MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

3.5. Системная модель профориентационной службы – как основа решения проблемы кадрового дисбаланса в здравоохранении

Основным стержнем в решении проблемы кадрового обеспечения отрасли здравоохранения является создание целенаправленной системы профессиональной ориентации молодежи на медицинские специальности с учетом социально-экономических особенностей развития региона, потребности лечебно – профилактических учреждений в кадрах, рыночных отношений в системе образования, а эффективность ее будет зависеть от того, насколько эта система целостна, устойчива и динамична.

Предложенный нами системный профориентационный комплекс, по существу, представляет собой систему поддержки управленческих решений, позволяющих оценить возможные результаты подготовки специалистов, совершенствовать систему подготовки врачебных кадров не только на довузовском, но и на додипломном, послевузовском уровнях. Практическая реализация деятельности по основным направлениям технологического процесса и необходимость проведения оперативной работы с большим потоком молодежи предполагает оснащение ее автоматизированной системой учета показателей.

Профессиональная подготовка специалиста – это сложная поэтапная система управления профессиональным развитием личности с учетом ее индивидуальных особенностей. На наш взгляд, совершенствование качества подготовки и распределения врачей возможно на основе базисного и непрерывного образования при реализации научно обоснованных рекомендаций по профориентации, профотбору, подготовке и использованию врачебных кадров.

Системная модель профориентационной службы отрасли здравоохранения Дальневосточного региона, как одной из составляющей решения проблем кадрового дисбаланса в отрасли, в этом смысле имеет практическую ценность.

Данная модель обеспечивает непрерывный процесс профессионализации врача в течение довузовского, додипломного и последипломного этапов подготовки. Довузовская профориентация рассматривается нами как система управления мотивами выбора профессии, выявления интересов, склонностей, способностей школьников. Ее содержание и организационные формы определяются необходимостью поиска «своего» абитуриента.

Задачей додипломной профориентационной деятельности должна быть профессионализация студента, формирование профессиональной культуры врача, его творческого потенциала, оказание помощи студентам старших курсов в выборе специальности в рамках профессиональной среды (специализация).

В последипломный период профориентация поможет молодому специалисту адаптироваться в условиях избранной профессиональной среды, реализовать навыки самообразования, содействовать квалификационному росту, удовлетворенности трудом.

Основу нашей системной модели профориентационной службы составляют три блока – структурный, технологический и результирующий, учитывающие социально-экономические, психолого – педагогические, медико-биологические процессы в регионе, влияющие на профессиональное самоопределение современного школьника: престиж профессии, профессиональные традиции семьи, мотивы выбора профессии и т.д. (рис. 17).

В числе ведущих факторов, влияющих на выбор медицинской профессии, следует особо выделить влияние семьи, особенно имеющей традиционную медицинскую основу. Характер внутрисемейных отношений такой семьи может стать как средством вовлечения подростка в профессиональную среду родителей с формированием семейных династий, так и повлиять на выбор профессии, не совпадающий с реальными интересами и способностями подростка.

Следует сказать, что полнота и качество оказания медицинской помощи населению в немалой степени влияет на формирование у них представлений о престиже профессии медицинского работника в обществе, личностного отношения к представителям отрасли здравоохранения, а следовательно, формированию ценностных ориентаций и установок у молодежи к этому виду деятельности (непосредственно в семье).

Структурный блок профориентационной модели представлен тремя уровнями (рис. 18).

В организации и проведении мероприятий по профессиональной ориентации и психологической подготовке молодежи к медицинскому труду должны активно участвовать общеобразовательные, высшие и средние медицинские учебные заведения, органы управления здравоохранением, лечебно-профилактические учреждения, центры занятости населения. Тесные контакты между ними позволяют развернуть деятельность в широком масштабе и получать эффективные результаты.

Кабинеты профориентации (I уровень) целесообразно размещать в общеобразовательных учреждениях, на базе которых организованы медико-биологические или медицинские классы. Это позволит не только осуществлять довузовскую подготовку потенциальных абитуриентов, но и сконцентрировать в них специализированную профориентационную деятельность, а также осуществлять эту работу в сельских образованиях с небольшой численностью населения, расположенных на значительном расстоянии от крупных городов и административных центров (территориальный принцип).

Системная модель профориентационной службы отрасли здравоохранения ДВФО

Рис.17. Системная модель профориентационной службы отрасли здравоохранения ДВФО

Примерный перечень оснащения кабинета профориентации:

1.Нормативная документация подразделения (положение, инструкции).

2.Комплекс диагностических методик (по выявлению интересов учащихся, профессиональной направленности, личностных опросников).

3.Профессиограммы, психограммы специалистов в области здравоохранения.

4.Стенды: «Система профессиональной подготовки специалистов здравоохранения»; «Уголок профориентации», «Здоровье и выбор профессии».

5. Методические материалы по проведению консультаций подростков, родителей.

6. Персональный компьютер для проведения профдиагностических исследований, обработки и хранения полученной информации.

Организация пунктов профориентации (II уровень) в административных центрах субъектов федерации округа на базе средних медицинских образовательных учреждений (колледж) позволит осуществлять более качественный отбор и направление молодежи в медицинские вузы в рамках целевой подготовки специалистов.

Создание отраслевого центра профориентации (III уровень) на базе медицинского вуза позволит обеспечить научную, методическую и практическую основу по изучению проблемы, координации и управления профориентационной деятельностью всех уровней.

Расширение сети специализированных лицеев, медицинских классов в школах округа необходимо сочетать с привлечением преподавателей вуза к преподаванию профилирующих дисциплин и специальных предметов. Учебный процесс в классах целесообразно организовывать с обязательными атрибутами дидактических технологий вузовской системы (лекции, практические занятия, промежуточные и итоговые экзамены). Набор в классы должен осуществляться на конкурсной основе.

Ключевой фигурой штатной структуры каждого уровня является специалист по профориентации, имеющий высшее медицинское образование, практический опыт работы в здравоохранении не менее 5 лет, владеющей технологией ведения профориентационной деятельности, знаниями в области общественного здоровья и здравоохранения (история медицины, современное состояние отрасли, ее структура и проблемы, различные аспектах медицинской деятельности, рынок труда, номенклатура специальностей и т.д.).

Непосредственным помощником в этой работе является психолог – профконсультант (школьный психолог), имеющий высшее психологическое образование, стаж работы не менее 2 лет с обязательным прохождением курсов квалификации.

Реализация актуальных задач в области охраны здоровья будущих врачей возможна при участии школьного врача (врачебной бригады), имеющего высшее медицинское образование по специальности педиатрия, сертификат специалиста, стаж практической работы не менее 5 лет, подготовку по медико-профессиональному консультированию подростков.

Структурный блок профориентационной службы отрасли здравоохранения региона

Рис. 18. Структурный блок профориентационной службы отрасли здравоохранения региона

Выполнение прикладных исследований, направленных на решение профориентационных задач, должно осуществляться при непосредственном участии медико-психологической службы вуза, профессорско-преподава-тельского состава заведения и персонала поликлиники. Финансирование системы профессиональной ориентации должно осуществляться из федерального, краевых (областных)и муниципальных бюджетов.

Технологический блок модели представляет собой процесс действий, основанных на выполнении стандартов профориентационных технологий с использованием новых инновационных приемов (психологические игры и тренинги, интернет - консультирование, компьютерная психологическая диагностика, телекоммуникационных связи и т.п.).

Основные задачи, лежащие в основе каждого профориентационного технологического процесса, можно представить в следующем:

  • профессиональное просвещение (расширение информированности о профессиональных возможностях молодежи в системе здравоохранения);
  • профессиональная диагностика (самооценка профессиональных интересов и личностных способностей будущих специалистов);
  • профессиональная консультация (корректировка профессиональных планов среди выбравших профессию врача);
  • профессиональный отбор (подбор) (выбор из группы претендентов наиболее профессионально пригодных к обучению в вузе и будущей медицинской деятельности);
  • профессиональная адаптация (формирование профессиональной устойчивости специалиста, повышение эффективности его профессионального труда).

Результирующий компонент системы формируется из трех групп результатов: профориентационных, медико - биологических и социально – экономических (рис. 19).

Профориентационные критерии включают виды и объемы деятельности, широту и полноту осведомленности оптанта в области медицинской профессиологии, выраженность и устойчивость профессиональных интересов, медицинскую направленность, сформированность личных профессиональных планов.

Медико – биологические критерии обеспечивают мониторинг физического и психического здоровья студентов, учет показателя миграции обучающихся по состоянию здоровья.

Социально – экономические результаты характеризуются показателями общей миграции студентов в процессе обучения, удовлетворенностью выбором профессии, внутренней (экономической) и внешней эффективностью подготовки специалистов по показателям выпуска, доезда к месту работы.

Результирующий блок профориентационной службы отрасли здравоохранения региона приросту численности и обеспеченности ЛПУ врачебным персоналом, текучести кадров.

Рис. 19. Результирующий блок профориентационной службы отрасли здравоохранения региона приросту численности и обеспеченности ЛПУ врачебным персоналом, текучести кадров.

Задачи кабинета профессиональной ориентации:

  • предоставление полноценной информации о профессиях, относящихся к медицинской и фармацевтической сфере деятельности, о сети медицинских образовательных учреждений, о порядке поступления и условиям обучения в них;
  • оказание помощи школьникам в изучении собственных профессиональных интересов, склонностей и способностей и сопоставление их с требованиями профессии;
  • отбор наиболее пригодных школьников к медицинской деятельности в специализированные лицеи и медицинские классы;
  • проведение справочных, диагностических, медицинских профконсультаций учащимся ООУ по вопросам, связанным с выбором профессии;
  • проведение работы с учителями и родителями учащихся (лекции, встречи, индивидуальные консультации);
  • введение учащихся в профессию врача посредством теоретических курсов и общения с представителями медицинских специальностей;
  • включение школьников в практическую профессиональную деятельность путем организации специальных практик с выполнением функций младшей медицинской сестры, младшего фармацевта, формирование психологической готовности к медицинскому труду;
  • проведение профконсультаций учащимся общеобразовательных учреждений и их родителям, проживающим в отдаленных сельских территориях, закрепленных за данным пунктом, по вопросам, связанным с выбором профессии.
  • Задачи пункта профессиональной ориентации:

    • предоставление полноценной информации о профессиях, относящихся к медицинской и фармацевтической сфере деятельности, о сети медицинских образовательных учреждений, о порядке поступления и условиях обучения в них;
    • оказание помощи школьникам в изучении собственных профессиональных интересов, склонностей и способностей и сопоставление их с требованиями профессии;
    • проведение справочных, диагностических профконсультаций учащимся общеобразовательных учреждений и их родителям по вопросам, связанным с выбором профессии;
    • врачебно-профессиональное консультирование школьников;
    • организация отбора потенциальных абитуриентов из числа выпускников школ, медицинских колледжей для обучения в медицинском вузе (врач, медицинская сестра с высшим образованием) по программам целевой подготовки специалистов;
    • оказание методической помощи кабинетам профориентации в проведении профконсультирования учащихся по вопросам, связанным с выбором профессии.

    Задачи центра профессиональной ориентации:

  • предоставление полноценной информации о профессиях, относящихся к медицинской и фармацевтической сфере деятельности, о сети медицинских образовательных учреждений, о порядке поступления и условиям обучения в них;
  • проведение справочных, диагностических профконсультаций учащимся общеобразовательных учреждений и их родителям по вопросам, связанным с выбором профессии;
  • привлечение способных к медицинской деятельности школьников к участию в предметных олимпиадах, исследовательской работе при студенческих научных обществах (СНО), днях открытых дверей, «ярмарках профессий» и т.д.
  • врачебно-профессиональное консультирование школьников;
  • участие в работе приемных комиссий для отбора абитуриентов наиболее подготовленных к медицинской деятельности;
  • предоставление учащимся и их родителям сведений о законодательных актах в сфере получения профессионального образования;
  • проведение мониторинга качества подготовки абитуриентов путем составления социально-психологических портретов с целью смягчения процесса адаптации студентов к профессиональной среде образовательного учреждения;
  • совершенствование учебной деятельности и профессионального воспитания студентов, способствующих становлению нужных качеств для достижения высокого профессионализма в процессе интеграционной деятельности различных специалистов: преподавателей, медицинских работников, психологов, юристов и т.д.
  • активизация самовоспитания, формирование профессиональных интересов, профессиональной этики и развитие профессионально важных качеств;
  • реализация системы содействия трудоустройства выпускников в соответствии с потребностями здравоохранения региона, вторичная профессиональная ориентация студентов по вопросам выбора специализации;
  • мониторинг основных показателей качества профориентационной деятельности;
  • оказание методической помощи кабинетам и пунктам профориентации по осуществлению профориентационной деятельности в регионе;
  • оказание учебно-методической помощи специализированным лицеям и классам по повышению качества подготовки школьников, готовящихся к поступлению в медицинский вуз.
  • Осуществление этих мероприятий в рамках региона, на наш взгляд, позволит успешно решать вопросы качества набора студентов и подготовки специалистов в целом. Нам представляется возможным использование следующих методов управления профессиональной ориентацией молодежи:

    1. Программно-целевой метод (определение главной цели профориентации, разработка программы ее достижения, создание механизма управления по реализации программы);

    2. Метод прогнозирования (учет современных и перспективных требований к специалистам в области здравоохранения, тенденций научно-технического прогресса , прогноза кадровой политики в отрасли региона);

    3. Метод моделирования (построение моделей управления профориентацией на уровне ООУ, ОУЗ, ЛПУ в регионе);

    4. Организационно-распорядительный метод (подготовка соответствующих документов - приказов, распоряжений, положений, стандартов – регламентирующих порядок функционирования системы профориентации, контроль за их выполнением).

    Управление отраслевой системой профессиональной ориентации молодежи мы предлагаем осуществлять в следующих направлениях:

    Психолого-педагогическом – выявление и формирование интересов, склонностей, способностей учащихся к медицинской деятельности, оказание им помощи в выборе профессии (специальности), наиболее соответствующей индивидуально-психологическим особенностям личности;

    Медико-биологическом – реализация требований к здоровью и физиологическим качествам человека, необходимым для выполнения профессиональной деятельности;

    Социально-экономическом – процесс усвоения системы знаний, норм, навыков и умений, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность, что отражается на качестве оказываемой медицинской помощи населению, удовлетворенности трудом и т.д.

    Управление профессиональной ориентацией, рассматриваемой как процесс целенаправленного воздействия на организацию и повышение эффективности мероприятий по формированию профессионального призвания молодежи к медицинской деятельности, мы предлагаем осуществлять по результатам деятельности. Результативный подход основан на измерении количественных показателей и базируется на принципах «всеобщего управления качеством» (Total Quality Managment, TQM) и требований к системным менеджментам качества Международной организации по стандартизации (ИСО серии 9000, 2001г.) (Cbucbalin S. et al., 2001, Похолков Ю. с соавт., 2004).

    В систему стандартов включают арсенал менеджмента ресурсов, процессуального подхода, лидерскую позицию руководителей и активное вовлечение в процесс всех участников образовательной и практической деятельности в области здравоохранения. Разработка стандартов требует определенных параметров к входной и выходной характеристике будущего врача (профессиональный стандарт), качественного анализа всей системы, принятия адекватных решений и действий, направленных на повышение эффективности и результативности системы профессиональной ориентации молодежи, повышения качества подготовки специалистов.

    Таким образом, создание целенаправленной комплексной системы профессиональной ориентации молодежи станет важнейшим направлением и основным рычагом перестройки высшего медицинского образования на довузовском этапе подготовки специалистов, где глубокая и всесторонняя интеграция деятельности всех социальных институтов позволит усилить взаимную заинтересованность и ответственность за существенное повышение качества обучения и профессиональное воспитание медицинских кадров.

    Вопросы к разделу III.

    • Перечислите основные этапы профессионального самоопределения учащейся молодежи.
    • Какие причины ошибочного выбора профессии врача Вы знаете.
    • Опишите пять основных признаков профессии врача.
    • Профессиограмма – определение, методическое содержание, основные параметры.
    • Какие формы и методы профориентационной работы с молодежью используются в практической деятельности преподавателей Вашего вуза.
    • Что определяет качество подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.
    • Опишите системную модель службы профориентации в здравоохранении.
    • Представьте основные параметры плана описания профессии врача при беседе с потенциальными абитуриентами Вашего вуза.

    Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
    URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1944
    Главная страница сервера http://www.medlinks.ru