способностей.
Американская система поступления в медицинскую школу сложна, продолжительна и
дорогостояща: платный национальный экзамен, организуемый МСАТ (Меdical Соllеdge
Аdvission Теst), платная система подачи заявлений через АМСАS (Американская
служба по обработке заявлений на поступление в медицинские школы университетов)
и платное собеседование в приемной комиссии самого вуза (Кудрявцев В. с соавт.,
1995). Тест для поступающих состоит из четырех частей и определяет: способность
поступающего пользоваться специальными терминами, определениями и обозначениями,
способность манипулировать количественными обозначениями, степень знакомства
поступающего с современными научными открытиями и достижениями отдельных
дисциплин (Kay R., 1974).
В Северной Америке отбор студентов на стоматологические факультеты состоит из
сочетания отметок, теста на склонность к одонтологии и мануальных навыков. В
тестирование по одонтологии включены фундаментальные науки, биология, общая и
неорганическая химия. В Колумбийском университете (США) пригодность абитуриентов
к обучению определяется общей подготовленностью, особенностями характера,
состоянием здоровья, умственными способностями, уровнем интеллектуального
развития.
В большинстве европейских стран подготовка медицинских кадров осуществляется
на основе планирования приема абитуриентов на медицинские факультеты с учетом
наличия у последних способностей и достижений в некоторых сферах. В систему
отбора входят уровень знаний (средние баллы), оценки по профильным предметам,
тесты для выявления мануальных способностей, рекомендательные письма, интервью.
В Великобритании в каждом медицинском университете существуют свои методы
отбора, но вместе с тем можно выделить общие черты. Абитуриенты посылают
специальную форму, содержащую информацию об их академических и мануальных
способностях, мотивации, стремлениях. По этим данным проводят первый тур отбора,
на следующем этапе - используется интервью.
В Дании в большинстве вузов отбор студентов ведется по академическим
показателям. На основании заявления абитуриента специальный комитет по отбору, в
состав которого входят практикующие врачи, преподаватели и студенты школ,
осуществляет оценку его уровня подготовленности. Во Франции в университет
принимаются все желающие, а непосредственный отбор студентов происходит по
истечении одного – двух лет обучения после сдачи экзаменов.
В Голландии в прежние годы набор студентов осуществлялся по лотерейной
системе. В настоящее время требования изменились. Например, в стоматологические
учебные заведения существуют следующие критерии отбора абитуриентов:
собеседование, решение компьютерных «сценариев» клинических ситуаций, выполнение
манипуляций для оценки способности работать руками в будущей профессии.
В последнее время критерии отбора студентов начали меняться в некоторых
странах, входящих в Европейский союз. Это стало требованием национальной
политики государства, обусловленной острой необходимостью разработки единых
моделей подготовки специалистов, соответствующих мировым стандартам.
Таким образом, профессиональный отбор молодежи в медицинские вузы в
зарубежных странах имеет существенные различия, связанные с традициями
конкретных стран, особенностями систем образования. При отборе претендентов,
желающих получить медицинское образование, широко используются различные
критерии оценки уровня подготовленности, в том числе, психологическая готовность
к медицинской деятельности.
|