MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.6. Мотивационные детерминанты профессиональной деятельности молодежи в сфере здравоохранения

Мотивацию выбора врачебной профессии определить достаточно трудно потому, что мотивации весьма разнообразны. Изучать мотивации вообще сложно, чаще всего в исследованиях в качестве основного используется метод анкетирования студентов.

Кроме того, следует говорить о нескольких мотивациях: прихода в медицину, поступления в вуз, продолжения обучения в медицинском вузе, выбора узкой конкретной медицинской специальности и т.д. Мотивации нестабильны и могут быть существенно различными. Многие из них носят очень поверхностный характер по принципу «мне скучна и неинтересна математика, работа педагога вызывает у меня ужас, не хочу заниматься филологией, я выбираю медицину», - мотивация по методу исключения.

Мотивацию может определить атмосфера семьи, которая как бы программирует человека на поступление в медицинский вуз, что особенно характерно для врачебных семей, где уже с самого рождения ребенка автоматически предполагается, что он станет врачом. Никто этого специально не обсуждает, родители могут даже произносить такие фразы: «Пусть человек выбирает сам свою дорогу, как он хочет!», но при этом увлеченность родителей профессией не оставляет сомнений, что это самое интересное и благородное дело.

Во многих странах мира абитуриентов из врачебных семей при поступлении в медицинский вуз встречают более благожелательно.

Предполагается, что по опыту семьи эти люди знают, что такое жизнь врача: когда отца поднимают в три часа ночи по телефонному звонку или ему приходится сутками не выходить из клиники; какой усталой возвращается мать с ночного дежурства. Т.е. подрастающие дети врачей видят не только плюсы врачебной профессии, но и ее минусы. Иногда мотивация стать врачом возникает после длительного лечения, которое было удачным, и выбор профессии врача превращается в своеобразную плату обществу за выздоровление. «Я хочу быть благодарным людям за то, что меня на ноги поставили, я буду врачом, чтобы спасать других». При этом выбирается та медицинская профессия, которой был обязан этот человек своим выздоровлением.

Мотивы выбора профессии в разные периоды жизни отличаются и среди ученых рассматривается возможность целенаправленного влияния на формирование и развитие мотивации. Для этого необходима всесторонняя информация о мотивах выбора профессии врача. Научные исследования мотивов выбора профессии у абитуриентов медицинских институтов (Новиков И.И. с соавт., 1977), показали, что около трети из них поступают в институт в связи с необходимостью получения специальности, не задумываясь при этом о своих индивидуальных склонностях, особенностях, привычках, темпераменте и т.д. Следовательно, особую важность на данном этапе развития отечественного здравоохранения приобретают проблемы профессиональной ориентации, отбора, общего и профессионального воспитания в процессе подготовки будущих врачей.

Выбор медицинских профессий молодежью происходит под влиянием комплекса факторов. Среди них наиболее часто встречается влияние семьи, чтение специальной литературы, просмотр фильмов (Киселева В.А. с соавт., 1978; Пускина В.Г. с соавт., 1979; Алексеев А.И. с соавт 1982; Кузьмина Е., 2002). Имеются работы, где выявлен высокий процент поступающих в медицинский вуз по совету родных, знакомых, друзей-медиков, по призванию и склонности к медицине (Пускина В.Г. с соавт., 1979; Медведский Е.Н. с соавт., 1990; Прошляков В.Д. с соавт., 2003), в связи с желанием помогать людям (Щукина Е.Г., 1999), решением продолжать семейные традиции (Захарченко В.В., 1978; Рябова Н.В. с соавт., 1981; Здоровцов Г.И., 2000; Прошляков В.Д. с соавт., 2003).

На выбор учащимися профессии значительное влияние оказывают семья, пример родителей, друзей, знакомых, их советы и наставления. Действительно, продолжение семейной профессиональной традиции — явление не редкое. Если эта традиция связана с настоящей увлеченностью делом, а не с более облегченным путем трудоустройства или поступления в учебное заведение, то может оцениваться положительно. Однако далеко не во всех семьях характер воздействия на детей идет в направлении, отвечающем интересам и требованиям общества.
Специфическими для медицинских вузов факторами, влияющими на выбор профессии врача, являются болезнь близких или собственная, стремление получить образование, чтобы помочь себе и близким (Алексеев А.И. с соавт., 1982).

Еще одной мотивацией является повышение самоуважения: «спасать жизни других людей - благороднейшая профессия». Это тезис, который не оспаривается ни одним обществом мира. Врач - человек, достойный уважения и прежде всего самоуважения. Поэтому выражение «хороший врач подобен Богу» можно считать почти буквальным отражением этой мотивации: человек хочет быть подобен Богу не для того, чтобы властвовать, чтобы ощущать себя всесильным и могучим, а для того, чтобы быть милосердным как Бог.

Хотя бывают совершенно аморальные мотивации выбора этой профессии: получение власти. Больной, лежащий на операционном столе, — прекрасный объект для манипуляции. Его жизнь находится на кончиках пальцев хирурга или анестезиолога. Судьба многих больных в психиатрической больнице тоже находится в руках врача-психиатра, уже не говоря о больных, которые находятся в реанимационном отделении. Чувство власти над чужой жизнью, над чужой судьбой - одна из мотиваций прихода во врачебную профессию.

Есть еще познавательная мотивация. Такая мотивация одних людей приводит к занятиями техникой -сложными машинами и аппаратами, а других - в медицину, потому что им хочется заниматься самым сложным механизмом - организмом человека, познать как устроен человек, как устроено человеческое тело и как это все работает? Как происходят нарушения в этой системе?

Большинство авторов считают, что предъявляемые молодежью мотивы недостаточно обоснованны. Например, призвание предполагает реализацию сложившегося интереса к профессии в процессе познавательной и практической деятельности (Пускина В.Г. с соавт., 1979). Такие мотивы, как семейная традиция, совет родственников, знакомых, авторитетных лиц, хорошее знание профилирующих предметов не могут гарантировать студентам-медикам успешное усвоение учебной программы, качественную работу их по специальности в будущем (Прошляков В.Д. с соавт., 2003).

Начальная мотивация оказывает сильнейшее влияние на многие стороны поведения студента и на формирование его профессиональных ожиданий. От мотива выбора факультета установлена зависимость степени интереса к учебе: интереснее учиться тем, кого влечет профессия, кто испытывает влияние семейных традиций. Последнее место занимают те студенты, которые пришли на факультет по совету родителей, друзей, за престижем или случайно.

Е.М. Павлютенков (1980) выделяет следующие мотивы выбора профессии:

• социальные мотивы (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
• моральные мотивы (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
• этические мотивы (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
• познавательные мотивы (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
• творческие мотивы (возможность быть оригинальным, неповторимым);
• мотивы связанные с содержанием труда (опосредуются знаниями, относительно совокупности отличительных особенностей элементов труда (функции, операции, действия), характеризующие их направленность);
• материальные мотивы (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;
• престижные мотивы (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых»);
• утилитарные мотивы (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:

- настоящее - объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
- прошлое - история индивида, его собственный опыт;
- будущее - тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Среди факторов, которые действительно определяют выбор той или иной профессии (сферы труда), важнейшее место отводят выраженности интересов к конкретному виду труда (Чистяков Н.Н., 1986; Климов Е.А., 1990, 1996; Головей Л.А., 1996). В развитии этих интересов и склонностей, самостоятельную работу по углубленному ознакомлению с сущностью труда врача считают наиболее значимой. Она выражается в знакомстве с научной и научно-популярной литературой, посещении медицинских лекториев, занятии в кружках «Юный медик», непосредственном общении с больными. Практическое ознакомление с трудом медицинских работников является действенным фактором профессионального отбора абитуриентов при поступлении в медицинские учебные заведения и способствует устойчивости у них профессиональных интересов (Витенко И.С. с соавт., 1982).

Узнать требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способностям и возможностям человека позволяют профессиограммы специалистов в сфере здравоохранения (Борисов В., 1972; Романова Е.С., 2003), а непосредственное общение с больными, врачами позволяет лучше понять специфику медицинского труда, оценить свои возможности, профессионально определиться (Пускина В.Г. с соавт., 1979).

Выбор профессии для студентов – медиков не заканчивается моментом поступления в вуз. Вузовский период профессиональной ориентации связан с деятельностью кафедральных коллективов и включает в себя воспитание у студентов любви к своей профессии, овладение профессиональными знаниями, умениями и практическими навыками. Выбор конкретной врачебной специальности осуществляется студентами на старших курсах по мере прохождения различных клинических дисциплин.

Качество профессиональной подготовки специалиста определяется уровнем активности самого студента, его интеллектом, компетенцией, профессиональной ориентацией, мотивацией будущей профессиональной деятельности. Мотивация выбора профессии, ее динамика и устойчивость направляет и регулирует различные стратегии поведения, определяет степень его активности или пассивности, а также уровень субъективно – личностной заинтересованности в обучении, т.е. является первым уровнем мотивационно – целевой основы профессионального обучения.

Выяснение мотивов выбора профессии врача, знания объективных и субъективных факторов, формирующих эти мотивы, дает возможность получения целевой информации для успешного решения проблемы профессиональной ориентации, выявления оптимальных возможностей оказания учащимся помощи в правильном выборе профессии, управлении этим выбором.

Вопросы к разделу I.

1. Дайте определение профессиональной ориентации.
2. Что определяет понятие экономическая эффективность профессиональной ориентации.
3. Чем определяется профессиональная пригодность, как система.
4. Дайте определение понятию «профессиональный отбор».
5. Назовите наиболее распространенные методы профессионального отбора в медицинский вуз.
6. Приведите примеры из международной практики профессионального отбора студентов в медицинские вузы.
7. Назовите основные мотивы выбора профессии врача учащейся молодежью Дальнего Востока.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1932
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru