3.5. Системная модель профориентационной службы – как основа
решения проблемы кадрового дисбаланса в здравоохранении
Основным стержнем в решении проблемы кадрового обеспечения отрасли
здравоохранения является создание целенаправленной системы профессиональной
ориентации молодежи на медицинские специальности с учетом
социально-экономических особенностей развития региона, потребности лечебно –
профилактических учреждений в кадрах, рыночных отношений в системе образования,
а эффективность ее будет зависеть от того, насколько эта система целостна,
устойчива и динамична.
Предложенный нами системный профориентационный комплекс, по существу,
представляет собой систему поддержки управленческих решений, позволяющих оценить
возможные результаты подготовки специалистов, совершенствовать систему
подготовки врачебных кадров не только на довузовском, но и на додипломном,
послевузовском уровнях. Практическая реализация деятельности по основным
направлениям технологического процесса и необходимость проведения оперативной
работы с большим потоком молодежи предполагает оснащение ее автоматизированной
системой учета показателей.
Профессиональная подготовка специалиста – это сложная поэтапная система
управления профессиональным развитием личности с учетом ее индивидуальных
особенностей. На наш взгляд, совершенствование качества подготовки и
распределения врачей возможно на основе базисного и непрерывного образования при
реализации научно обоснованных рекомендаций по профориентации, профотбору,
подготовке и использованию врачебных кадров.
Системная модель профориентационной службы отрасли здравоохранения
Дальневосточного региона, как одной из составляющей решения проблем кадрового
дисбаланса в отрасли, в этом смысле имеет практическую ценность.
Данная модель обеспечивает непрерывный процесс профессионализации
врача в течение довузовского, додипломного и последипломного этапов подготовки.
Довузовская профориентация рассматривается нами как система управления мотивами
выбора профессии, выявления интересов, склонностей, способностей школьников. Ее
содержание и организационные формы определяются необходимостью поиска «своего»
абитуриента.
Задачей додипломной профориентационной деятельности должна быть
профессионализация студента, формирование профессиональной культуры врача, его
творческого потенциала, оказание помощи студентам старших курсов в выборе
специальности в рамках профессиональной среды (специализация).
В последипломный период профориентация поможет молодому специалисту
адаптироваться в условиях избранной профессиональной среды, реализовать навыки
самообразования, содействовать квалификационному росту, удовлетворенности
трудом.
Основу нашей системной модели профориентационной службы составляют три блока
– структурный, технологический и результирующий, учитывающие
социально-экономические, психолого – педагогические, медико-биологические
процессы в регионе, влияющие на профессиональное самоопределение современного
школьника: престиж профессии, профессиональные традиции семьи, мотивы выбора
профессии и т.д. (рис. 17).
В числе ведущих факторов, влияющих на выбор медицинской профессии, следует
особо выделить влияние семьи, особенно имеющей традиционную медицинскую основу.
Характер внутрисемейных отношений такой семьи может стать как средством
вовлечения подростка в профессиональную среду родителей с формированием семейных
династий, так и повлиять на выбор профессии, не совпадающий с реальными
интересами и способностями подростка.
Следует сказать, что полнота и качество оказания медицинской помощи населению
в немалой степени влияет на формирование у них представлений о престиже
профессии медицинского работника в обществе, личностного отношения к
представителям отрасли здравоохранения, а следовательно, формированию ценностных
ориентаций и установок у молодежи к этому виду деятельности (непосредственно в
семье).
Структурный блок профориентационной модели представлен тремя уровнями (рис.
18).
В организации и проведении мероприятий по профессиональной ориентации и
психологической подготовке молодежи к медицинскому труду должны активно
участвовать общеобразовательные, высшие и средние медицинские учебные заведения,
органы управления здравоохранением, лечебно-профилактические учреждения, центры
занятости населения. Тесные контакты между ними позволяют развернуть
деятельность в широком масштабе и получать эффективные результаты.
Кабинеты профориентации (I уровень) целесообразно
размещать в общеобразовательных учреждениях, на базе которых организованы
медико-биологические или медицинские классы. Это позволит не только осуществлять
довузовскую подготовку потенциальных абитуриентов, но и сконцентрировать в них
специализированную профориентационную деятельность, а также осуществлять эту
работу в сельских образованиях с небольшой численностью населения, расположенных
на значительном расстоянии от крупных городов и административных центров
(территориальный принцип).
Рис.17. Системная модель профориентационной службы отрасли
здравоохранения ДВФО
Примерный перечень оснащения кабинета профориентации:
1.Нормативная документация подразделения (положение, инструкции).
2.Комплекс диагностических методик (по выявлению интересов учащихся,
профессиональной направленности, личностных опросников).
3.Профессиограммы, психограммы специалистов в области здравоохранения.
4.Стенды: «Система профессиональной подготовки специалистов здравоохранения»;
«Уголок профориентации», «Здоровье и выбор профессии».
5. Методические материалы по проведению консультаций подростков, родителей.
6. Персональный компьютер для проведения профдиагностических исследований,
обработки и хранения полученной информации.
Организация пунктов профориентации (II уровень) в
административных центрах субъектов федерации округа на базе средних медицинских
образовательных учреждений (колледж) позволит осуществлять более качественный
отбор и направление молодежи в медицинские вузы в рамках целевой подготовки
специалистов.
Создание отраслевого центра профориентации (III
уровень) на базе медицинского вуза позволит обеспечить научную, методическую и
практическую основу по изучению проблемы, координации и управления
профориентационной деятельностью всех уровней.
Расширение сети специализированных лицеев, медицинских классов в школах
округа необходимо сочетать с привлечением преподавателей вуза к преподаванию
профилирующих дисциплин и специальных предметов. Учебный процесс в классах
целесообразно организовывать с обязательными атрибутами дидактических технологий
вузовской системы (лекции, практические занятия, промежуточные и итоговые
экзамены). Набор в классы должен осуществляться на конкурсной основе.
Ключевой фигурой штатной структуры каждого уровня является специалист по
профориентации, имеющий высшее медицинское образование, практический опыт работы
в здравоохранении не менее 5 лет, владеющей технологией ведения
профориентационной деятельности, знаниями в области общественного здоровья и
здравоохранения (история медицины, современное состояние отрасли, ее структура и
проблемы, различные аспектах медицинской деятельности, рынок труда, номенклатура
специальностей и т.д.).
Непосредственным помощником в этой работе является психолог –
профконсультант (школьный психолог), имеющий высшее психологическое образование,
стаж работы не менее 2 лет с обязательным прохождением курсов квалификации.
Реализация актуальных задач в области охраны здоровья будущих врачей возможна
при участии школьного врача (врачебной бригады), имеющего высшее медицинское
образование по специальности педиатрия, сертификат специалиста, стаж
практической работы не менее 5 лет, подготовку по медико-профессиональному
консультированию подростков.
Рис. 18. Структурный блок профориентационной службы отрасли
здравоохранения региона
Выполнение прикладных исследований, направленных на решение
профориентационных задач, должно осуществляться при непосредственном участии
медико-психологической службы вуза, профессорско-преподава-тельского состава
заведения и персонала поликлиники. Финансирование системы профессиональной
ориентации должно осуществляться из федерального, краевых (областных)и
муниципальных бюджетов.
Технологический блок модели представляет собой процесс действий,
основанных на выполнении стандартов профориентационных технологий с
использованием новых инновационных приемов (психологические игры и тренинги,
интернет - консультирование, компьютерная психологическая диагностика,
телекоммуникационных связи и т.п.).
Основные задачи, лежащие в основе каждого профориентационного
технологического процесса, можно представить в следующем:
- профессиональное просвещение (расширение информированности о
профессиональных возможностях молодежи в системе здравоохранения);
- профессиональная диагностика (самооценка профессиональных интересов и
личностных способностей будущих специалистов);
- профессиональная консультация (корректировка профессиональных планов среди
выбравших профессию врача);
- профессиональный отбор (подбор) (выбор из группы претендентов наиболее
профессионально пригодных к обучению в вузе и будущей медицинской
деятельности);
- профессиональная адаптация (формирование профессиональной устойчивости
специалиста, повышение эффективности его профессионального труда).
Результирующий компонент системы формируется из трех групп результатов:
профориентационных, медико - биологических и социально – экономических (рис.
19).
Профориентационные критерии включают виды и объемы деятельности, широту и
полноту осведомленности оптанта в области медицинской профессиологии,
выраженность и устойчивость профессиональных интересов, медицинскую
направленность, сформированность личных профессиональных планов.
Медико – биологические критерии обеспечивают мониторинг физического и
психического здоровья студентов, учет показателя миграции обучающихся по
состоянию здоровья.
Социально – экономические результаты характеризуются показателями общей
миграции студентов в процессе обучения, удовлетворенностью выбором профессии,
внутренней (экономической) и внешней эффективностью подготовки специалистов по
показателям выпуска, доезда к месту работы.
Рис. 19. Результирующий блок профориентационной службы
отрасли здравоохранения региона приросту численности и обеспеченности ЛПУ
врачебным персоналом, текучести кадров.
Задачи кабинета профессиональной ориентации:
предоставление полноценной информации о профессиях, относящихся к
медицинской и фармацевтической сфере деятельности, о сети медицинских
образовательных учреждений, о порядке поступления и условиям обучения в них;
оказание помощи школьникам в изучении собственных профессиональных
интересов, склонностей и способностей и сопоставление их с требованиями
профессии;
отбор наиболее пригодных школьников к медицинской деятельности в
специализированные лицеи и медицинские классы;
проведение справочных, диагностических, медицинских профконсультаций
учащимся ООУ по вопросам, связанным с выбором профессии;
проведение работы с учителями и родителями учащихся (лекции, встречи,
индивидуальные консультации);
введение учащихся в профессию врача посредством теоретических курсов и
общения с представителями медицинских специальностей;
включение школьников в практическую профессиональную деятельность путем
организации специальных практик с выполнением функций младшей медицинской
сестры, младшего фармацевта, формирование психологической готовности к
медицинскому труду;
проведение профконсультаций учащимся общеобразовательных учреждений и их
родителям, проживающим в отдаленных сельских территориях, закрепленных за
данным пунктом, по вопросам, связанным с выбором профессии.
Задачи пункта профессиональной ориентации:
- предоставление полноценной информации о профессиях, относящихся к
медицинской и фармацевтической сфере деятельности, о сети медицинских
образовательных учреждений, о порядке поступления и условиях обучения в них;
- оказание помощи школьникам в изучении собственных профессиональных
интересов, склонностей и способностей и сопоставление их с требованиями
профессии;
- проведение справочных, диагностических профконсультаций учащимся
общеобразовательных учреждений и их родителям по вопросам, связанным с выбором
профессии;
- врачебно-профессиональное консультирование школьников;
- организация отбора потенциальных абитуриентов из числа выпускников школ,
медицинских колледжей для обучения в медицинском вузе (врач, медицинская
сестра с высшим образованием) по программам целевой подготовки специалистов;
- оказание методической помощи кабинетам профориентации в проведении
профконсультирования учащихся по вопросам, связанным с выбором профессии.
Задачи центра профессиональной ориентации:
предоставление полноценной информации о профессиях, относящихся к
медицинской и фармацевтической сфере деятельности, о сети медицинских
образовательных учреждений, о порядке поступления и условиям обучения в них;
проведение справочных, диагностических профконсультаций учащимся
общеобразовательных учреждений и их родителям по вопросам, связанным с выбором
профессии;
привлечение способных к медицинской деятельности школьников к участию в
предметных олимпиадах, исследовательской работе при студенческих научных
обществах (СНО), днях открытых дверей, «ярмарках профессий» и т.д.
врачебно-профессиональное консультирование школьников;
участие в работе приемных комиссий для отбора абитуриентов наиболее
подготовленных к медицинской деятельности;
предоставление учащимся и их родителям сведений о законодательных актах в
сфере получения профессионального образования;
проведение мониторинга качества подготовки абитуриентов путем составления
социально-психологических портретов с целью смягчения процесса адаптации
студентов к профессиональной среде образовательного учреждения;
совершенствование учебной деятельности и профессионального воспитания
студентов, способствующих становлению нужных качеств для достижения высокого
профессионализма в процессе интеграционной деятельности различных
специалистов: преподавателей, медицинских работников, психологов, юристов и
т.д.
активизация самовоспитания, формирование профессиональных интересов,
профессиональной этики и развитие профессионально важных качеств;
реализация системы содействия трудоустройства выпускников в соответствии с
потребностями здравоохранения региона, вторичная профессиональная ориентация
студентов по вопросам выбора специализации;
мониторинг основных показателей качества профориентационной деятельности;
оказание методической помощи кабинетам и пунктам профориентации по
осуществлению профориентационной деятельности в регионе;
оказание учебно-методической помощи специализированным лицеям и классам по
повышению качества подготовки школьников, готовящихся к поступлению в
медицинский вуз.
Осуществление этих мероприятий в рамках региона, на наш взгляд, позволит
успешно решать вопросы качества набора студентов и подготовки специалистов в
целом. Нам представляется возможным использование следующих методов управления
профессиональной ориентацией молодежи:
1. Программно-целевой метод (определение главной цели профориентации,
разработка программы ее достижения, создание механизма управления по реализации
программы);
2. Метод прогнозирования (учет современных и перспективных требований к
специалистам в области здравоохранения, тенденций научно-технического прогресса
, прогноза кадровой политики в отрасли региона);
3. Метод моделирования (построение моделей управления профориентацией на
уровне ООУ, ОУЗ, ЛПУ в регионе);
4. Организационно-распорядительный метод (подготовка соответствующих
документов - приказов, распоряжений, положений, стандартов – регламентирующих
порядок функционирования системы профориентации, контроль за их выполнением).
Управление отраслевой системой профессиональной ориентации молодежи мы
предлагаем осуществлять в следующих направлениях:
Психолого-педагогическом – выявление и формирование интересов, склонностей,
способностей учащихся к медицинской деятельности, оказание им помощи в выборе
профессии (специальности), наиболее соответствующей
индивидуально-психологическим особенностям личности;
Медико-биологическом – реализация требований к здоровью и физиологическим
качествам человека, необходимым для выполнения профессиональной деятельности;
Социально-экономическом – процесс усвоения системы знаний, норм, навыков и
умений, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность, что
отражается на качестве оказываемой медицинской помощи населению,
удовлетворенности трудом и т.д.
Управление профессиональной ориентацией, рассматриваемой как процесс
целенаправленного воздействия на организацию и повышение эффективности
мероприятий по формированию профессионального призвания молодежи к медицинской
деятельности, мы предлагаем осуществлять по результатам деятельности.
Результативный подход основан на измерении количественных показателей и
базируется на принципах «всеобщего управления качеством» (Total Quality
Managment, TQM) и требований к системным менеджментам
качества Международной организации по стандартизации (ИСО серии 9000, 2001г.) (Cbucbalin
S. et al.,
2001, Похолков Ю. с соавт., 2004).
В систему стандартов включают арсенал менеджмента ресурсов, процессуального
подхода, лидерскую позицию руководителей и активное вовлечение в процесс всех
участников образовательной и практической деятельности в области
здравоохранения. Разработка стандартов требует определенных параметров к входной
и выходной характеристике будущего врача (профессиональный стандарт),
качественного анализа всей системы, принятия адекватных решений и действий,
направленных на повышение эффективности и результативности системы
профессиональной ориентации молодежи, повышения качества подготовки
специалистов.
Таким образом, создание целенаправленной комплексной системы профессиональной
ориентации молодежи станет важнейшим направлением и основным рычагом перестройки
высшего медицинского образования на довузовском этапе подготовки специалистов,
где глубокая и всесторонняя интеграция деятельности всех социальных институтов
позволит усилить взаимную заинтересованность и ответственность за существенное
повышение качества обучения и профессиональное воспитание медицинских кадров.
Вопросы к разделу III.
- Перечислите основные этапы профессионального самоопределения учащейся
молодежи.
- Какие причины ошибочного выбора профессии врача Вы знаете.
- Опишите пять основных признаков профессии врача.
- Профессиограмма – определение, методическое содержание, основные
параметры.
- Какие формы и методы профориентационной работы с молодежью используются в
практической деятельности преподавателей Вашего вуза.
- Что определяет качество подготовки специалистов с высшим медицинским
образованием.
- Опишите системную модель службы профориентации в здравоохранении.
- Представьте основные параметры плана описания профессии врача при беседе с
потенциальными абитуриентами Вашего вуза.
|