MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.4. Международный опыт отбора студентов на медицинские специальности

Практика отбора студентов в медицинские вузы за рубежом различна. Она адаптирована к локальной и национальной ситуации и напрямую зависит от системы обучения в стране. При отборе используется система Паттернов профессиональной пригодности, разработанная в 70-х годах и используемая для определения уровней пригодности по соответствующим способностям (U.S. Department of Labor, 1979, 1980).

В США существует трехступенчатая система подготовки врачей. Она складывается из следующих уровней: двухгодичная общеобразовательная подготовка и домедицинское образование в медицинских колледжах, затем четырехгодичная подготовка при колледжах, дающая среднее медицинское образование, додипломное медицинское образование в высших учебных заведениях (медицинских школах). По мнению американских специалистов, такая многоступенчатая система позволяет корректировать дальнейшую учебу студентов в направлении решения проблем профессиональной ориентации в зависимости от их интересов и способностей.

Американская система поступления в медицинскую школу сложна, продолжительна и дорогостояща: платный национальный экзамен, организуемый МСАТ (Меdical Соllеdge Аdvission Теst), платная система подачи заявлений через АМСАS (Американская служба по обработке заявлений на поступление в медицинские школы университетов) и платное собеседование в приемной комиссии самого вуза (Кудрявцев В. с соавт., 1995). Тест для поступающих состоит из четырех частей и определяет: способность поступающего пользоваться специальными терминами, определениями и обозначениями, способность манипулировать количественными обозначениями, степень знакомства поступающего с современными научными открытиями и достижениями отдельных дисциплин (Kay R., 1974).

В Северной Америке отбор студентов на стоматологические факультеты состоит из сочетания отметок, теста на склонность к одонтологии и мануальных навыков. В тестирование по одонтологии включены фундаментальные науки, биология, общая и неорганическая химия. В Колумбийском университете (США) пригодность абитуриентов к обучению определяется общей подготовленностью, особенностями характера, состоянием здоровья, умственными способностями, уровнем интеллектуального развития.

В большинстве европейских стран подготовка медицинских кадров осуществляется на основе планирования приема абитуриентов на медицинские факультеты с учетом наличия у последних способностей и достижений в некоторых сферах. В систему отбора входят уровень знаний (средние баллы), оценки по профильным предметам, тесты для выявления мануальных способностей, рекомендательные письма, интервью.
В Великобритании в каждом медицинском университете существуют свои методы отбора, но вместе с тем можно выделить общие черты. Абитуриенты посылают специальную форму, содержащую информацию об их академических и мануальных способностях, мотивации, стремлениях. По этим данным проводят первый тур отбора, на следующем этапе - используется интервью.

В Дании в большинстве вузов отбор студентов ведется по академическим показателям. На основании заявления абитуриента специальный комитет по отбору, в состав которого входят практикующие врачи, преподаватели и студенты школ, осуществляет оценку его уровня подготовленности. Во Франции в университет принимаются все желающие, а непосредственный отбор студентов происходит по истечении одного – двух лет обучения после сдачи экзаменов.

В Голландии в прежние годы набор студентов осуществлялся по лотерейной системе. В настоящее время требования изменились. Например, в стоматологические учебные заведения существуют следующие критерии отбора абитуриентов: собеседование, решение компьютерных «сценариев» клинических ситуаций, выполнение манипуляций для оценки способности работать руками в будущей профессии.

В последнее время критерии отбора студентов начали меняться в некоторых странах, входящих в Европейский союз. Это стало требованием национальной политики государства, обусловленной острой необходимостью разработки единых моделей подготовки специалистов, соответствующих мировым стандартам.

Таким образом, профессиональный отбор молодежи в медицинские вузы в зарубежных странах имеет существенные различия, связанные с традициями конкретных стран, особенностями систем образования. При отборе претендентов, желающих получить медицинское образование, широко используются различные критерии оценки уровня подготовленности, в том числе, психологическая готовность к медицинской деятельности.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1930
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru